Отклоняющееся девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относится всегда, но особенная четкость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Вот тут-то и нужно искать основы постоянных конфликтов.
Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологический климат в классе, во дворе и т. д.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

Лекарственная терапия может быть полезна на высоте аффекта и проводится психиатром. Для снятия эмоционального напряжения достаточно бывает однократный  прием аминазина, седуксена, кизерцина. В дальнейшем, в психоневрологическом диспансере или на специальном приеме в поликлинике целесообразна психотерапия и психологическая коррекция, в процессе которой психотерапевт объясняет родителям причины, которые привели в данном случае к аффективному реагированию, а подростку опасность или невыгодность подобных реакций для него самого и обучит его избегать ситуаций, в которых у него легко могут возникнуть острые аффективные реакции.

Для предотвращения острых аффективных  реакций и оказания срочной медико-психологической  помощи подросткам при этих критических  состояниях созданы отделения профилактической службы. Эти структуры оказывают  анонимную помощь подросткам с ориентировкой  на немедленное снятие острого напряжения, могущего привести к агрессии и аутоагрессии, отказом от учебы, уходом из дома и другим формам отклоняющегося поведения, на клинико-психологическую диагностику, проведение индивидуальной и семейной психокоррекционной работы. Отделение имеет круглосуточный телефон доверия, кабинеты консультативной и психотерапевтической помощи, небольшой стационар кратковременного пребывания. Отделение кризисно профилактической службы принимает без направления всех обратившихся за помощью подростков, родителей, учителей, воспитателей и других заинтересованных в судьбе подростков лиц.

Психологические особенности переходного  возраста определяют своеобразные модели поведения. В младшем подростковом возрасте встречаются ситуационные нарушения поведения, свойственные детям. Тоже относится и к подросткам с явлениями психического инфантилизма и резидуально-органическими поражениями мозга. Кроме того, выделяются «специфически-подростковые формы поведения».

К формам поведения (реакциям) свойственным, главным образом, детям, относятся  реакции отказа, протеста, имитации, компенсации, гиперкомпенсации. К типично подростковым – реакции эмансипации, группирования, увлечения, а также деликвентность, бродяжничество, суицидное поведение, транзиторные сексуальные девиации.

2.1. Протестное поведение

Разновидностью протестного поведения  является так называемая реакция  отказа (от общения, еды, игр, посещение  уроков) при внезапном отрыве от обычной обстановки (семьи, компании сверстников). Такая форма поведения  характерна для инфантильных подростков. Примером может послужить отказ подростка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители», «Как я провел лето» и т.д. Или отказ посещать уроки учителя, предвзято относящегося к подростку.

Протестное поведение, вызванное  психологически трудной для подростка  ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия), проявляется  в непослушании, грубости, агрессии, наговоров, порче вещей, уходов из дома, суицидном поведении и употреблении алкоголя и наркотиков и пр. В  ряде случаев оно носит демонстративный  характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшении внимании к подростку, связанным с приходом в семью мачехи или отчима, рождением  второго ребенка и т.п. 

Тип протестного поведения во многом зависит от особенности личности. Стеничные, упрямые, возбудимые - склонны к активным, а робкие, тормозимые, неуверенные в себе подростки - к пассивным формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточной энергии и эмоционального оснащения.

2.2. Имитационное поведение

Имитационное поведение характеризуется  копирование внешнего облика, суждений или поведения авторитетных для  подростка людей. Подростки подражают  лидерам среди сверстников, героям книг и кинофильмов, идолам молодежной моды. Имитация далеко не всегда имеет  социально положительную направленность.

Нередко подражание приводит к асоциальному и даже криминальному поведению (сквернословие, хулиганство, кража, изнасилование, разбой, грабежи) и к выработке  вредных привычек (употребление табака, алкоголя, наркотиков).

Подражание свойственно подросткам с истероидными и неустойчивыми чертами характера, также подросткам, поведение который не определяется достаточно сложной мотивацией. Это подтверждается ростом криминального поведения среди подростков после демонстрации кинобоевиков, пропагандирующих насилие или увеличение суицидов среди подростков после просмотра лент с демонстрацией самоубийства. Можно вспомнить волну самоубийств среди молодежи после смерти С. Есенина.

Отрицательные имитации - по существу – негатив с модели, навязываемой в качестве предмета для подражания. В определенной мере движение «хиппи»  – протест и вызов респектабельному истеблишменту – пример отрицательной  имитации.

2.3. Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение

Компенсационное и гиперкомпенсационное поведение маскирует слабость подростков в той или иной области. Компенсационное поведение, будучи формой психологической защиты личности с комплексом неполноценности, связанным с психологическим или физиологическим недостатком, проявляется стремлением восполнить несостоятельность, например, в учебе ролью заводилы в классе или физическую слабость компенсировать энциклопедическими знаниями.

При гиперкомпенсаторном поведении имеет место стремление в достижении успехов именно в той сфере деятельности, в которой подросток слаб. Так, боящийся высоты, начинает заниматься парашютным спортом, а подвергающийся побоям, добиваться успехов в секции бокса.

При гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают иногда гипертрофированный характер, и могут дезадаптировать подростка в коллективе. К примеру, обучившийся кулачному бою бывший всеми третируемый пария и изгой составляет список давних обидчиков и по очереди «восстанавливает справедливость», что влечет за собой соответствующие репрессии со стороны школы, родительского комитета и пр.

2.4. Эмансипационное поведение

Характеризуется повышенным стремлением  подростков к самостоятельности  в независимости от взрослых, потребностью освободиться от контроля и опеки, проявляется  желанием делать все по своему, наперекор, несогласием с установленными страшим  поколением порядками, нетерпимостью  и возражениям к критике в  свой адрес. 

Эмансипационное поведение, являющееся вместе с протестом и подражанием  слагаемыми подростковой субкультуры, предусматривает отличные от принятых у взрослых моды, вкусов, взглядов, язык (жаргон). Борьба за самостоятельность  часто ограничивается лишь внешними чертами непохожести, критиканством по отношению к общественным институтам и ценностям.

Возникновение эмансипационного поведения  способствует чрезмерная опека, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности, отношение к подростку как  к ребенку. В крайних случаях, эмансипированность, подростки уходят из дома, стремясь жить отдельно от семьи, бродяжничают, реже самостоятельно устраиваются на работу, живут в общежитии. Выраженное эмансипационное поведение более свойственно подросткам с возбудимыми чертами характера.

2.5. Группирование

Группирование со сверстниками более  характерно для подростков мужского пола и проявляется стремлением  примкнуть к группе ровесников с  определенной иерархией и распределением ролей.

Группа объединяется территорией, жаргоном, однотипными духовными  запросами и диктуют своим  членам стиль поведения и ценностные установки. В неформальной группе подросток  находит возможность нерегламентированного  общения, самоутверждается, испытывает чувство причастности к своей возрастной когорте.

Неумение найти свою группу может  привести к комплексу неполноценности, ненужности. Кроме того, чтобы быть в группе, компании, «команде» престижно, членство в ней создает чувство  защищенности и анонимности при  совершении правонарушений. Группа сверстников  является источником информации, которую  подросток не может получить от взрослых.  

Подростки с семейно-бытовой запущенностью  находят в группе суррогат семьи.

Интересы антисоциальной группы определяются лидером и имеют социольно-негативную даже криминальную направленность. Будучи социально-незрелыми, несамостоятельными, под влияние лидера (обычно эпилептоидного или гипертимного подростка) попадают, прежде всего, подростки с чертами неустойчивости.

Правилам и законам группы вместе с большинством членов подчиняются  конформные подростки. Жестко и иерархически, стабильные по составу, и, как правило, однополые группы называются автократическими. Анархические группы с неустойчивым составом, не имеющие постоянного  лидера и обычно разнополые, гораздо  более демократичны. Примером могут  служить так называемые молодежные тусовки.

По-видимому, имеется следующая  закономерность: чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испытывает потребность  примкнуть к какой либо группе и вполне удовлетворяется обществом 1 – 2 духовно близких друзей –  ровесников или своим собственным.

Своеобразную группу поведенческих  проявлений у подростка составляет увлечения. Они могут быть основаны на жажде информации, на чувстве  азарта, на страсти к накопительству, стремлении к лидерству, телесному  или духовному совершенствованию  и т. д.

Подросток, находящийся в психотравмирующей  ситуации находит в увлечениях психологическую  пищу. Нередко увлечения становятся крайне интенсивным, ради него подросток забрасывает учебу, работу. Одержимость увлечением может стать причиной нарушения поведения, когда заводятся сомнительные знакомства, заключаются спекулятивные сделки по продаже, обмену и прочее. Постоянная сосредоточенность на увлечении позволяет рассматривать их в некоторых случаях как сверхценные образования.

Половое влечение подростков характеризуется  высокой интенсивностью и в то же время недостаточной дефференцированностью. Отсюда юношеская гиперсексуальность и различные в основном, временные отклонения: онанизм, петтинг, ранняя половая жизнь, гомосексуальные контакты и пр. Определенную роль в появлении сексуальных девиаций играет стремление подростков к группированию и подражанию.

2.6. Делинквентность

- мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной  ответственности.

Делинквентность проявляется в мелком хулиганстве и мошенничестве, «фарцовке» и домашних «кражах», угонах транспортных средств, вызывающим поведением в общественных местах и т. д. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, стремления показать свою смелость, поразить сверстников, иногда, чтобы испытать острые ощущения.

Преобладающим мотивом делинквентного поведения является потребность в самоутверждении, нередко реализуемое через насилие.

Делинквентность подростков носит обычно групповой характер и, также как и алкоголизация, служит средством принадлежности к группе. Наибольшее влияние асоциальная группа оказывает на подростков неустойчивого типа.

Отмечается определенная зависимость  между типом личности и мотивом  правонарушения. Так, для неустойчивых, эпилептоидных и гипертимных подростков характерны мелкие кражи, хулиганство, драки с ровесниками. Причем кража для неустойчивого – способ добычи средств для развлечений, для гипертимного – утвердить себя в глазах товарища, для эпилептоидного – средство обогащения. Для сенситивных и психастенических подростков делинквентное поведение мало характерно.

2.7. Бродяжничество

Бродяжничество более свойственно  подросткам, но первые уходы из дома нередки в детстве.

Они обычно совершаются из-за страха наказания или в качестве протеста, а по мере повторения становятся стереотипными. Для подростков характерны так называемые эмансипационные побеги с потребностью вырваться из под опеки и надоевшего будничного уклада с его нотациями и строго регламентированным поведением. Главная цель таких побегов пожить без заботы и контроля, и свойственны они легко возбудимым и неустойчивым подросткам.

При демонстративных побегах подростков пытается обратить внимание окружающих на свое «бедственное положение», вернуть  утраченное внимание, избавиться от предстоящих  неприятностей, получить те или иные блага. Арсенал таких побегов  невелик, сбежавший стремиться быть скорее найденным и возвращенным домой. Демонстративные побеги характерны для истероидных подростков.

Причиной импунитивных побегов является жестокое обращение в семье или коллективе. Начавшись как проявление острой аффективной реакции, побеги в дальнейшем нередко становятся стереотипом поведения. В отличии от ситуативно – обусловленных, эти побеги связаны с первичными внезапными изменениями настроения. Такие побеги совершаются без предварительной подготовки, в одиночку и являются симптомом психического заболевания (резидуально-органического мозга, эпилепсия).  

Бродяжничество как проявление конфликта «отцов и детей», начавшись  на Западе, было подхвачено и у нас  и во многом идейно соприкасается  с движением «хиппи». «Рейнджеры»  существуют в так называемой системе, обеспечивающей ее участникам эмоциональную  и материальную помощь, путешествуют по стране, живут на чужих квартирах  и дачах. За декларациями неприятия  ценностей старших, стремление к  свободе от власти государственных  институтов и пр. стоят как правило, узкоэгоистические побуждения, банальное нежелание трудиться, кормиться за свой счет. В среде бродяг широко распространены употребление наркотиков, венерические заболевания.

Информация о работе Отклоняющееся девиантное поведение