Особые образовательные потребности и содержание специального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной помощи, в создание гибкой системы коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, включающая специальные (коррекционные) дошкольные учреждения и специальные группы в общеобразовательных детских садах, группы надомного обучения и кратковременного пребывания, интегрированное воспитание. Это позволит расширить возможности выбора адекватных и эффективных форм педагогического воздействия, которые будут отвечать как интересам неординарного ребенка, так и его семьи.

Оглавление

Введение………………………….…………………………………………….. 3
Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития…………………………………………………………………………………… 4
Смысл специального образования……….…….…………………… 6
Реабилитация средствами образования.………………....……………… 7
Заключение……………………………………………….. ………………..………….. 9
Список использованной литературы……………………………… 10

Файлы: 1 файл

Спец педагогика - потребности и содержание спец образования на сайт.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     По  отношению к ребенку с нарушениями  в развитии перестают действовать  традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является  
метафора Л. С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.". Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом".

     Преодоление социального вывиха можно осуществить  исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Реабилитация средствами образования означает:

  • На уровне возраста - совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
  • на уровне содержания образования - выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
  • На уровне методов обучения - построение "обходных путей" обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, "пошаговое" обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
  • На уровне организации - это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
  • На уровне границ образовательного пространства - максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
  • на уровне продолжительности образования - это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
  • На уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования - это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения норально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению "социального вывиха", коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
  • На уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования - это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

       
         Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.

     Реабилитация  средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, выбирая тип образовательного учреждения (массовое или специализированное), необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с нарушением в развитии ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов - обнаружить и сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе его обучения.

     Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

     Особые  образовательные потребности различаются  у детей разных категорий, поскольку  задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

     Организация помощи в развитии и компенсации  ограничений ребенка, исследования и своевременный контроль за внедрение методик, форм и средств специального образования для полноценного развития и жизнедеятельности особых детей и составляют содержание специального образования.

 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Л.С. Выготский. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
  2. Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 1995.
  3. Е.Л. Гончарова. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Дефектология. - 1995. - № 4.
  4. А.Д. Апухтина, Т.А. Басилова, Г.В. Васина, В.Н. Чулков. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей. Дефектология. - 1994. - № 6.
  5. И.М. Бгажнокова. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта. Дефектология. – 1995. - № 1
  6. Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина.Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения. Дефектология. – 1998. - № 3
  7. Э.В. Миронова. Оценка навыка чтения с губ с помощью стандартизованного речевого материала. - М.: Педагогика, 1980.8. Л.И.Тигранова. Пропедевтика формирования логического мышления слабослышащих детей. Дефектология. - 1988. - № 1.
  8. Б.Д. Корсунская. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 1968.
  9. О.И. Кукушкина. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушениями в развитии. ИКП РАО, 1994.
  10. О.С. Никольская. Проблемы обучения аутичных детей. Дефектология. - 1995. № 5.
  11. A.M. Щербакова, Н.Б. Матвеева, Г.А. Наливайко. Создание групп постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью. Дефектология. - 1995. - № 2.
  12. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.,Королевская Т.К. Мир за твоим окном. Специализированная компьютерная программа для детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития.
  13. Статья Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина, «Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии», научно методический электронный журнал Альманах Институт коррекционной педагогики, № 1

Информация о работе Особые образовательные потребности и содержание специального образования