Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

Преступность занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Социологические данные последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Сегодня в состав уголовно-исполнительной системы входят более 60 воспитательных колоний, в которых отбывает наказание около 14000 осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников……………………………………………………3
3. Изолированность как показатель низкого межличностного статуса в группе подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………………………………………………………..4

4. Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы………………………………………………………….6

5. Суггестивные методы в психологической помощи……………………………….…….7

6. Заключение……………………………………………………………………………..…..8

7. Список литературы…………………………………………………………………….…..9

Файлы: 1 файл

Реферат по социальной педагогике на тему.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

На основе данных интервью нами была составлена оценочная  шкала в которой респонденту  предлагалось оценить по 5-ти бальной  шкале степень своего согласия с  утверждениями, касающимися правовой действительности. Затем, нами рассчитывался  коэффициент позитивных ответов с целью анализа структуры социальных представлений (Т.П. Емельянова). Вычисление коэффициента позитивных ответов позволило выявить ядро социальных представлений о правовой действительности осужденных женщин.

Подавляющее большинство  осужденных женщин считают, что закон необходим для того, чтобы направлять людей, удерживать их в определенных рамках и чтобы не было всеобщего хаоса. Указанный элемент ядра социального представления свидетельствует о том, что большая часть респондентов находятся на первом, доконвенциональном уровне развития правового сознания. По мнению осужденных женщин, законы могут быть изменены в ситуации, когда закон устарел и не работает, когда один закон противоречит другому, и можно нарушить закон тогда, когда он «бездействует». В ядро социальных представлений о правовой действительности вошли утверждения о том, что большинство людей соблюдает законы в ситуации конфликта своих интересов и требований закона из-за страха наказания, и люди выбирают противоправное поведение потому, что общество несправедливо, а люди хотят жить лучше и государство вынуждает их к нарушению закона. Осужденные женщины считают, что человек может нарушить закон и быть правым, когда «закон противоречит здравому смыслу» и когда «закон бездействует». Для предотвращения роста преступности, по мнению респондентов, государство должно совершенствовать работу МВД и создавать реабилитационные центры для бывших осужденных.

Суггестивные  методы в психологической  помощи

В настоящее  время, как в психологической  науке, так и практике наблюдается растущий интерес к изучение и применению суггестии. Понятие суггестивного воздействия, несмотря на специфичность своего названия, встречается в повседневной жизни любого человека. Рассуждая о суггестии, люди часто имеют в виду нечто почти сверхъестественное. При этом влияние одного человека на другого в Средние века объяснялось истечением определенной силы в виде так называемого флюида с концов пальцев или из глаз гипнотизирующего во время сеансов гипноза. И поныне этот взгляд особенно охотно поддерживается так называемыми магнетизерами, пользующимися явлениями гипноза в своекорыстных целях эксплуатирования доверенных лиц, что активно критикуется психологической наукой.

Следует отметить, что, к сожалению, в обыденном  языке термин «внушение» приобрёл прочный негативный смысл, ассоциирующийся с манипуляцией, недозволенным вмешательством в сознание человека. Однако, зачастую люди забывают о положительных и конструктивных эффектах таких воздействий. Изучение подходов, позитивно рассматривающих природу состояний изменённого сознания, в которые неизменно погружается человек при суггестивных вмешательствах, а также методов и техник подобного воздействия представляется чрезвычайно актуальным для развития современной практики психологической помощи.

Сейчас востребованность увеличивается суггестивных методов, поскольку в научной среде  происходит переосмысление подходов, методов и сферы применений такого рода воздействий. Есть и еще одна важная предпосылка, обуславливающая  социальный запрос на разработку и внедрения суггестивных методов. Речь идет о повышении экстремальности в мире. Современный человек все чаще сталкивается с чрезвычайными, трудными, экстремальными ситуациями, характеризующиеся, на первый взгляд, своей непредсказуемостью, деструктивными аспектами и тотальной нехваткой времени для психотерапевтических действий, в действительности вполне приемлют суггестивные вмешательства.

Мы придерживаемся позиции, что гипноз и суггестивные методы - это техники вполне ощутимого  и результативного психологического воздействия. Опираясь на работы М. Эриксона, Д. Гриндера, Р. Бендлера, Ч. Тарта, Б. Д. Карвасарского и др., охарактеризуем методы психологического воздействия через достижение состояний изменённого сознания. В современной психотерапевтической практике широко представлены такие методы, как аутосуггестивные воздействия и аутогенные реагирования, гипнотические и наркопсихотерапевтические влияния, методики «маски» и плацебо. В нейро-лингвистическом программировании широко используются элементы суггестивного воздействия на неосознаваемую сферу человека. Так, например, установление «якоря» дает возможность перепрограммирования поведения. Благодаря подобному перепрограммированию, у человека появляется ряд возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Несомненно, психологическое  воздействие должно носить характер высококвалифицированной помощи. Именно поэтому нужно стремиться к освоению как можно большего количества методик  и расширению опыта общения с  людьми, что в свою очередь создаёт незаменимый жизненный опыт человека.

Заключение

Таким образом, для большинства осужденных женщин, принявших участие в исследовании, характерен доконвенциональный уровень  развития правового сознания, враждебное отношение к правоохранительным институтам и учреждениям, что существенно затрудняет деятельность по правовой ресоциализации указанной категории лиц. Раннее выявление психологических и физиологических особенностей ребенка способствует коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, в связи, с чем возрастает роль психолого-педагогической диагностики и оптимизации межличностных отношений. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности, определить наклонности и тенденции в поведении и вовремя составить ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Клейберг, Ю.А.  Девиантология / Ю.А. Клейберг - СПб.: Речь, 2007.

2. Клейберг, Ю.А.  Психология девиантного поведения  / Ю.А. Клейберг - М.: Сфера, 2008.

3. Коломенский,  Я.Л. Психология взаимоотношений  в малых группах / Я.Л. Коломенский  - Минск: ТетраСистемс, 2006.

4. Емельянова  Т.П. Конструирование социальных  представлений в условиях трансформации Российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. - М.: Каас. 2009.

6. Карвасарский  Б.Д. Психотерапия. - СПб.: Питер, 2008.

7. Магомед-Эминов  М.Ш. Трансформации личности. - М.: ПАРФ, 2008.

8. Магомед-Эминов  М.Ш. Экстремальная психология. Т.2. - М.: ПАРФ, 2006.

9. Рудестам К.  Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2007.

10. Руководство  по психотерапии//Под ред. Рожновой. - М., 2009.

11. Эриксон М.  Мой голос останется с вами. - СПб, 2005.

12. Ялом И.  Групповая психотерапия. - СПб.: Апрель-Пресс,  Издательство Института психотерапии, 2005.

Информация о работе Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми