Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 18:03, реферат

Краткое описание

Преступность занимает одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем. Социологические данные последних лет свидетельствуют о неуклонном увеличении темпов роста преступности, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Сегодня в состав уголовно-исполнительной системы входят более 60 воспитательных колоний, в которых отбывает наказание около 14000 осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………2
Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников……………………………………………………3
3. Изолированность как показатель низкого межличностного статуса в группе подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………………………………………………………..4

4. Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы………………………………………………………….6

5. Суггестивные методы в психологической помощи……………………………….…….7

6. Заключение……………………………………………………………………………..…..8

7. Список литературы…………………………………………………………………….…..9

Файлы: 1 файл

Реферат по социальной педагогике на тему.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Реферат по социальной педагогике на тему: «Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка 301 группы

Сычева  Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников……………………………………………………3

      3. Изолированность как показатель низкого межличностного статуса в группе подростков, склонных к девиантному поведению………………………………………………………………………………………..4

      4. Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы………………………………………………………….6

     5. Суггестивные методы в психологической помощи……………………………….…….7

     6. Заключение……………………………………………………………………………..…..8

     7. Список литературы…………………………………………………………………….…..9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

Преступность  занимает одно из ведущих мест среди  наиболее острых социальных проблем. Социологические  данные последних лет свидетельствуют  о неуклонном увеличении темпов роста преступности, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Сегодня в состав уголовно-исполнительной системы входят более 60 воспитательных колоний, в которых отбывает наказание около 14000 осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. До осуждения более половины из них не работали и не учились, 40% имели условную судимость, более 10% - являются сиротами. Кроме этого, в настоящее время в следственных изоляторах России содержится около 9000 несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; а в 2 346 уголовно-исполнительных инспекциях на учете состоит около 45000 несовершеннолетних условно осужденных. Уровень повторной преступности среди подростков в два раза превысил аналогичный показатель среди взрослых, осужденных без изоляции от общества.

Особенности восприятия жизненных  ситуаций в контексте  жизненного пути несовершеннолетних преступников.

Преступность  несовершеннолетних - своеобразный индикатор  социальной ситуации в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. В этой связи изучение психологических особенностей несовершеннолетних преступников является актуальной научной задачей.

Предметом нашего исследования являются особенности  восприятия жизненных ситуаций несовершеннолетними преступниками.

Теоретическими  основаниями исследования являются представления о жизненном пути человека К.А. Абульхановой-Славской, Е.Ю. Коржовой; представления о личности несовершеннолетнего преступника  и факторах делинквентного поведения Г.М. Миньковского, А. В. Баженова, А.А. Ратинова, Л.И. Аувяэрта.

Цель - изучение особенностей восприятия жизненных  ситуаций, а также их взаимосвязей с ценностными ориентациями в  контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников.

1. В группе  несовершеннолетних преступников  на уровне тенденции преобладает  объектная жизненная ориентация, т.е. детерминация их жизни  осуществляется преимущественно  внешними ситуациями, тогда как  в контрольной группе наблюдается  большая выраженность субъектной ориентации.

2. Для несовершеннолетних  преступников менее характерно  стремление планировать свою  жизнь, менее выражено стремление  к внутреннему росту, самосовершенствованию,  чем для их законопослушных  сверстников (U = 459.5; p = 0.002). Об этом свидетельствуют и представление о своем жизненном пути как малособытийном. Воспитанники колонии воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств. Юноши контрольной группы характеризуются большей творческой направленностью (U = 516.5; p = 0.002); в своей жизни они стремятся реализовать принцип жизнетворчества, самоактуализации, обретения смысла жизни, чего не обнаружено у воспитанников колонии.

3. Для воспитанников  колонии них важны большинство  предложенных ценностей за исключением  «высоких запросов», «жизнерадостности», «исполнительности», «непримиримости  к своим и чужим недостаткам», «эффективности в делах» и «чуткости». Но особенно значимы такие ценности как «свобода» (U = 0.0; p = 0.02) и «наличие хороших друзей» (U = 2.5; p = 0.002). Это можно объяснить особенностями пребывания в данном учреждении.

4. В группе  несовершеннолетних преступников преобладает жизненная стратегия «пользователь» с ориентацией на прагматичные цели, тогда как в контрольной группе преобладает неопределенная стратегия.

Изолированность как показатель низкого  межличностного статуса  в группе подростков, склонных к девиантному поведению.

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут  к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и  психологическим стрессам. Именно в  этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. Таких детей все больше отличает отчужденность, тревожность, одиночество, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности и снижению коммуникативной активности. Подростковый возраст характеризуется бурными физиологическими изменениями в организме, и подростки часто бывают, недовольны своей внешностью, и из-за боязни быть осмеянными сверстниками неохотно идут на контакт, замыкаясь в себе. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело.

Обзор психологического статуса современного подростка  позволяет констатировать проблему «лишенного человека», не нашедшего  себя в мире, как одну из центральных  проблем психологии. Проблема изолированности  в подростковом возрасте является наиболее актуальной в настоящее время, т.к. низкий межличностный статус ведет к искажениям в развитии ребенка.

В настоящее  время среди исследователей наблюдается  повышенный интерес к проблеме межличностного неблагополучия. Научное изучение проблемы изолированности в современном обществе осуществляются в психологии, философии, психопатологии, социологии. В разработку теоретических аспектов проблемы изолированности заметный вклад внесли Дж. Морено, А. Камю, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Г. М. Андреева, Л. Я Гозман, Е.А Горшкова, Ю. А. Клейберг, Я. Л. Коломенский, А. М. Прихожан и др.

Изучение проблемы межличностного неблагополучия, в том  числе неблагополучия ребенка, подростка  среди сверстников, имеет длительную историю. Первые собственно экспериментальные  работы были выполнены Дж. Морено. С тех пор этой проблеме было посвящено большое количество исследований, в результате которых получено множество фундаментальных, теоретически и практически значимых фактов. Вместе с тем многие вопросы остаются недостаточно разработанными, что отражается, прежде всего, в неупорядоченности терминологии, описывающую данную проблемную область. Для описания неблагополучия человека в системе межличностных отношений или низкого межличностного статуса в литературе используются такие понятия и определения, как «изолированность», «отверженность», «непопулярность», «одиночество», «дети без друзей», « изолированность члена группы» и др.

Целью исследования является: оптимизация межличностных  отношений, направленная на повышение  низкого статуса подростка, склонного к проявлениям девиантного поведения.

Предметом исследования является изолированность как показатель низкого межличностного статуса  у подростков, склонных к проявлениям  девиантного поведения.

В своей экспериментальной  работе мы использовали термин «изолированность», т.к. во-первых, литературные данные убедительно свидетельствуют о том, что решающее значение имеет сам факт непринятия человека другими людьми, сверстниками, а не то, насколько сильно, активно, явно выражено это отвержение; во-вторых, используя понятие «изолированность», мы тем самым включаем изучение межличностного неблагополучия в более широкий научный контекст изучаемого в настоящее время в психологии явления изоляции.

Под изоляцией  понимается - нарушение общения, обусловленное обособлением человека от других людей и связанное либо с физическими условиями, либо с недостатками основных каналов общения между людьми.

Изучение группы изолированных подростков позволило  выявить особенности взаимодействия этих детей с окружающим миром. Дети, категории изолированных испытывают трудности в самостоятельном принятии решений, редко берут инициативу на себе, а в критической ситуации инициатива и вовсе сходит на «нет». Эти дети не стремятся занимать лидерские позиции, но все они хотят быть понятыми и принятыми. Такие дети избирательны в установлении близких доверительных отношений, поэтому, в большинстве случаев, у них наблюдается высокий уровень одиночества, который характеризуется его постоянным ощущением, ожиданием какого-либо звонка, или просьбы. Человек с высоким уровнем чувствует себя покинутым, заброшенным. У него постоянно возникает ощущение, что никто его не понимает, не разделяет его взглядов. Такое состояние является хроническим. Для изолированных детей преобладающей стратегией психологической защиты является инстинктивная агрессия. Дети данной открыто идут на конфликт, они эмоционально неуравновешенны, вспыльчивы, неадекватно реагируют на замечания и оскорбления.

Реализация коррекционно-развивающей  программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений, способствовала тому что, большинство детей группы изолированных смогли повысить свой статус и перешли в группу «принебрегаемых». Дети, категории изолированных перестали испытывать трудности в самостоятельном принятии решений, стали более ответственными и инициативными. Но, несмотря на это, такие дети не стремятся занимать лидерские позиции. Для данной категории детей преобладающей психологической защитой стало агрессия и миролюбие, т.е. там, где происходит явственное ущемление их интересов, такие дети открыто вступают в конфликт, но в то же время некоторые конфликтные ситуации дети способны решать компромиссным путем. Таким образом, гипотеза исследования заключающаяся в том, что коррекционная работа, направленная на оптимизацию межличностных отношений позволит изменить низкий межличностный статус, т.е. снизить количество изолированных подростков, в группе детей склонных к проявлениям девиантного поведения доказана.  

Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Важность социально-психологического исследований правосознания связана  с социальными процессами, происходящими  сегодня в нашей стране. Современная  Россия пытается создать правовое государство, граждане которого «живут по закону». Правовое государство невозможно построить «сверху», навязав его людям, поскольку оно может полноценно функционировать только тогда, когда большинство граждан обладает развитым правосознанием. Вопрос о том, насколько российские граждане желают участвовать в создании правового государства тесно связан с содержанием их правосознания. Создание правового государства невозможно без эффективной системы правовой ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. К сожалению исправительные учреждения не справляются с этой задачей, и на свободу выходят озлобленные люди, не желающие соблюдать закон. Особую категорию осужденных составляют женщины. Для данного контингента осужденных характерен низкий образовательный статус, и, как правило, проживание в неблагоприятных социально-экономических условиях. Целью нашего исследования явилось изучение представлений о правовой действительности у осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Исследование проводилось на базе ФГУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, в котором приняло участие 101 женщина в возрасте от 18 до 50 лет, осужденные за различные виды преступлений.

Для сбора данных использовались: интервью по изучению представлений о правовой действительности (Е.Л. Сучкова); оценочная шкала составленная на основе денных полученных интервью, содержащая 80 утверждений.

Анализ данных, полученных с помощью интервью показал, что более половины (65%) респондентов считает, что людям нет необходимости  соблюдать законы во всех случаях  жизни («законы не всегда в силе», «они не продуманы до конца», «власть нарушает, почему нам нельзя», «так складываются обстоятельства»); законы нужно корректировать для того, чтобы люди могли поступать так, как «требует жизнь» (97%). Почти половина (42%) опрошенных относятся к деятельности правоохранительных органов крайне негативно. Они считают их деятельность малоэффективной и зачастую не правомерной («не работают правоохранительные органы, прокуратура, суды»; «некомпетентность сотрудников»; «коррупция в рядах сотрудников и судей»; «деньги и власть, которые решают многое»; «был бы человек, а дело найдется». Меры наказания, выносимые судом, в большинстве случаев (72%) ими воспринимаются как несправедливые. Анализ ответов, полученных на вопрос «Считают ли люди, отбывающие наказание в виде лишения свободы, себя виновными в совершении тех преступлений, в которых их обвинили?», показал, что большинство опрошенных (56%) отмечает то, что не все осужденные считают себя виновными в тех преступлениях за которые отбывают наказание.

Информация о работе Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми