Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Поэтому цель исследования: определить особенности адаптации к условиям дошкольного учреждения детей 3 лет с нарушениями развития речи.
Объект исследования: адаптация к условиям дошкольного учерждения детей 3-х лет с нарушением развития речи.
Предмет исследования: особенности адаптации к условиям дошкольного учреждения детей 3 лет с нарушениями развития речи.
Введение
1.Сущность адаптации в ДОУ
1.1. Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации
1.2. Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка
1.3. Психологические трудности дошкольников
2. Особенности ребенка дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии.
2.1.Особенности развития ребенка с отклонениями речи.
2.2. Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей с нарушениями речи
Заключение
Список литературы
В этом же возрасте ребенок овладевает техникой рисования, лепки, аппликации, конструирования. В процессе развития продуктивных видов деятельности у дошкольника совершенствуется восприятие, внимание, воображение, мышление, расширяются его представления об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность детей способствует их эмоциональному, волевому, речевому развитию.
Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения. Специальные занятия развивают любознательность, систематизируют знания о мире, других людях, самих себе.
Таким образом, в дошкольном возрасте возникает разнообразие видов детской деятельности, реализующих усложнившиеся потребности ребенка и создающих условия для перехода его на новую ступень развития.
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка.
На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.
Содержание работы воспитателя ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:
формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).
формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;
формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.[12]
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям[1].
Во-первых, надо понимать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Мальчики 3- лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. [2]
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным. [9]
Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет – девочку и 3,5 лет – мальчика. [10]
Если ребенок – единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза. [11]
Личность – сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход нам помог комплекс различных социально-психологических методов, а также ряд других приемов и методов, позволивших анализировать особенности развития личности ребенка в трудных, неблагоприятных условиях.
Особенности развития ребенка с отклонениями речи мы проанализировали с учетом совокупности основных сфер развития личности. Определенное развитие речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка. Е. М. Мастюкова в своих работах отметила, что многие дети с нарушениями речи при сохранном интеллекте имеют выраженные трудности обучения, дисгармоническое отставание психического развития.
Нарушение фонематического восприятия отмечают у всех детей с нарушением речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целого образа предмета. Простое зрительное узнавание не отличается от нормы.
В реализации задачи по перцептивному действию дети чаще пользуются элементарными формами ориентировки. Дети часто ориентируются не на форму, а на цвет. Нарушения пространственного восприятия. [2,3]
Таким образом, для детей дошкольного возраста с речевой патологией характерным являются нарушения зрительного восприятия и зрительных, предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этой группы детей меньше страдает зрительное восприятие. [16]
Внимание детей с речевыми недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Стабильность темпа деятельности у дошкольников имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическими действиями очень трудная задача для детей. Все виды контроля за деятельностью несформированны или значительно нарушены.
Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы. Продуктивное запоминание несколько снижено, так как это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Для детей характерно снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания.
Нарушение структуры деятельности, не противоречат сохранению возможности смыслового и логического запоминания.
Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами специфического развития детей обуславливают некоторые специфические особенности их мышления.
У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. Дети отстают в развитии наглядно – образного мышления, с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего и умозаключением по аналогии. Для детей чаще всего характерна ригидность мышления.
Воображение отстает в развитии. В целом для детей характерны: инертность. Недостаточная подвижность, быстрая истощаемость процессов воображения. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами. [20]
Нарушения речи связаны с трудностями речевого общения с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствует осуществлению полноценного общения, следствие этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. В целом коммуникативные возможности детей отличаются от нормы. Обращает на себя внимание недостаточно высокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Игры зачастую приобретают неорганизованные формы.
Изучение общения показывает, что развитие общения преобладает ситуативно – деловая его форма, что характерно для развития детей 2 – 4 летнего возраста.
Эмоционально - волевая сфера ребенка развивается в следующем направлении, детям характерна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В определение эмоционально – личностных свойств преобладает экцентричность, дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи. Самооценка таких детей, как правило, завышена. Уровень притязаний, свидетельствует о том, что реакция на неуспех отличается от нормы. Дети фиксируются на своем дефекте, так Селиверстов В.И. предложил следующие степени фиксации на своем дефекте:
Информация о работе Особенности ребенка дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии