Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:29, доклад

Краткое описание

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой

Файлы: 1 файл

osobennosti_razvitiya_slovarya_detey_starshego.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

 Особенности развития словаря детей старшего

                       дошкольного возраста

     Особенности развития  детского словаря достаточно  полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря  детей дошкольного возраста выделяют  две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

   Количественный рост находится  в зависимости от условий жизни  и воспитания, поэтому в литературе  данные о количестве слов дошкольников  разняться между собой. По словам Д.Б.Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".

    К старшему дошкольному  возрасту количественный словарь  ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.

   Дети 5-7 лет владеют бытовым  словарем на уровне разговорного  языка взрослых, употребляет слова  не только с обобщающим, но  и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( "самостреляльный" пистолет и т.д.).

   В старшем дошкольном  возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

    Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.

    В старшем дошкольном  возрасте продолжаются занятия  по обогащению словаря детей. Наглядные методы( экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание  картин и др. ) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в  словосочетании или предложении.

   Особое внимание уделяется  обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.

   Одновременно с углублением  знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих  разнообразные признаки предметов  и действий.

Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно).

   Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности :

      1)  предметы для  сравнения подбираются с достаточным  количеством сравниваемых признаков ( цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.;

      2) сравнение должно  быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

      3) основными приемами  обучения должны быть вопросы  и указания, помогающие детям  последовательно сравнивать, замечать  те особенности, которые они сами  не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

     4) дети должны проявлять  максимум речевой активности.

      Проводится непосредственно  образовательная деятельность по  формированию родовых понятий  на основе обобщения групп  предметов различных видов.

      Таким образом, на  основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов  у детей старшего дошкольного  возраста постепенно формируется  понятийный характер слов.

     Объяснять значения  слов старшим дошкольникам уже  можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

   Смысловая сторона речи  развивается и в процессе работы  над антонимами. Сначала используются  приемы работы с изолированными  словами, затем - с такими же словами  в предложениях и связных высказываниях:

  -  подбор антонима к заданному  слову;

  - отыскивание антонимов в  рассказах, пословицах, поговорках;

  - договаривание предложения  с антонимами;

  - составление предложений и  связных высказываний с заданной  парой антонимов.

     Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".

 

 

Выделяются такие приемы работы с синонимами:

  -  подбор синонимов к изолированному слову;

  - объяснение выбора слов  в синонимическом ряду.

Целесообразно также использовать следующие приемы:

  - составление предложений со  словами синонимического ряда;

  - составление рассказа со  словами синонимического ряда.

 На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

      В итоге у детей  должен накапливаться значительный  объем знаний и соответствующий  словарь, что должно обеспечивать  свободное их общение в широком  плане ( общение со взрослыми и  сверстниками, понимание литературных  произведений, теле- и радиопередач т.п.). Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

  

      

 

 


Информация о работе Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста