Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 23:29, доклад
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой
Особенности развития словаря детей старшего
дошкольного возраста
Особенности развития
детского словаря достаточно
полно изучены в физиологии, психологии,
психолингвистике. В развитии словаря
детей дошкольного возраста
Количественный рост находится
в зависимости от условий
К старшему дошкольному
возрасту количественный
Дети 5-7 лет владеют бытовым
словарем на уровне
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.
В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы( экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др. ) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.
Особое внимание уделяется
обогащению детской речи
Одновременно с углублением
знаний происходит освоение
Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно).
Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности :
1) предметы для
сравнения подбираются с
2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;
3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;
4) дети должны проявлять максимум речевой активности.
Проводится непосредственно
образовательная деятельность
Таким образом, на
основе рассматривания, обследования,
сравнения и обобщения
Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
Смысловая сторона речи
развивается и в процессе
- подбор антонима к заданному слову;
- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
- договаривание предложения с антонимами;
- составление предложений и
связных высказываний с
Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".
Выделяются такие приемы работы с синонимами:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
Целесообразно также использовать следующие приемы:
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
В итоге у детей
должен накапливаться
Информация о работе Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста