Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности как междисциплинарное
— определить виды одаренности
— изучить особенности проявления одаренности у младших школьников
— выявить основные направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.08 Кб (Скачать)

Практика показывает, что в большинстве случаев занятия с одаренными школьниками сводятся к обычной интенсификации деятельности или в лучшем случае к углубленному изучению материала. Еще менее эффективен способ механического "перескакивания" через классы, что фактически свидетельствует о педагогической беспомощности и непонимании сути дела.

 

Более опытные педагоги стремятся к достижению следующих целей: 

-   раскрытие творческого потенциала личности;  

- развитие познавательных и  творческих способностей учащихся  с различным уровнем одаренности.         

Работая в данном направлении, учителя начальных школ и гимназий руководствуются следующими программно-методическим обеспечением:

  • Устав школы;
  • Программа «Одаренные дети»;
  • УМК «Школа 2100» (проблемно-диалогическое обучение прогнозирует  создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л.В.Занкова» (развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
  • Программы деятельности классных коллективов;
  • Отбор, регулярное  пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
  • Медиаресурсы , возможности Интернета. [19; 21]

Учителя стараются систематически проводить уроки с использованием дидактических игр. Это и «математическое лото», и «соревнование художников», урок- путешествие, «математический базар», сказки, игра «Счастливый случай», составление кроссвордов, различные игровые ситуации. Из этого можно сделать вывод, что систематическое применение их, делает учебный процесс более интересным, творческим влияет на повышение качества знаний. Также учителя советуют, вовлекать талантливых детей во внеурочную работу.

  Практика показывает, что важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Следует отметить, что еще учителя советуют урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся, где каждый смог бы проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.  Давать детям возможность принимать участие  в Международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и тд.

Наиболее важным результатом для себя и окружающих учителя считают, высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. На помощь в работе с творческими детьми, в связи с переходом на ФГОС, помогает  технологическая карта урока. [17]

Также опыт показывает, что большинство молодых учителей задаются вопросом: « Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного?» Опытные педагоги предлагают несколько путей решения этого вопроса: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В практике своей работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).

Заслуживает внимания разработка одной из школ, для выявления разных видов одаренности младших школьников был сформирован пакет диагностических методик, создан банк данных одаренных детей, разработана авторская программа «Одаренный ребенок», организована работа с родителями одаренных детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании детей. Организовано участие обучающихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, проектах (школьные и городские олимпиады, всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» и др.) Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей. Ведь над развитием одаренного ребенка должны заниматься не только учителя, но и их родители. [16]

Можно сделать вывод, что учителя в работе с одаренными детьми сталкиваются с различными трудностями, но тем не менее не опускают руки, и придумывают все более интересные формы, методы и приемы работы с одаренными учениками. Ведь они будущие двигатели прогресса. И именно от учителя зависит, сможет ли он разглядеть и развить те необыкновенные способности, которые заложены в детях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

В ходе анализа литературы было установлено, что одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Анализ исследований позволил выделить следующие виды одаренности: художественная, интеллектуальная, академическая, творческая и социальная. Далее раскрыты их особенности.

Вместе с тем были изучены особенности проявления детской одаренности у младших школьников в начальной школе. Как правило, у одаренных детей проявляются:

– высокая продуктивность мышления;  
– легкость ассоциирования;  
– способность к прогнозированию;  
– высокая концентрация внимания. 

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

Далее были выявлены направления работы с одаренными детьми. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми можно выделить:

а) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;

б) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

– исследовательский; 

– частично-поисковый; 

– проблемный; 

– проективный;

Проанализировав педагогический опыт работы с одаренными детьми в начальной школе, можно сделать вывод, что учителей привлекает проблема одаренности, они с готовностью ищут интересные методы и приемы работы с одаренными детьми. Учителя, несомненно, сталкиваются с проблемами, но это их не останавливает. Молодым учителям в этом вопросе, на помощь приходят более опытные педагоги.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

 

 

 

Список литературы

  1. Степанов С.С Психологический словарь для родителей.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.- 154 с.
  2. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
  1. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. -215 с.
  1. Лизинский В.М. Исследование одаренности учащихся// Классный руководитель.-2011.-№1.-С.96-100.
  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д. Шадриков.- М.: Издательский центр «Академия» , 1998. – 215 с.
  1. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.- М, 1961.- с. 9—20
  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  1. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  2. Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч.- 1999.-№6.- С. 70–72.
  3. Мельхорн П. Гениями не рождаются // Ваша школа.- 1985.- №2.- С. 10–15.
  4. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, , Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под общ. ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с. 
  5. Хромова Т.  Одаренные дети.  Воспитание школьника // Завуч.– 1997.- №4.- С. 6–9.
  6. Чудковский В., Юркевич В. Одаренность: дар или испытание. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 128 с.
  7. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. – СПб.: Союз, 1997. – 128 с.  
  8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989.- №6.- С.29 - 33.
  9. Ученые записки ГНИИ психологии [Электронный ресурс] / Теплов Б.М. Способностти и одаренность. - М.: Ученые записки ГНИИ психологии, т. 2, 1941. - Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru.
  10. Запривода А.Ю.  Из опыта работы с одаренными детьми.- Режим доступа: http://nsportal.ru.
  11. Васьковская О.Н. Программа: Организация работы с одаренными детьми в начальной школе.- Режим доступа: www.cо1858.ru.
  12. Кудушкина В.А. Виды одаренности.- Режим доступа: http://www.zavuch.info.
  13. Алихметкина А.Г Работа с одаренными детьми.- Режим доступа: http://www.edu.cap.ru.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе