Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности работы с одаренными детьми в начальной школе.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности как междисциплинарное
— определить виды одаренности
— изучить особенности проявления одаренности у младших школьников
— выявить основные направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.08 Кб (Скачать)

В заключении необходимо подчеркнуть, что перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Поэтому педагогу необходимо знать особенности проявления одаренности у младших школьников. [3]

 

3. Особенности проявления одаренности у младших школьников.

 
          В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности.                      У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой. [7]

«Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [12].

Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

Следует также отметить, что одаренные дети с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. [13]

Одаренные дети, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

А также «Для одаренных детей характерна довольно стандартная ситуация, когда в беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». [8]

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13; 16]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает ребенок. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями.

Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному ребенку. Такие дети склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях. Они испытывают трудности в делах, требующих точности. Одаренные дети могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

Необходимо выделить, принципы  педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 
– принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 
– принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. [13]

Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранение причин, препятствующих творческому росту. Поэтому важную роль в этом вопросе играет, правильный выбор направлений работы с одаренными  детьми.

4.Основные направления работы с одаренными детьми

в начальной школе 

        Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс в начальной школе необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Учителю нужно понимать необходимость выполнения данного направления, и ставить перед собой следующие задачи:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
  • организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

 

        В период подготовки детей к обучению в 1 классе в школе нужно начать работу, по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный  уровень. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком.  

      Таким образом, составляя программы и по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагогам нужно уделить особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями. [13]

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Использование современных образовательных технологий и методов:

 

       -технологии развивающего и проблемного обучения, 

      -технология критического мышления,  

      - информационно-коммуникативные технологии, 

      - здоровьесберегающие технологии,

  • -технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

 

        - деятельностный метод, 

       - проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми может составлять:

  • Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, краеведению, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
  • Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, Домах творчества, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
  • Участие в школьных и городских, краевых  предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку)
  • Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах,  («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Совенок», «Английский бульдог»), в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте  для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
  • Активное участие младших школьников в работе научного общества младших школьников «Почемучки»;
  • Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
  • Городские, краевые спортивные соревнования, марафоны, конкурсы
  • дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).

Кроме этого, необходимо развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования, т.е. использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка. [14]

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что   развитию одаренности мотивированных  учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
  • Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации

 

           по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей, МО гимназии, городских творческих групп, курсов повышения квалификации педагогических кадров, методических недель и т.д.);

Также детей необходимо поощрять  грамотами и дипломами, благодарностями, для мотивирования их к дальнейшим успехам Награждение должно проходить торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды могут собираться в портфолио учеников. [1]

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос.

Задача педагога – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

5. Анализ педагогического  опыта работы с одаренными  детьми в начальной школе

Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Некоторые школы для одаренных детей ставят своей целью повышение познавательной мотивации ребенка. Однако, главное - ответить на вопрос: "Как работать с одаренными?"

Исследования показывают, что учителя часто радуются, когда одаренные дети практически не испытывают серьезных проблем во время учебы. Хотя именно в этом кроется причина их будущих неудач (не в школе, а в жизни!), так как познавательная деятельность таких детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но недостаточно сформировывается умение преодолевать трудности. По этой и некоторым другим причинам одаренные дети испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. По данным психологических исследований, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Поэтому постоянно учителю нужно учиться, совершенствовать свои собственные знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. [18 ; 19]

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе