Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:47, курсовая работа
Дошкольное детство – это период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.
Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………...4
1 Развитие мышления ребенка дошкольного возраста…………………………4
1.1 Мышление и действие………………………………………………………..4
1.2 Мышление и образ……………………………………………………………5
1.3 Мышление и речь…………………………………………………………….6
1.4 Логическое мышление дошкольника………………………………………..6
2 Влияние взрослых на психическое развитие дошкольника…………………..7
3 Игра – как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте………………..7
3.1 Младшие дошкольники……………………………………………………….8
3.2 Средний дошкольный возраст………………………………………………..8
3.3 Старший дошкольный возраст……………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………..9
Список использованных источников…………………………………………………..10
Приложения………………………………………………………………………………11
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Новгородский |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | Особенности психического развития в дошкольный период |
Фамилия студента | Игнатьева |
Имя студента | Александра |
Отчество студента | Юрьевна |
№ контракта | 02200090701128 |
Введение…………………………………………………………
Основная
часть…………………………………………………………………
1 Развитие мышления ребенка дошкольного возраста…………………………4
1.1
Мышление и действие……………………………………………………….
1.2
Мышление и образ……………………………………
1.3
Мышление и речь………………………………………
1.4
Логическое мышление
2
Влияние взрослых на
3 Игра – как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте………………..7
3.1
Младшие дошкольники……………………………
3.2
Средний дошкольный возраст…………
3.3
Старший дошкольный возраст…………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Дошкольное детство – это период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.
Дошкольный возраст характеризуется отделением ребенка от взрослого к концу раннего возраста. Ребенок выходит за пределы своего семейного мира и начинает взаимодействовать с миром других взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый выступает – как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Данный период сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если эти качества не будут заложены в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии исправить это будет очень трудно.
В дошкольном возрасте ребенок активно взаимодействует со сверстниками. А.П. Усова и другие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.
1 Развитие мышления ребенка дошкольного возраста.
В дошкольный период интенсивное развитие мышления определяется преобладающей ролью восприятия, предметно – орудийной деятельностью ребенка и носит наглядно – действенный характер.
1.1 Мышление и действие.
Младшие дошкольники (3 – 4 года). Данная категория детей не всегда использует действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи. Младший дошкольник обычно предварительно не анализирует условий задачи и прямолинейно идет к ее решению любым путем.
Критическое
отношение к получаемому
Дети среднего дошкольного возраста (4 – 6 лет). На данном возрастном этапе происходит осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой или аккомпанементом, выполняемого действия (Л.С.Выготский).
Дети старшего дошкольного возраста (6 – 7лет). На данном возрастном этапе изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Ребенок уже способен, не прибегая к практическим манипуляциям, решить в уме предложенную задачу.
Перестройка действия и превращение его из хаотического, поискового в разумное, проблемное, характеризует изменение всей мыслительной деятельности ребенка.
Особенности развития действенной формы мышления заключаются:
Изменения в процессе мышления обусловлены:
-расширяющейся практикой ребенка, все более полно и многообразно усваивающего опыт взрослых;
-нарастающими
в соответствии с
-возрастающим значением речи.
1.2 Мышление и образ.
Конкретная образность детского мышления давала основание некоторым психологам (К.Бюлер, В.Штерн, Дж. Селли) рассматривать образность как определенный вид мышления, как ступень в развитии высших форм мышления. Характерной чертой такой образности является синкретизм. Синкретизм выступает и в восприятии, и в мышлении ребенка.
Синкретизм, по мнению Ж.Пиаже,- качество мышления, свойственное ребенку дошкольнику. Оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа, путем произвольного соединения наиболее ярких частей.
1.3 Мышление и речь.
Конкретная образность детского мышления отчетливо проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями.
Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, но понятия, обозначенные этими словами, они усваивают лишь постепенно. Этот процесс показывает сложность отношений мышления и языка, слова и образа, образа и понятия.
Своеобразен и способ обобщения разного содержания, которым пользуется дошкольник. По данным К.А.Некрасовой, ребенок часто ориентируется на самые разнообразные признаки, используя то одни, то другие как основу для объединения предметов в группы, категории. В одном случае дошкольник объединяет предметы собирательным словом, в другом случае объединяет объекты по тем субъективным переживаниям, которые они в нем вызывают.
Уровень обобщения зависит от:
1.4 Логическое мышление дошкольника.
Факты
показывают, что ребенок 3 – 5 лет
может делать совершенно правильные
выводы путем индуктивных и
В повседневной жизни дети часто высказывают суждения и умозаключения, совершенно правильные как по содержанию, т.е. по устанавливаемым связям, так и по форме.
Дети учатся искать и устанавливать наиболее существенные признаки в предметах и явлениях, находить существенные зависимости, связи между ними, у них быстро развиваются подлинно логические формы мышления (эксперимент А.Р.Лурия).
Наиболее трудным оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом значении.
Развитие мышления ребенка обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребенка играет речь. Накопление словаря, освоение простых и сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение – необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольника.
2 Влияние взрослых на психическое развитие дошкольника.
Ранний опыт ребенка создает тот фон, на котором идет развитие навыков речи, умения слушать и думать. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми.
В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия.
Взрослые оказывают влияние на ребенка. Воздействия могут быть различными: во - первых, взрослый воспринимается ребенком как субъект, как личность, как представитель общества. Во – вторых, взрослый ставит перед ним задачи на познание или усвоение каких – либо действий. Взаимные отношения оказывают влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.
3 Игра – как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения.
3.1 Младшие дошкольники.
Играют, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия взрослых.
3.2 Средний дошкольный возраст.
Игры становятся совместными, в них включается больше детей. Главное в этих играх имитация определенных отношений между людьми, в частности – ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Сюжетно – ролевые игры имеют разные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре – это семейные роли, воспитательные, профессиональные или сказочные. Исполнителями могут быть в игре взрослые, дети и даже игрушки.
Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период