Особенности психического развития в дошкольный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство – это период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………...4
1 Развитие мышления ребенка дошкольного возраста…………………………4
1.1 Мышление и действие………………………………………………………..4
1.2 Мышление и образ……………………………………………………………5
1.3 Мышление и речь…………………………………………………………….6
1.4 Логическое мышление дошкольника………………………………………..6
2 Влияние взрослых на психическое развитие дошкольника…………………..7
3 Игра – как фактор развития ребенка в дошкольном возрасте………………..7
3.1 Младшие дошкольники……………………………………………………….8
3.2 Средний дошкольный возраст………………………………………………..8
3.3 Старший дошкольный возраст……………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………..9
Список использованных источников…………………………………………………..10
Приложения………………………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

творческая работа игнатьева а.ю..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Новгородский
Вид работы Творческая  работа
Название  дисциплины Педагогическая  психология
Тема Особенности психического развития в дошкольный период
Фамилия студента Игнатьева
Имя студента Александра
Отчество  студента Юрьевна
№ контракта 02200090701128

 

     Содержание.

Введение………………………………………………………………………………….3

Основная  часть…………………………………………………………………………...4

     1 Развитие мышления ребенка дошкольного возраста…………………………4

      1.1 Мышление и действие………………………………………………………..4

      1.2 Мышление и образ……………………………………………………………5

      1.3 Мышление и речь…………………………………………………………….6

      1.4 Логическое мышление дошкольника………………………………………..6

     2 Влияние взрослых на психическое  развитие дошкольника…………………..7

     3 Игра – как фактор развития  ребенка в дошкольном возрасте………………..7

      3.1 Младшие дошкольники……………………………………………………….8

      3.2 Средний дошкольный возраст………………………………………………..8

      3.3 Старший дошкольный возраст……………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………..9

Список  использованных источников…………………………………………………..10

Приложения………………………………………………………………………………11 
 
 

     Введение

 

     Дошкольное  детство – это период в развитии ребенка от рождения до поступления  в школу, который характеризуется  интенсивным созреванием организма и формированием психики.

     Дошкольный возраст характеризуется отделением ребенка от взрослого к концу раннего возраста. Ребенок выходит за пределы своего семейного мира и начинает взаимодействовать с миром других взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый выступает – как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.

     Дошкольное  детство – чрезвычайно важный период развития человека. Данный период сензитивен для формирования у ребенка  основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если эти качества не будут заложены в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии исправить это будет очень трудно.

     В дошкольном возрасте ребенок активно взаимодействует со сверстниками. А.П. Усова и другие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.

     Основная  часть

 

     1 Развитие мышления  ребенка дошкольного  возраста.

     В дошкольный период интенсивное развитие мышления определяется преобладающей ролью восприятия, предметно – орудийной деятельностью ребенка и носит наглядно – действенный характер.

     1.1 Мышление и действие.

     Младшие дошкольники (3 – 4 года). Данная категория детей не всегда использует действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи. Младший дошкольник обычно предварительно не анализирует условий задачи и прямолинейно идет к ее решению любым путем.

     Критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует. Определенную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а результат осмысливают лишь после завершения действия.

     Дети  среднего дошкольного  возраста (4 – 6 лет). На данном возрастном этапе происходит осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой или аккомпанементом, выполняемого действия (Л.С.Выготский).

     Дети  старшего дошкольного  возраста (6 – 7лет). На  данном возрастном этапе изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Ребенок уже способен, не прибегая к практическим манипуляциям, решить в уме предложенную задачу.

     Перестройка действия и превращение его из хаотического, поискового в разумное, проблемное, характеризует изменение всей мыслительной деятельности ребенка.

     Особенности развития действенной  формы мышления заключаются:

    1. У старших дошкольников действенному решению задачи предшествует мысленное ее решение, данное в словесной форме.
    2. Изменяется сущность выполняемых ребенком действий. Трехлетним детям ясна конечная цель, которая должна быть достигнута, но они не видят условий решений этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми. У старших дошкольников такие пробовательные действия свертываются, теряют свой проблемный характер. Они становятся исполнительными, потому что поставленная задача решается ребенком в уме, словесным путем, до начала действия.
    3. Изменяется сущность процесса мышления. Из действенного оно становится словесным, планирующим, критическим.
    4. Действенная форма мышления не исчезает, она остается как бы в резерве, и при  столкновении с новыми умственными задачами ребенок вновь прибегает к действенному способу их решения.

     Изменения в процессе мышления обусловлены:

     -расширяющейся  практикой ребенка, все более  полно и многообразно усваивающего опыт взрослых;

     -нарастающими  в соответствии с возможностями  потребности ребенка, побуждающие  его к постановке и решению новых, все более разнообразных и сложных задач;

     -возрастающим  значением речи.

     1.2 Мышление и образ.

     Конкретная  образность детского мышления давала основание некоторым психологам (К.Бюлер, В.Штерн, Дж. Селли) рассматривать  образность как определенный вид мышления, как ступень в развитии высших форм мышления. Характерной чертой такой образности является синкретизм. Синкретизм выступает  и в восприятии, и в мышлении ребенка.

     Синкретизм, по мнению Ж.Пиаже,- качество мышления, свойственное ребенку дошкольнику. Оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа, путем произвольного соединения наиболее ярких частей.

     1.3 Мышление и речь.

     Конкретная  образность детского мышления отчетливо  проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего  в процессе овладения понятиями.

     Дети  рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, но понятия, обозначенные этими словами, они усваивают лишь постепенно. Этот процесс показывает сложность отношений мышления и языка, слова и образа, образа и понятия.

     Своеобразен и способ обобщения разного содержания, которым пользуется дошкольник. По данным К.А.Некрасовой, ребенок часто ориентируется на самые разнообразные признаки, используя то одни, то другие как основу для объединения предметов в группы, категории. В одном случае дошкольник объединяет предметы собирательным словом, в другом случае объединяет объекты по тем субъективным переживаниям, которые они в нем вызывают.

     Уровень обобщения зависит  от:

    1. от степени знакомства детей с многообразием предметов, включаемых в данную группу;
    2. от знания слова, обобщающего все предметы, входящие в данную группу;
    3. от формы требований, предъявленных ребенку.

     1.4 Логическое мышление  дошкольника.

     Факты показывают, что ребенок 3 – 5 лет  может делать совершенно правильные выводы путем индуктивных и дедуктивных умозаключений (исследования А.В.Запорожец и У.В.Ульенкова).

     В повседневной жизни дети часто высказывают  суждения и умозаключения, совершенно правильные как по содержанию, т.е. по устанавливаемым связям, так и  по форме.

     Дети  учатся искать и устанавливать наиболее существенные признаки в предметах и явлениях, находить существенные зависимости, связи между ними, у них быстро развиваются подлинно логические формы мышления (эксперимент А.Р.Лурия).

     Наиболее  трудным оказывается раскрытие  связей пространства и времени в логическом значении.

     Развитие  мышления ребенка обеспечивается обогащением  и усложнением его практики и  освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребенка играет речь. Накопление словаря, освоение простых и сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение – необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольника.

     2 Влияние взрослых  на психическое  развитие дошкольника.

     Ранний  опыт ребенка создает тот фон, на котором идет развитие навыков речи, умения слушать и думать. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

     Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми.

     В результате общения ребенка с  близкими взрослыми он приобретает  опыт действий, суждений, оценок, что  проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные  примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово, как метод педагогического воздействия.

     Взрослые  оказывают влияние на ребенка. Воздействия  могут быть различными: во - первых, взрослый воспринимается ребенком как  субъект, как личность, как представитель  общества. Во – вторых, взрослый ставит перед ним задачи на познание или усвоение каких – либо действий. Взаимные отношения оказывают влияние на саму сферу общения, овладение ребенком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

     3 Игра – как  фактор развития  ребенка в дошкольном  возрасте.

     Игра  – основной вид деятельности дошкольника. Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

     С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов  деятельности: труда и учения.

     3.1 Младшие дошкольники.

     Играют, как правило, в одиночку. В своих  предметных и конструкторских играх  они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия взрослых.

     3.2 Средний дошкольный  возраст.

     Игры  становятся совместными, в них включается больше детей. Главное в этих играх  имитация определенных отношений между  людьми, в частности – ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых  строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Сюжетно – ролевые игры имеют разные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре – это семейные роли, воспитательные, профессиональные или сказочные. Исполнителями могут быть в игре взрослые, дети и даже игрушки.

Информация о работе Особенности психического развития в дошкольный период