Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Теория подвижных игр…………………………………………………...6
2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………...9
3. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………12
а) подбор подвижных игр, подготовка и руководство игрой 12 б) особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

курсовая орган подв игр.docx

— 29.59 Кб (Скачать)

Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

 

Содержание 
Введение     3 
1.    Теория подвижных игр…………………………………………………...6 
2.    Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………...9 
3.    Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………12 
а) подбор подвижных игр, подготовка и руководство игрой    12              б) особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………………18 
Заключение    24 
Список использованной литературы    26 
                    
 
Введение 
Актуальность исследования. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Почти в каждой подвижной игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. 
......................................... 
Проблема исследования: каковы особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.            Цель: выявление особенностей проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.                    Объект исследования: подвижная игра как вид двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.            Предмет исследования: методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.                            Задачи исследования:                                    1. Теоретический анализ научной литературы в области изучения организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста. 
2. Определить основные методические приемы проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.                            Методы и методики исследования. Методы теоретического исследования (изучение, анализ и обобщение литературных данных). 
 
 
1. Теория подвижных игр 
            Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений.  Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».             
            В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. Распределение ролей и действий П.Ф.Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества.               По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. 
Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным и др.). В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В. Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой. Е. А. Аркин также считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре. 
           .................................... 
           Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной подвижной игре, можно сделать следующие выводы:                                                            
           1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого. 
           2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. 
          3. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения. 
 
2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей младшего дошкольного возраста 
В формировании разносторонне развитой личности ребенка младшего дошкольного возраста подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях, проявляет интерес к бегу, прыжкам, лазанию, перелезанию, бросанию, ловле, увертыванию и т.д. [15, с.9].  Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка младшего дошкольного возраста: ................................................................... 
  Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психологических качеств ребенка. 
 
3. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста 
А) Подбор подвижных игр, подготовка и руководство игрой 
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать воспитателю или педагогу [18, с.12-13].                         
Для реализации цели образовательного направления - обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка младшего дошкольного возраста -  необходимо решение следующих задач:                         .................................... 
                                       Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогул¬ке, особенно если ей предшествовали занятия со значи¬тельным умственным напряжением и однообразным пол¬ожением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двига¬тельной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.            Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрас¬тных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым дей-ствиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: "Хотите быть летчи¬ками? Бегите на аэродром!..."                        Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: "Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.                    Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжет¬ных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.                                Содержание объяснения зависит от возраста, подго-товленности детей и вида игры.                                        Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму дви¬гательного рассказа. Например, игра "Самолеты" [14, с.6]: "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитательница надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!", или игра "Воробышки и кот": "Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки...".      Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно за¬помнят их в ходе игры.    Если игра знакома детям, то вместо объяснения нуж¬но вспомнить с ними отдельные важные моменты.                         Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен на вы¬полнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.            Педагогу необходимо следить за движениями младших дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Делать замечания надо в доброжелательной форме. То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях вос¬питателя особенно нуждаются ослабленные дети. Неко¬торых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю - подержать второй конец веревочки, под которую подлезают "цыплятки").                                    Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.            Важным моментом руководства является участие вос-питателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль, в знакомых играх исполнение главной роли по¬ручается детям. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.                Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.                Варьируя игру, нельзя менять замысел и компози¬цию игры, но можно:                                                    – увеличивать дозировку (повторность и общую про¬должительность игры);                                        – усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);                                    – изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);                                    – провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно по¬виснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами).                                    Функция внимания у младших дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая под¬вижность чередуется с кратковременными передышками.            Организация малышей требует от воспитателя боль¬шой находчивости, потому что их нужно еще учить иг¬рать, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание малы¬шей, демонстративно играет мячом, сопровождая движение стихами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая пе¬сенку "Каравай" [14, с.7]; или, подойдя к детям, таинственным голо¬сом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспи¬тательница, похож на настоящий - с крышей и трубой... .                            Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию вто¬рой сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные сло¬ва развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подгото¬виться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить ме¬сто для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил руководитель должен относиться тер¬пимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.                Для проведения большинства игр руководи¬телю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Ин¬вентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи.                     Распределять во время урока подвижные игры рекомендуется следующим образом.                                        В подготовительной (или заключительной) части урока можно включить игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастически¬ми движениями, требующие от играющих организованности, вни¬мания, согласованности движений, способствующие общему физи¬ческому развитию (например, игра "Кто подходил").                                            В основной части урока, после выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть.  
Подведение итога. ..............................
Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры. 
Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки. 
В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов. Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке недостаточно, организуют игры по подгруппам. Игровые упражнения также проводятся чаще всего небольшими группами или с отдельными детьми. 
Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня программа по физической культуре предусматривает определенную длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней). 
Для детей третьего года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6–8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10–15 мин. 
..................................... 
На участке же зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку – сделать постройки из снега (снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты), а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе [20, c.58]. 
 
Выводы. 1. Методика использования подвижных игр в педагогической практике физического воспитания дошкольников основывается на выявленных особенностях половозрастной динамики и темпах сопряженного развития физических качеств и психических процессов, главные из которых - элементы полового диморфизма в проявлении силы (наиболее выражены в возрасте 4 лет); в проявлении памяти, внимания и мышления (3-4 лет).         2. Методика использования в физическом воспитании детей 3-4 лет подвижных игр позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья младших дошкольников.                    3. Осуществлять подбор игр для детей младшего дошкольного возраста необходимо с учетом времени года, времени суток и общего состояния детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Теоретический анализ научной литературы в области изучения организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста показал, что забота о физическом воспитании детей имеет важное значение. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения.                             Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус младших дошкольников, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности 
                                     .....................  Список литературы 
1.    Адашкявичене Э. И.Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с. 
2.    Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с. 
3.    Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 
4.    Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. М. Б. Зацепина. – М.: Мозайка, Синтез, 2006. – 192 с. 
5.    Дворкина Н. И., Лубышева Л. И. Физическое воспитание детей 3 – 7 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст]: методическое пособие / Н. И. Дворкина, Л. И. Лубышева. М.: Советский спорт, 2007. – 80 с. 
6.    Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. Н. Осокина – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с. 
7.    Кирилова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, для детей в младшей группе «Детство пресс», 2006. – 192 с. 
8.    Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова: Под ред. С. А. Козловой – М.: Издательский центр «Детство пресс», 2006. – 192 с. 
9.    Кильпио Н. Н. 80 игр детского сада. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1973. – 95 с. 
10.    Любимые детские игры / для занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Г. Н. Гришина – М.: ТЦ «Сфера»,1997. – 96 с. 
11.    Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детского сада – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. 
12.    Миняева С. А. Подвижные игры на улице от 2 до 14 лет / С. А. Миняева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 208 с. 
13.    Образцова Т. Н. Подвижные игры для детей. М.: ООО «Этрол» ООО ИКТЦ «Лада», 2005. – 192 с. 
14.    Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2001. – 112 с. 
15.    Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей (комплексы физических упр.) Игры для детей 3-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М.: «Пресс», 2007. – 96 с. 
16.    Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с. 
17.    Сборник игр «Программа воспитания в детском саду» Е. Г. Батурина. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974. – 305 с. 
18.    Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособ. для студ. высших учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 
19.    Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с. 
20.    Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А.Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 192 с.


 


Информация о работе Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста