Особенности методики чтения сказок на уроке литературы в школе пятого вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение методики чтения сказок на уроках литературы в школе V вида и изучение видов чтения, применяемых на этих уроках.
Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и охарактеризовать сказки
2. Рассмотреть особенности методик чтения сказок, на уроках литературы в школе V вида.
3. Изучить и охарактеризовать виды чтения, используемые на уроках литературы в школе V вида

Файлы: 1 файл

руский язык контрольная.docx

— 24.20 Кб (Скачать)

    Введение 

     Чтение заложено в основу обучения  и является одним из самых  необходимых  навыков в жизни.  Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего,  трудоспособного общества. Чтобы этого добиться необходимо в обучении чтению формировать эстетический вкус учеников, активизировать интерес к литературе как искусству слова.

      Методика чтения произведений  различных жанров и виды чтения  наиболее важные вопросы для  рассмотрения. Ведь литературные жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств, которые надо знать, чтобы правильно и целостно воспринимать произведения. Поэтому кроме общих методических позиций, которые характерны для изучения любого художественного произведения, методика располагает специальными рекомендациями, относящимися к каждому из жанров литературного творчества.

     Совершенствование изучения произведений  в родовой и жанровой специфике  предполагает развитие способности  наслаждаться искусством, воспринимать  произведение в его художественной  целостности и неповторимой значимости.

     Во многих исследованиях В.П.  Вахтерова, Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, М.Р. Львова, А.К. Аксеновой ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний. Эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в школе V вида.

    Целью контрольной работы является  рассмотрение методики чтения сказок на уроках литературы в школе V вида и изучение видов чтения, применяемых на этих уроках.

     Для достижения данной цели  в ходе работы необходимо решить  следующие задачи:

1. Изучить  и охарактеризовать сказки

2. Рассмотреть  особенности методик чтения сказок, на уроках литературы в школе  V вида.

3. Изучить  и охарактеризовать виды чтения, используемые на уроках литературы  в школе V вида.

Главная задача преподавателя на уроках литературы – помочь детям заметить формальные признаки любого жанра. Поэтому прежде чем перейти к рассмотрению особенностей методики чтения необходимо изучить  и охарактеризовать каждый жанр. 
 

  Особенности методики  чтения сказок 

на  уроках литературы в  школе V вида

Сказка  – один из видов повествовательной  литературы, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического  характера.Она целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам, определению цели в жизни необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Сказка помогает детям с тяжелыми речевыми нарушениями в моральном становлении личности, несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам. Сюжет является основным признаком, в котором противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло. Но добро в сказке всегда побеждает зло, что, по мнению В.Г.Белинского, очень важно для формирования здоровой личности и преодолению трудностей на жизненном пути, связанных с тяжелым нарушением речи.

     А.К. Аксенова считает, что при подготовке к чтению сказки, как и к произведениям других жанров,  важно проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия. Показывать предметы, описанные в этой сказке, нецелесообразно. Во-первых, потому что их названия  не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во-вторых, показ уведет в сторону от основного смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне контекста. Та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и должна согласовываться с видами речевых нарушений у детей и сложности при усвоении материала. При чтении сказки «Снежная королева» кроме кратких сведений об авторе уместно показать учащимся изображения злого тролля с зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен создавать образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.[1]

    Важно при литературном чтении  для развития дальнейшей самостоятельности  показать, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать  представление о героях, о системе  событий и роли персонажей  сказки, о богатстве изобразительных  средств и образности народной  речи, что будет сопутствовать  развитию фантазии и творчества  учащихся.

    Преподаватель должен четко выделить  особенности каждого вида сказки, чтобы сформировать у детей  с тяжелыми нарушениями речи  представление о произведениях  данного жанра и научить литературному  анализу. В кумулятивной сказке  – это нагромождение событий  или героев, связь звеньев  в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательности действий. В волшебной сказке – это специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы, перерождение героя в конце сказки. В новеллистической  (бытовой) сказке – это резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Поэтому, при чтении кумулятивной сказки, полезно схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. Можно предложить ученикам самостоятельно разработать схему сказки «Журавль и Цапля» после предварительного примера преподавателя. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. Например: начертить путешествие Герды в поисках Кая в сказке «Снежная королева». А при работе над бытовой сказкой удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика. Чтение сказки необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета.

     Аллегорический смысл сказок  приоткроется ребенку в том  случае, если он уяснит функцию  формальных элементов и сумеет  соотнести их с целостным восприятием  текста, а не будет интерпретировать  сказки, исходя их своих житейских  установок.[3]

     Особенностью работы над системой  образов является анализ персонажей, а в дальнейшем и анализ  образов других масштабов –  от образов – деталей до  образа сказочного мира в целом.  Эта работа в несколько этапов:

  • содержательный анализ сказки;
  • выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;
  • определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей – портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);
  • обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;
  • определение специфики различных видов сказок  через особенности ее системы образов.

    При работе с системой образов  необходимо научить детей определять  роль каждого из них в сюжете  сказки, давать характеристику со  стороны его сказочной функции.  Разобраться в пестром чудесном  мире сказки ребенку поможет  типология сказочных персонажей, созданная В.Я. Проппом.[5]

    Анализ сказки, по мнению Аксеновой,  следует проводить без акцентирования  на том, что что-то является  вымыслом, а что-то – правдой  жизни. Иначе сказка перестанет  быть сказкой, пропадет ее очарование. В связи с данным положением, вопросы формулируются так, как  будто все события происходили  на самом деле.

     Поскольку сказка по природе  своего жанра предназначена для  устного воспроизведения, ее не  следует только читать. Лучше  использовать так называемое  чтение-рассказывание, когда учитель,  заглядывая в книгу, ведет как  бы устный сказ, обращаясь к  классу. При такой подаче текста  сохраняется интонация разговорной  речи. Рассказывание сопровождается  соответствующими жестами и мимикой.  Нужно создать тот настрой,  который воздействует на эмоции  детей, помогает им проникнуться  переживаниями героев.

      Сказку хорошо читать по ролям.  Эту возможность необходимо использовать. Однако прежде чем приступить  к такой работе, важно, чтобы  дети уже прочитали сказку  и проанализировали ее, обратив  при этом внимание на характер  действующих лиц, на их поведение  в конкретных ситуациях.

   Школьники должны быть хорошо подготовлены к  написанию литературного анализа  и сочинений. Для этого можно  также предложить самостоятельно попробовать  написать сказку с учетом разных видов  сказок, систем образов, структуры, композиционных особенностей. 
 

Характеристика  видов чтения на уроках литературы в школе V вида 

    Разные ученые и методисты  выделяют различные виды чтения, которые очень важны для детей  с тяжелыми нарушениями речи. Это становится очевидно после изучения литературы по этой теме.

М.Р.Львов  написал о традиционном виде чтения с четкой ориентацией на использование  его при работе с литературно-художественными  произведениями. Академики Д.С.Лихачев  и А.М.Панченко, писатель К.Г.Паустовский  называют  традиционный вид великим  и непревзойденным способом глубинного проникновения в суть художественного  произведения. Этот вид выступает  в качестве базового и действенного способа познавательного языкового  и речевого развития школьников. Что  является очень важным для преодоления  дефектов у учеников школы V вида.

К.Д.Ушинский в своих трудах писал о необходимости  двух видов чтения – логического  и эстетического. И с этим нельзя не согласиться. Логическое чтение требует  полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между  словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря  такому чтению дети с тяжелыми нарушениями  речи могут познакомиться с разными  сторонами жизни, так как «многое  понимается чувством и не может быть объяснено умом». [3]

    Наиболее распространенный вид  чтения  в коррекционной школе  V вида, по мнению А.К.Аксеновой   – чтение вслух. Исследования  психологов показали, что громкое  чтение способствует лучшему  пониманию материала. Причина  заключается в том, что школьники  не только видят текст, но  произносят и слышат его. Интонационное  оформление читаемого тоже значительно  облегчает его понимание. Только  чтение вслух дает учителю  возможность выработать у детей  умение читать выразительно, показать  красоту, ритм и напевность  художественного слова, выявить  особенности речи действующих  лиц. Значение чтения вслух  возрастает в связи с необходимостью  постоянно контролировать его  правильность. Тем не менее, этот  вид чтенияне всегда бывает удобным и экономичным, поскольку чтение про себя осуществляется в 2-3 раза быстрее, чем вслух. Готовя детей к жизни, мы должны научить их пользоваться и этим видом чтения – про себя.

    У детей с тяжелыми нарушениями  речи навык молчаливого чтения  вырабатывается с некоторыми  затруднениями в силу его большей  отвлеченности и меньшей мотивированности. Чтение про себя протекает без заметной артикуляции, контроль за его правильностью и осознанностью осуществляется самим учеником. Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий, устанавливать их причинную зависимость.[1]

   Видно, что все выделенные виды  чтения необходимо использовать  на уроках литературы и   обучать школьников применять  их. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Литература – особый вид искусства,  так как акт восприятия образов,  стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.  Благодаря словам и воссоздающему  воображению выстраиваются образы, а уже эти образы вызывают  эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживания героям  и автору, а отсюда возникает  понимание произведения и формирование  своего отношения к прочитанному.

     Возрастная динамика понимания  произведения вообще и действующих  лиц в частности может быть  представлена как некий путь  от сопереживания конкретному  герою, сочувствия ему и пониманию  авторской позиции и далее  к обобщенному восприятию литературного  мира и осознанию своего к  нему отношения, к осмыслению  влияния произведения на свои  личностные установки. Однако  пройти этот путь школьнику  по силам только с помощью  учителя. В связи с этим задача  учителя вместе с детьми прояснить  и закрепить их первичные читательские  впечатления, помочь уточнить  и осознать субъективное восприятие  произведения, сопоставив его с  объективной логикой и структурой  произведения.

     Все это выражается в методике  чтения произведений. Но, как известно, произведения различны по жанрам  и соответственно различны методики  чтения таких произведений.

   В данной контрольной работе были охарактеризованы произведения разных жанров, а именно: сказки, басни, рассказы, стихотворения. Рассмотрены особенности чтения сказок, басен, рассказов, стихотворений  на уроках литературы в школе V вида. Охарактеризованы виды чтения, которые  используются на этих уроках. Все это  помогло добиться цели контрольной  работы– рассмотреть методики чтения произведений разных жанров, на уроках литературы в школе V вида и изучить виды чтения, применяемые на этих уроках.

Информация о работе Особенности методики чтения сказок на уроке литературы в школе пятого вида