Основные виды памяти и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть природу человеческой памяти, ее структуру и механизм запоминания.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) Дать общую характеристику теориям и законам памяти
2) Рассмотреть виды памяти и их особенности
3) Проанализировать основные процессы и механизмы памяти
4) Проанализировать индивидуальные различия памяти у людей

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….
1 Виды памяти и их особенности………………………………………………………….
1.2 Теория и законы памяти………………………………………….................................
2 Основы механизмов запоминания у людей…………………………………………….
2.1 Основные процессы и механизмы памяти…………………….................................
2.2 Индивидуальные различия памяти у людей………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………………….
Приложение А……………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

виды памяти.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Для уменьшения забывания необходимо:

      понимание, ос­мысление информации

      повторение информации

Некоторые распространенные нарушения памяти

Так как было сказано, что забывание может быть очень негативным, стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко.

Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы  памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов и минут, до многих лет.

В зависимости от процессов, которые происходят, в учебнике психологии Макселона Юзефа амнезия делится  на:

1)ретроградную -  забывание прошлых событий;

2)антероградную - невозможность запоминания на будущее

3)ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет переживания и события, происшедшие во время болезни;

4)прогрессивную - проявляется в постепенном удшении памти, до ее полной потери.

Еще одно распространенное нарушение это иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

Галлюцинации - явление, когда человек убежден в рельности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.

 

 

2.2  Индивидуальные различия памяти у людей

 

Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще мало изучены.

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что  у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.  Разница может быть количественной, например:

- различная скорость запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания.

Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.(см. Приложение А) 

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память. Виды памяти будут рассмотрены немного ниже.

Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. 

 


Заключение

В данной работы мы дали общую характеристику теориям и законом памяти. Наиболее подробно вопросы памяти человека представлены в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.

Немецкий ученый Г. Эббингауз руководствовался ассоциативной теорией памяти; А. Бине и К. Бюлер разработали смысловую теорию памяти; в России Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека; свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов, которые исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В нашей работе были рассмотрены два основных типа классификации памяти:1)мгновенная, кратковременная, опера­тивная, долговременная и генетическая память,2)двигательная, зрительная, слуховая, обонятельную, ося­зательная и эмоциональная.

При рассмотрении в работе основных процессов и механизмов памяти, мы, исходя из понятий: объем, быстрота запечатление, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации, проанализировали такие процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Коснулись вопросов расстройства памяти. Проанализировав индивидуальные различия памяти у людей можно сделать вывод о том, что к изучению человека, особенно когда речь идет о его психике, нужно подходить с достаточной долей смирения и осознания того, что каждый человек индивидуален и очень сложен. Важно осознавать, что даже после многолетних исследований механизмы памяти еще не достаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда приемлемы к абсолютному большинству людей.

 


Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Амнезия-частичная

утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.

2

Галлюцинация

восприятие реально отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятия.

3

Генетическая память

-  именно то, что называют инстинктом, врожденной мотивацией поведения, которая, как принято считать, передается по наследству

4

Двигательная память

психофизиологический процесс запоминания, сохранения и воспроизведении движений и их систем.

5

Долговременная память

это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

6

Забывание

процесс противоположный сохранению

7

Зрительная память

связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов

 

8

Иллюзия

информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

9

Кратковременная память

вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с)

 

10

Механическая память

- это память, основанная на повторении материала без его осмысления.

 

11

Механическое поминание

это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

 

12

Мгновенная память

память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала

 

13

Объем памяти

Количество материала которое доступно воспроизведению по происшествии некоторого времени по силе его усвоения.

14

Оперативная

часть системы компьютерной памяти, в которой временно хранятся данные и команды, необходимые процессору для выполнения им операции и время доступа к которой не превышает одного его такта.

 

15

Осмысленное запоминание

основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

 

16

Память

когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта.

 

17

Припоминание

Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий

 

18

Слуховая память

это хорошее запоминание и точное воспроиз­ведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

 

19

эйдетическое зрение

способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их деталями.

 

 

20

Эмоциональная память

это память на переживания


Список использованных источников

1

Гамезо М.В., Атлас по психологии, 3-е издание, М.: Просвещение, 1999г. – 159стр.- USBN- 5-93134-126-9.

 

2

Гарибян С.А.. Школа памяти. Москва: Цицеро, 1992г. - 64стр .- USBN- 978-5-903455-10-2.

 

3

Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр. -USBN-5-87352-769-2

4

Макселон Ю., Психология. М.: Просвящение, 1998г.- 125стр. –USBN- 5-96734-563.

 

5

Немов Р.С., Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. – 184стр. –USBN-5-97923-754-1.

 

6

Ясперс Карл, Общая психопатология, М.: Практика 1997г. – 218стр. -USBN- 978-5-89816-082-1

 


Приложения

Приложение А

 

Приложение А

 

 

Рекорды памяти.

Исключительная долговременная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто сообразителен.

Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно. Что иллюстрирует у них великолепную зрительную память.

Феноменальной «фотографической» памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с  точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.

Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии   авторитетного жюри преподаватель математики Морис Дабер   соревновался с компьютером. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше,   чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а    компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд.

Наш современник —   феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например,   сколько слов и букв произнесено за определенный промежуток   времени. Был поставлен контрольный эксперимент, когда диктор комментировал футбольный матч. Требовалось подсчитать число     слов и букв, произнесенных им. Ответ последовал, как только    диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на проверку по магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был правильный.

   Еще один пример феноменальной зрительной памяти: Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Однако для нас интереснее, как он представлял себе объекты, с которыми он оперировал. Эйлер представлял себе действительное число наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как точку на прямой с  нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего определения   слову «функция». Он просто наглядно представлял себе различные задания функции: формулами, графиками, таблицами приближенных численных значений и последовательностью коэффициентов   степенного ряда, и особыми геометрическими и физическими   условиями, которым можно дать лишь бледные парафразы в символической логике

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика