Основные типы общеобразовательных учреждений в России и странах западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:51, реферат

Краткое описание

Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3стр.
Основные типы образовательных учреждений в России…………...5стр.
Образование в конце 19 в. – начало 20 в. в странах Европы и США…………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………..18стр.
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФТДИНОВА

РЕФЕРАТ

ОСНОВНЫЕ  ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ( СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) 
 
 
 
 

                                                      Выполнила студентка

                                                      021 группы 2 курса

                                                      Балобанова Надежда

                                                      Викторовна

                                                      Проверила: Хафизова

                                                      Гузель Мисбаховна 

Набережные  Челны, 2011.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………….3стр.

Основные  типы образовательных учреждений в  России…………...5стр.

Образование в конце 19 в. – начало 20 в. в странах Европы и США…………………………………………………………………………15стр.

Заключение………………………………………………………………..18стр.

Список литературы……………………………………………………….23стр. 
 
 
 

 

Введение.

Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом.

Виды  учебных заведений:  

• Государственные (федеральные  или находящиеся в ведении  субъекта Российской Федерации);  
• Муниципальные;  
• Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).  
 

Деятельность  государственных и муниципальных  образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных  учреждений.

Для негосударственных  образовательных учреждений (учебных  заведений) типовые положения об образовательных учреждениях являются примерными. 
Для получения государственного статуса учебному заведению необходимо пройти процедуру государственно аккредитации. В ходе, которой выявляется соответствие уровня и направленности реализуемых в учебном заведении образовательных программ государственным стандартам.  
 

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные  объединения (ассоциации и союзы), в  том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные  объединения создаются в целях  развития и совершенствования образования  и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации  и деятельности указанных образовательных  объединений регулируется законом. 
Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ. 
 

Типы  учебных заведений (образовательных  учреждений) в современной  России:  

1) дошкольные; 
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 
4) учреждения дополнительного образования взрослых; 
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 
7) учреждения дополнительного образования детей; 
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  типы образовательных  учреждений в России.

Содержание  школьного образования - это основа образовательной системы, и в  условиях переходного периода в  развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его  реализация воплощают те ценности и  цели, которые общество ставит перед  новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и  труднодостижимой задачей. Она требует  тщательного планирования, хорошо разработанной  стратегии, приверженности цели тех, кто  ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования  затрудняет еще и то, что она  проводится в обществе, где преподаватели  и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

Прежняя советская  образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми  централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали  факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку  и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя  места почти не отводилось. Существовал  общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились  государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной  системы оценки образовательных  стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения  рабочей силы.

Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает  свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и  в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

Несмотря  на все это, сегодняшняя система  образования в России - федеральная, централизованная.

В настоящее  время российская система образования  очень схожа с немецкой, но все  же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное  образование, которое, как и  в Германии, дает детям элементарные  знания, но, все же, не приравнивается  к первой ступени школьного  образования. Дети начинают посещать  детский сад с 1/1,5 года (ясли) и  находятся там до 6 лет (также  добровольно по желанию родителей).

2) Начальное  образование (начальная школа)  начинается с полных 6 лет и  длится в течение 4 лет (по  результатам последних реформ  в сфере образования). В отличие  от Германии начальное образование  дети могут получать уже в  гимназиях или лицеях, так как  в России данные типы учебных  заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное  среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных  школах длится в течение 5 лет.  Окончание 9 классов каждого из  этих типов учебных заведений  дает право на получение аттестата  об общем среднем образовании.

4) Полное  среднее образование или производственно-  техническое образование с правом  поступления в техникум, колледж  и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов  школы, гимназии, лицея выпускники  получают аттестат о полном  среднем образовании и имеют  полное право на поступление  в ВУЗ. Это право распространяется  также на окончившего любое  профессиональное учреждение, что  в Германии является неприемлемым.

5) Высшее  образование с получением диплома  специалиста, степени бакалавра,  магистра или мастера с правом  повышения квалификации в университете  или НИИ, по окончании которого  получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Дошкольное  образование в России

В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения  дошкольного образования. В настоящий  переходный период ей по-прежнему уделяется  большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев  до года. Большинство детских садов  финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.

В последнее  время появилось много частных  или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных  детских садах существует тенденция  к оплате родителями от 10 до 15 процентов  услуг. Система посещения детских  садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения  их ребенком, который их устраивает - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно  привлекалось к проблемам со здоровьем  детей. Детские сады предоставляют  услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в  развитии.

Значительное  внимание уделяется выявлению недостатков  в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и  программ, а также в диагностике  детей отводится психологам. Для  лечения детей с физическими  или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских  садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции  дефектов речи и глотания. В районах  со сложным социально-экономическим  положением детские сады выполняют  важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и  наркомании, а также умственной и  эмоциональной нестабильности в  семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Система школьного  образования в России

Обучение  в российских школах в свете новых  реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в  течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе  различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные  учреждения, которые в большинстве  своем являются государственными, могут  обеспечить школьников необходимой  литературой.

Школьное  образование в России представлено следующими типами школ:

начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии; специальные школы  

Начальные школы  в России.

Начальная школа  в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В  настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе  обучения, а также на теориях, разработанных  отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу  в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Информация о работе Основные типы общеобразовательных учреждений в России и странах западной Европы