Основные тенденции и перспективы гуманитарного образования в Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, статья

Краткое описание

Перемены в системе образования в 90-е гг. связаны с созданием и использованием новых педагогических технологий. В основу их разработки закладывается идея о том, что современное образование должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, то есть к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы образовании, которая имела бы в своей основе гуманитарную направленность, что автоматически увеличивает роль гуманитарных наук в образовании.

Файлы: 1 файл

Проблема гуманитарного образования в Сибири в настоящее время весьма актуальна.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


Основные тенденции  и перспективы гуманитарного  образования в Сибири.

Перемены в системе  образования в 90-е гг. связаны  с созданием и использованием новых педагогических технологий. В  основу их разработки закладывается  идея о том, что современное образование должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, то есть к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы образовании, которая имела бы в своей основе гуманитарную направленность, что автоматически увеличивает роль гуманитарных наук в образовании.

Объектом изучения гуманитарных наук является человек и общество, то есть природа социальных отношений. Природа социальных отношений принципиально отличается от физических взаимодействий, так как общественные системы имеют более высокий уровень сложности, а количество факторов, оказывающих влияние на их состояния, просто огромно. От гуманитариев ждут ответов на вопросы: Как развивается, и будет развиваться общество? Какое место в нём занимает человек в своём необыкновенном разнообразии и уникальности? До недавнего времени отношение к гуманитариям было, мягко говоря, пренебрежительное, приоритет отдавался естественному прагматическому образованию. Это вполне объяснимо: материальные условия жизни осязаемы, они ближе к естественным наукам по своей природе. Гуманитарные науки были направлены на обслуживания государственной доктрины. Надо чётко понимать, что гуманитарные науки и гуманитарное образование не одно и тоже. Первые призваны раскрыть законы общественного развития, формы и способы взаимодействия социальных субъектов, разработать социальные нормы. Гуманитарное образование своей целью имеет обучение этим законам и нормам, создание условий для того, чтобы человек мог осознать своё место в системе духовных связей, в духовном мире.

Необходимость включения  основ гуманитарного образования  в программы учебных заведений  всех уровней совершенно очевидно в  наши дни. Интеллект, волевые качества, жизненный опыт не заменят гуманитарного образования. Речь идёт о таких очевидных вещах, как незнание мировой истории, истории своей страны, литературы, философии, искусства, среди всех слоев общества. Вспомним лозунг перестройки: «Гуманитаризация образования – путь к гуманитаризации общества». Но от лозунга до его реализации необходимо преодолеть трудный путь. Здесь был выбран традиционный путь, подразумевавший расширение нормативной подготовки по ряду необходимых дисциплин, но реального перелома в образовательном процессе это не вызвало и проблема осталась не решенной.

Проблема гуманитарного  образования в Сибири в настоящее  время стоит так же остро, как и в остальных регионах России, поскольку в связи с недостаточностью развития именно национальной специфики1 (особенность региона) можно говорить о том, что именно в будущем необходимо развивать гуманитарное образование, основанное на национальных и территориальных особенностях Сибири, что вносит свои отличия от общерусского процесса гуманитаризации образования. В настоящее время могут быть выделены следующие проблемы:2

1) отсутствие консолидирующей национальной идеи;

2) незаинтересованность населения в изучении специфики географического положения и культурного наследия соответствующей территории;

3) сокращение численности  малочисленных народов; 

4) отсутствие национальной  литературы.

Так что же делать? В  связи с сокращением малочисленных  народов Сибири необходимо не только выпускать национальную литературу (что представлено весьма малыми тиражами и однообразием ассортимента) и создавать специальные учебные заведения для обучения представителей коренных народов и их приобщения к достижениям прогресса. Также должна проводиться просветительская работа среди представителей других национальностей, проживающих на данной территории, о культурных, национальных особенностях коренных жителей, их национальном духе и традициях. Так, в настоящий момент незнание культуры и традиций других этнических групп, неуважение к национальной самобытности других народов является не только острой проблемой в духовном развитии общества, но и причиной возникновения межнациональных распрей, конфликтов между представителями коренных народов и тех, кто живет на этой территории сравнительно недавно.

Для решения вышеприведенных  проблем необходимо введение курса "Краеведение", который знакомил бы людей с особенностями места их проживания, начиная со школьного возраста. При этом целями подобного курса должно быть приобщение к культурным и гуманитарным ценностям данной этнической общности. Ознакомление с историей и культурой края поможет также рационально использовать те богатства, которыми наделила нас природа. Кроме того, необходимо активное участие средств массовой информации в процессе просвещения населения в области культурологи и, в частности, традиций местного населения.

Помимо региональных проблем в гуманитаризации образования, для Сибири характерны и общерусские  проблемы и тенденции в этой области: 3

1) В структуре гуманитарного образования можно выделить два направления:

- профессиональная подготовка специалистов гуманитарных профиля: историков, филологов, правоведов и других. Здесь можно видеть разнообразные виды нормативной подготовки, различающихся спецификой профессиональной деятельности.

- общегуманитарное образование. Здесь всё обстоит гораздо сложнее. Особенно в технических учебных заведениях, так как серьёзных результатов попытки гуманитаризации образовательного процесса в этих учебных учреждениях не принесли, хотя разнообразных планов и идей было предостаточно.

2) Гуманитарную подготовку, пользуясь конъюнктурой рынка, ведут множество коммерческих учебных заведений, именующих себя университетами и академиями. Всё это должно бы радовать, поскольку расширяется «гуманитарное поле», появляется больше образованных людей. Тревожит другое, выпускники подобных учебных заведений не получают соответствующий современному уровень профессиональной подготовки.

В решение этих сложных проблем можно выделить несколько направлений работы:4

- прежде всего, необходимо повышение уровня и содержания гуманитарного образования. Нужно, чтобы образование обеспечивало общекультурную подготовку молодежи, и формировала способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения всякой проблемы для специалиста любой сферы деятельности. Гуманитарное мышление – это умение включать человеческое сосуществование как обязательное условие решения всякой задачи. Это может быть осуществлено при расширении культурологической компоненты предметов гуманитарного цикла: изучение вопросов искусства, использования

человеком достижений науки, их роли в истории цивилизаций; экологическая подготовка (взаимосвязь "природа", "социум", "культура"); валеологическая культура. Кроме того, актуальность развития гуманитарного мышления обусловлена и тем, что с утратой значения авторитарных форм управления обществом, социальная защищенность человека все более будет зависеть от его умения и способности к социально-психологической адаптации в постоянно меняющемся мире.

- другим направлением в решении этой задачи является, привитие учащимся навыков культуры умственного труда, рациональной организации самообразования. Нужно, чтобы учебные учреждения вели целенаправленную работу в этом направлении, развивали у учащихся желание и умение самостоятельно и эффективно трудиться над приобретением и усвоением новых знаний. Однако практика показывает, что у молодежи отсутствует умение перспективно планировать свое рабочее время, определять объем работы, рационально пользоваться книгой, каталогами и т.д. Обычное заучивание, к которому апеллировали десятилетиями, сегодня не соответствует сложности стоящих перед людьми проблем. В связи с этим важное значение имеет введение инновационного обучения. Акцент образования переносится на восприятие будущих трудностей, непредвиденных ситуаций, на развитие воображения. В учебном процессе необходимо активнее использовать творческие задания: подготовка рефератов и проблемных сообщений, рецензирование работ и оппонирование, тестирование и письменные контрольные задания, участие в научных конференциях и т.д. Но чтобы умственная деятельность стала действенной, интерес к приобретению знаний превратился в мотив, необходимо организовать самоисследование. Посредством тестов, наблюдений, обмена информацией ученики анализируют свою эмоциональную устойчивость и доминирующие чувства, а значит, глубже познают свой характер, особенности поведения и общения.

- главным ресурсом в решении данной проблемы является преподаватель. Именно от его культуры, профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта зависит качество гуманитарного образования и формирование личности учащегося. Наиболее результативно управление этим процессом может осуществляться при системном приобщении учеников к художественному творчеству, искусству. Известно, что бессистемное общение человека с искусством не обеспечивает воздействия, преобразующего внутренний, духовный мир человека. В связи с этим необходимо оптимально расширить круг общения преподавателя с учащимися, включать в программу большее число дисциплин гуманитарного цикла, спецкурсов по этике, психологии искусства, новым направлениям в музыке, живописи, театре.

Таким образом, гуманизация  образования и науки в целом  как средство возрождения традиций и культуры, а значит самоуважения и взаимного уважения народов России, ведет к разрешению вышеперечисленных проблем и повышению общего уровня культуры и образования населения.

Для реализации гуманитаризации  общества через систему образования  нужна государственная поддержка  молодёжи, специальные программы  помощи абитуриентам, расширение аспирантуры и нормальные стипендии, а также гуманитаризация любого образования.

Возможно возражение, что бытие определяет сознание, культура будет формироваться под влиянием материальных условий; что пока не остановлен спад производства, о гуманитаризации образования говорить рано. На это можно ответить, что без гуманитарного образования населения мы так и не определим цели нашего государства, не разрешим этнонациональных, межрелигиозных, этнокультурных и иных проблем.

В 1724 году Пётр I подписал «Проект положение об учреждении Академии наук и художеств», в котором четко определил первые четыре факультета: филологический, юридический, философский медицинский. Это объясняется тем, что в первую очередь надо было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходившие, создавать законы, по которым живёт общество.

В заключении, можно сказать, что формирование новой концепции образования как элемента культуры возможно только при резком повышении общей культуры педагогических коллективов, образовательных процессов в целом. Само собой разумеется, что эта глобальная проблема, связанная с изменением не только процессом, обучения студентов и школьников. Её разрешение предполагает изменение отношения к образованию со стороны государства и общества – очеловечивание образования. Только такая система образования спасёт нас от насилия и жестокости, от разного рода катастроф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Вербицкая Л. Гуманитарное  образование в современной России // Высшее образование в России.-1996.-№ 1.-С.79-89

2. Галянина О.В., Слепко Г.Е. Перспективы развития гуманитарного образования в Сибири. // http: www.gf.nsu.ru

3. Ведерников Ю.Л. Гуманитарное образование и повышение культуры студентов: к постановке и решению проблемы. // http: www.gf.nsu.ru

4. Кузнецов Ф.С. Роль и место истории Сибири в школьном гуманитарном образовании. // http: www.gf.nsu.ru

1См. Кузнецов Ф.С. Роль и место истории Сибири в школьном гуманитарном образовании. // http: www.gf.nsu.ru

2См. Галянина О.В., Слепко Г.Е. Перспективы развития гуманитарного образования в Сибири. // http: www.gf.nsu.ru

3См. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России.-1996.-№ 1.-С.79-89

4См. Ведерников Ю.Л. Гуманитарное образование и повышение культуры студентов: к постановке и решению проблемы. // http: www.gf.nsu.ru


Информация о работе Основные тенденции и перспективы гуманитарного образования в Сибири