Основные понятия и классификация ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Такое отклонение в развитии неоднозначно. ЗПР может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Именно поэтому последнее время к этой проблеме наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров.
Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные понятия и классификация ЗПР……………………………………….4
ЗПР соматогенного происхождения……………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Использованная литература…………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Контрольная ЗПР саматогенного характера.docx

— 29.13 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Основные понятия и классификация ЗПР……………………………………….4

ЗПР соматогенного происхождения……………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….12

Использованная литература…………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     ЗПР - задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

 

     Такое отклонение  в развитии неоднозначно. ЗПР  может иметь множество различных  предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного  анализа, индивидуального подхода  к каждому конкретному случаю. Именно поэтому последнее время  к этой проблеме наблюдается  повышенный интерес, вокруг нее  ведется множество споров.

     Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен  среди врачей, что некоторые из  них, основываясь на минимальном  количестве информации и полагаясь  на свое профессиональное чутье, с неоправданной  легкостью ставят  под ним свой автограф, часто  не задумываясь о  последствиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Основные понятия и классификация ЗПР

 

     Задержка  психического развития (ЗПР) — это  замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при  поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

     Нужно также  отметить, что у каждого  отдельно  взятого ребенка ЗПР  может  проявляться по-разному  и отличаться  и по времени, и по степени  проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг  особенностей развития, характерных  для большинства детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

         

  1. Особенности памяти: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
  2. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  3. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

        При  этом ЗПР не является препятствием  на пути к освоению общеобразовательных  программ обучения, которые, однако, требуют  определенной корректировки  в соответствии с особенностями  развития ребенка.

          Так, в качестве причин, приводящих к  задержкам психического развития, отечественные  специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

  1. Неблагоприятное течение беременности: болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозы, особенно второй половины беременности; токсоплазмоз; интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
  2. Патология родов: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); асфиксия новорожденных и ее угроза.
  3. Социальные  факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Классификация ЗПР.

     Наиболее  часто  употребляемыми классификациями  в отечественной психологии являются:

Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973):

Неосложненный психофизический и психический инфантилизм

«Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

     В дальнейшем  на основе этой классификации  К. С. Лебединской была предложена  классификация по этиопатогенетическому  принципу:

ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.

     ЗПР соматогенного происхождения.  Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности».

     ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1) недостаточная опека, безнадзорность. 2) гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»; 3) развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребенку, другими членами семьи.     ЗПР церебрально-органического  происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен.  Основой для  выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая  травма, нейроинфекции. При этой форме  ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД).

ЗПР соматогенного происхождения

 

           Рассмотрим подробнее  один из  типов ЗПР - ЗПР соматогенного  происхождения. Детей этого типа  отличает слабость проявления  эмоций, бедность воображения, незаинтересованность  в оценке себя окружающими.

     К этой группе  относятся ослабленные, часто болеющие  дети. Этот тип задержки развития  обусловлен длительной соматической  недостаточностью различного происхождения:

     • хроническими  инфекциями;

     • аллергическими  состояниями;

     • врожденными  и приобретенными пороками развития  соматической сферы (например, сердца);

     • детскими  неврозами;

     • астенией.

         В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

           Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую –либо работу.

     В результате  длительной болезни может  сформироваться  задержка психического развития. Это объясняется тем, что  на  протяжении долгой болезни, на  фоне общей слабости организма  психическое  состояние малыша  тоже страдает, а, следовательно, не  может полноценно развиваться. Низкая  познавательная активность, повышенная  утомляемость, притупление  внимания - все это создает благоприятную  ситуацию для замедления темпов  развития психики.

     Все это  может привести к снижению  психического тонуса, кроме того  имеет место и задержка эмоционального  развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических  наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей  физической неполноценности, а иногда  вызванными режимом запретов  и ограничений, в котором находится  соматически ослабленный или  больной ребенок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения  у них ограничен, у ребенка  нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше  внимания, ограждают от всех бытовых  неурядиц (гиперопека родителей), и  это все влияет больше на  его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать  ребенку мысль о его абсолютной  безнадежности и ставить его  в соответствующие условия.

     Сюда  же  относят детей из семей с  гиперопекой - чрезмерно повышенным  вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся  о своем ненаглядном чаде, не  отпускают его ни на шаг, все  делают за него, опасаясь, что  ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации  близкие, считая свое поведение  образцом родительской заботы  и опеки, тем самым препятствуют  проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего  мира, формированию полноценной  личности.

     Необходимо  заметить, что ситуация гиперопеки  как раз весьма распространена  в семьях с больным ребенком, где жалость к малышу и постоянная  тревога за его состояние, стремление  якобы облегчить ему жизнь  в итоге оказываются плохими  помощниками.

     Такие дети  чувствуют неуверенность в собственных  силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных  условиях.

     У дошкольников  с задержкой психического развития  неполноценны все предпосылки, необходимые  для формирования и  развития  процесса общения: познавательная  и речевая активность, речемыслительная  деятельность, не сформированы все  виды речевой деятельности и  ее компоненты. Но все эти отклонения  носят обратимый характер и  при правильно организованных  обучении и воспитании данные  дети догоняют в своем развитии  нормально развивающихся сверстников.

     Рассмотрим  особенности развития такого  ребенка.

     Люба  Ю., ученица II класса. Девочка родилась от  первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца  в условиях стационара.

     В детстве  болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы  заболевание  почек. Физическое развитие  ребенка  соответствует возрасту; зрение, слух - без видимых нарушений.

     Девочка дисциплинированная, к учебным предметам  относится  серьезно, старательно. Учебный материал  усваивает, с заданиями учителя  справляется самостоятельно. Любимые  предметы Любы - чтение, изобразительное  искусство. В свободное время  предпочитает читать, рисовать.

     Внимание  устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит  от одного вида упражнения  к другому, ей требуется время. Объем внимания достаточный - 2-3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное  внимание.

          Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быстро  запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом  материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности.

Информация о работе Основные понятия и классификация ЗПР