Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:33, контрольная работа
Такое отклонение в развитии неоднозначно. ЗПР может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Именно поэтому последнее время к этой проблеме наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров.
Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основные понятия и классификация ЗПР……………………………………….4
ЗПР соматогенного происхождения……………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Использованная литература…………………………………………………….13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные понятия и классификация ЗПР……………………………………….4
ЗПР соматогенного происхождения……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………………………………………………
Введение
ЗПР - задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Такое отклонение
в развитии неоднозначно. ЗПР
может иметь множество
Между тем,
диагноз ЗПР настолько
Основные понятия и классификация ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Нужно также
отметить, что у каждого отдельно
взятого ребенка ЗПР может
проявляться по-разному и отличаться
и по времени, и по степени
проявления. Но, несмотря на это,
можно попытаться выделить
При
этом ЗПР не является
Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.
Классификация ЗПР.
Наиболее часто
употребляемыми
Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973):
Неосложненный психофизический и психический инфантилизм
«Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.
В дальнейшем
на основе этой классификации
К. С. Лебединской была предложена
классификация по
ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности».
ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1) недостаточная опека, безнадзорность. 2) гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»; 3) развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребенку, другими членами семьи. ЗПР церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. Основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД).
ЗПР соматогенного происхождения
Рассмотрим подробнее один из типов ЗПР - ЗПР соматогенного происхождения. Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.
К этой группе
относятся ослабленные, часто болеющие
дети. Этот тип задержки развития
обусловлен длительной
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными
и приобретенными пороками
• детскими неврозами;
• астенией.
В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.
Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую –либо работу.
В результате
длительной болезни может сформироваться
задержка психического
Все это
может привести к снижению
психического тонуса, кроме того
имеет место и задержка
Сюда же
относят детей из семей с
гиперопекой - чрезмерно повышенным
вниманием к воспитанию малыша.
Когда родители чересчур
Необходимо
заметить, что ситуация гиперопеки
как раз весьма распространена
в семьях с больным ребенком,
где жалость к малышу и
Такие дети
чувствуют неуверенность в
У дошкольников
с задержкой психического
Рассмотрим особенности развития такого ребенка.
Люба Ю., ученица II класса. Девочка родилась от первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара.
В детстве
болела простудными
Девочка дисциплинированная, к учебным предметам относится серьезно, старательно. Учебный материал усваивает, с заданиями учителя справляется самостоятельно. Любимые предметы Любы - чтение, изобразительное искусство. В свободное время предпочитает читать, рисовать.
Внимание устойчивое.
Переключаемость внимания
Представление девочки