Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:11, реферат
Педагогика охватывает всю нашу жизнь. Педагоги - не только школьные учителя и преподаватели ВУЗов, - они и логопеды, и руководители кружков, и преподаватели интернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышения квалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогами для своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этой великой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.
Введение: 3
Основные отрасли педагогики. 4
Задачи и назначение основных отраслей педагогики. 5
Общая педагогика 5
Возрастная педагогика. 6
Ясельная педагогика. 6
Дошкольная педагогика. 7
Педагогика школы. 8
Педагогика высшей школы. 9
Педагогика «третьего возраста». 10
Отраслевая педагогика. 11
Педагогика среднего специального образования. 11
Производственная педагогика. 12
Социальная педагогика. 13
Исправительно-трудовая педагогика. 15
Специальные педагогические науки. 16
Лечебная педагогика. 17
Сравнительная педагогика. 18
Заключение 19
Список использованной литературы.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания, социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теория социального воспитания, психология социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.
Социальная
педагогика, в отличие от традиционной,
рассматривает педагогическую деятельность
не только как основу воспитания, социализации
личности, но и как процесс социальной
помощи людям в период их личностного
или профессионального
Особенность
современной социальной педагогики
- ее гуманистическая
Гуманное
и альтруистическое значение социальной
педагогики проявляется в том, что
эта наука призвана решать чрезвычайно
сложные и зачастую кровоточащие
проблемы социальной помощи населению,
поддерживать формирование благоприятного
человеческого социума, заботиться
своими особыми, специфическими средствами
о человеке, духовно-нравственном здоровье,
самосознании, формировании ценностных
ориентаций (в особенности у
Сегодня в центре социальной педагогики - духовный мир человека. На его развитие и обогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многие волнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к его культурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости.
Усилия социального
педагога направлены на то, чтобы поддержать
человека в богатой, разнообразной
и свободной культуре, которая
помогает человеку стать личностью,
совершенствовать свои представления
о мире, о человечности, истине и
добре и т.п.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её – перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.
Исправительно-трудовая педагогика как отрасль использует все основные понятия педагогики, а также разрабатывает и специфические, среди которых наиболее важные категории — исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление — противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий педагогическую работу воспитателей, администрации по организации системы исправительно-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоению этих воздействий (т. е. исправление). Результат такого взаимодействия — перестройка сознания и поведения личности. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравственными нормами, т. к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статус правовых.
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Так, например,
логопедия занимается обучением и воспитанием
детей с нарушениями речи, сурдопедагогика занимается
обучением и воспитанием глухих и слабослышащих,
тифлопедагогика занимается обучением
и воспитанием слепых и слабовидящих,
олигофренопедагогика занимается обучением
и воспитанием умственно отсталых и детей
с задержками умственного развития, логопедия
занимается обучением и воспитанием детей
с нарушениями речи.
Лечебная педагогика – новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным её предметом является система образовательно - воспитательной деятельности педагогов с больными и отстающими учениками. В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических разработок.
Основная цель лечебной педагогики – дать возможность больным детям и детям с отклонениями в развитии адаптироваться к нашей жизни. Для этой цели создаются специальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другие специальные учреждения.
Сравнительная педагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных и познавательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий.
Сравнительная педагогика - это область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта.
Для этого направления
методологически важны
Основная задача
сравнительной педагогики - исследование
причин и механизмов мирового кризиса
образования, особенностей его проявления
в различных странах для того, чтобы прогнозировать
кризисные явления и по возможности смягчить
их влияние.
Педагогика – обширная система наук, решающая много как педагогических, общественных, а также лечебных задач. По своим целям и связью с другими науками она подразделяется на отрасли.
В
данном реферате мы рассмотрели только
основные отрасли педагогики, их основные
задачи и значение в нашей жизни
(а значение её очень большое). Однако на
этом перечень отраслей не заканчивается.
Существуют и другие отрасли, но развитие
их заморозилось в связи с Распадом СССР,
сменой правительства, перестройкой государства,
реформ в сфере образования и других причин
вследствие потери актуальности. Появились
и новые отрасли, частично заимствованные
у стран Западной Европы и Америки, и значительно
развиваются старые, но ещё актуальные,
отрасли педагогики и всё чаще встречаются
в нашей жизни. Пока есть люди – есть и
педагогика. Развиваемся мы, – совершенствуется
и эта великая наука во всём своем многообразии
и встречается во всех областях нашей
деятельности.