Основные методики коррекции детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития специальной педагогики существует достаточно большое количество методик коррекции детей с отклонениями в развитии. Давайте рассмотрим основные методики, которыми являются: ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read), АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Файлы: 1 файл

Основные методики коррекции детей.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

          Программа требует создания безопасного пространства для работы и игры, в котором  ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития. К сожалению, методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, а также для коррекции детей старше 5 лет, которые находятся уже на довольно серьезной стадии болезни

          Методика  Сонрайз предполагает, что уважение и глубокая забота будут наиважнейшими  факторами, влияющими на мотивацию  ребенка к обучению, и с начала обучения делают любовь и "приятие" наиболее значимыми частями каждого  занятия.

          Рассмотрев  данную методику мы можем определить ее плюсы и минусы.

          Плюсы методики Son-Rise:

    • Эта методика является социально-направленной, она подразумевает общение ребенка не только с родителями и  специалистами, но и с другими людьми.
    • В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Это часто помогает создать контакт между матерью и ребёнком, когда мать в силу «особости» ребёнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребёнка.  
      Зачастую именно эта методика позволяет лучше любой психотерапии восстановить равновесие в семье. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает, например, установление глазного контакта с детьми-аутистами, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. Обучение через игру приводит в ряде случаев к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

      Минусы методики:

      • Нет схемы работы над конкретными навыками, поэтому нередки случае ошибочности в выборе методов выработки навыка.
      • Считается, что только родитель может обучать ребенка, хотя это нет так. Зачастую ребёнок, обучавшийся по этой программе, эффективно вступает в общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, а в незнакомой обстановке «теряется».
      • Родители часто приходят к неправильному выводу, что все, что нужно делать это любить ребенка, а специально направленные занятия не нужны.
      • Часть навыков, которые действительно важны для ребёнка, но к которым ребёнок в силу особенностей заболевания не стремиться, просто ускользают из спектра развивающей работы с ребёнком. Одновременно у детей с глубокими нарушениями психики и интеллекта стремление к познанию мира настолько снижено, что эффективность занятий крайне мала.
      • Ребёнку необходимо создать специальную среду. Для возникновения интереса к какому-либо новому навыку ребёнку не оставляют выбора - оставляют в поле его зрения только тот предмет (стимульные материалы), которые нужны для развития этого навыка. Но отсутствие помех в зоне обучения затрудняет процесс генерализации навыка.
      • Считается, что энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению, что абсолютно не так. Например, в случае, например, глубокой умственной отсталости и ряда психических заболеваний ребёнок может игнорировать попытки взрослого заинтересовать его новинками.
      • Считается, что безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы. При этом непонятно, каким образом ребёнку пояснить, например, границы безопасного поведения, ведь наказание согласно этой методике недопустимо.
      • Эта методика задерживает социализацию ребёнка, подавая неверный пример, как вступать в контакт. Ребёнок всегда ждёт инициативы со стороны второго участника общения.

     Методика сенсорная интеграции и стимуляции (предметотерапия).

     Эта методика разработана доктором Анной Джон Оуренс из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России эта методика получила название «предметотерапия».

     Сенсорная интеграция занимается проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. Любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений.

     Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать  себе комфортные условия в ближайшем  будущем и попытаться постепенно решить проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

     Комплекс  упражнений создается для каждого  человека индивидуально на основе сенсорной диагностики, и включают в себя отработку всех основных видов восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

     Стимуляционные  занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, их содержание  пересматривают 1 раз в 3-4 месяца, постепенно усложняют  упражнения, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание).  
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Так, дети, страдающие аутизмом, часто бывают слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства.  
Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.  
Например, ребёнок-аутист «не замечает» окружающих людей, не реагирует на просьбы. Ребёнка начинают приучать к разрозненному набору звуков, которые издаёт педагог и заставляют издавать ребёнка (музинструменты, постукивания, звуковые стимульные дорожки и т.д.) Затем, вместе с чувством ритма (по идее системы) обязательно приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Ребёнок учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать, что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан.

     Определим плюсы и минусы данной методики.

     Плюсы методики сенсорной интеграции и  стимуляции:

    • Ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
    • Эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.

     Минусы  методики:

    • Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено только после обучения родителей работе в данной методике и только под постоянным руководством специалистов по данному методу.
    • Если ребёнок не осваивает желаемый навык ( в рамках данной системы это допустимо), считается, что интеграция все равно помогла, так как создала взаимодействие между родителями и ребёнком.
    • Самым сложным моментом в данной методике является то, что ребёнок, получив некие знания обращения с предметами и своим телом, должен неким образом самостоятельно связать их в некую единую цепь, научиться делать выводы и обобщения, что на практике, к сожалению, происходит редко.  
      Эта методика не рекомендуется для коррекции детей с небольшими поражениями интеллектуальных способностей, так как не включает глубокие интеллектуальные нагрузки – обучение чтению или, например, постановку экспрессивной речи.
    • С другой стороны, методы сенсорной терапии могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Например, в занятия по методике ТЕАССН или АВА. Недооценить значение стиммуляции сенсорного воприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнгку механизм познания мира.

Информация о работе Основные методики коррекции детей с отклонениями в развитии