Основные методики коррекции детей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития специальной педагогики существует достаточно большое количество методик коррекции детей с отклонениями в развитии. Давайте рассмотрим основные методики, которыми являются: ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read), АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Файлы: 1 файл

Основные методики коррекции детей.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

      Основные  методики коррекции  детей с отклонениями в развитии.

      На  современном этапе развития специальной  педагогики существует достаточно большое  количество методик коррекции детей  с отклонениями в развитии. Давайте  рассмотрим основные методики, которыми являются: ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read), АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

      ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read).

     Эта программа начала разрабатываться в начале 70 гг. Э. Шоплером, Р.Райхлером и Г. Месибовым. Она активно реализовывается во многих странах Европы, Азии, Африки. 

     Изначально  данная методика представляла собой  сборник содержащий упражнения и  рекомендации для педагогов и  родителей детей с нарушениями  в развитии. Данная методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и на данный момент является государственной программой  обучения аутичных детей Бельгии, Дании и некоторых штатах США. ТЕАССН требует специальной подготовки учителей, активного взаимодействия коррекционного педагога с родителями и врачами, наблюдающими ребенка.

     Первоначально данная методика была рассчитана на коррекцию  детей в возрасте от 4 до 13 лет, речевое  развитие которых  соответствовало  развитию пятилетнего ребенка. Если возникала необходимость методику могли адаптировать для детей младшего или старшего возраста. Современный же вариант этой методики ориентирован на любых детей с общими нарушениями развития и понимания окружающего мира, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и другими заболеваниями, приведшими к ЗПР. На протяжении развития методики ТЕАССН были разработаны методы исследования и принципы составления индивидуальных программ для детей.

     Речь  идет о трех основных принципах:  
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.  
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.  
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

     Основными целями данной методики является формирование у детей с нарушениями развития навыков и умений в следующих сферах:

  • Имитация
  • Восприятие
  • Координация глаз и рук
  • Речь
  • Крупная моторика
  • Тонкая моторика
  • Элементарная познавательная деятельность
  • Самообслуживание
  • Социальные отношения

    Упражнения  по развитию каждой сферы сгруппированы в соответствии с тремя уровнями развития. Первый уровень заданий для детей, чей общий результат развития соответствует возрасту от 0 до 2 лет; второй уровень от 2 до 4 лет; третий уровень от 4 до 6 лет.

      Согласно  этой методике, вся индивидуальная программа ребенка делится на 3 части - понимание эмоций и их причин, понимание механизмов получения информации и игра. Все эти части разделены на этапы каждый из которых подразумевает выполнение определенных упражнений и набор стимульного материала. Реализация методики TEACCH подразумевает возможность реорганизации пространственной среды. Без возможности перемещения мебели, удаления из поля зрения каких либо предметов и без подбора многочисленных наглядных пособий данная методика может оказаться безрезультатной.

      Рассмотрим  для примера этапы формирования «понимания эмоций и причин их возникновения»:

      Первый  этап: его называют подготовительным, ребенок должен научиться распознавать и называть основные эмоции (страх, радость, грусть, гнев). Чтобы развить это умение используются карточки с фотографиями или рисунками эмоций.

      Второй  этап: ребенку предлагается схематичное  изображение той или иной жизненной  ситуации, которая у него может  вызвать различные эмоции. Ребенок  должен усвоить, какие эмоции должна  вызывать та или иная ситуация.

      Третий  этап: ребенок должен научится понимать эмоции, обусловленные желанием.

      Четвертый этап: понимание эмоций, обусловленных  мнением.

      Упражнения  должны подбираться таким образом, чтобы при формировании и развитии какого-либо навыка, так же предъявлялось требование к способностям ребенка из других сфер. Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм.

      Таким образом для ребенка создается  изначально комфортная среда, весь день подчинен строгому расписания всем вещам присуждается определенное место. Желательно чтобы ребенок имел специальный стульчик и стол для занятий, а так же все занятий в повседневной жизни ребенок должен иметь личную тарелку, личную ручку, личную тряпочку для вытирания стола или пола и т.д.

      Рассмотрев  методику ТЕАССН, мы можем определить ее плюсы и минусы.

      Плюсы методики:

    • Методика позволяет сделать ребенка управляемым в ограниченном пространстве.
    • Методика идеально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Методика подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями. Только эта система подходит для привития бытовых навыков детям с умственной отсталостью с коэффициентом умственного развития ниже 34 баллов (выраженная идиотия, тяжёлая и глубокая олигофрения, и т.п)

      Минусы  методики:

      Данная  методика строится на необходимости  создать для ребенка комфортную среду хотя бы дома или в учебном  учреждении. Так ребенок оказавшись в непривычном месте, где он еще  не был, будет чувствовать себя неуютно. Например: если ребенок, находясь дома, прольет воду он сможет выполнить отработанные действия: пойти в ванную комнату, взять свою личную тряпочку, вытереть лужу. Но если же ребенок находится в гостях пролитая вода может вызвать у ребенка истерику, из за невозможности выполнения привычной программы действий.

      Еще одним  минусом является то, что эта программа  ограничивает общение ребенка, таким  образом, сводя его социализацию практически на нет.

      АВА (методика модификации поведения).

      Этот  метод используется с 1963 года доктором Ивар Ловаасом и его коллегами  из Калифорнии в университете Лос-Анджелеса.

      Задача  данного метода заключается в  том, чтобы выработать у ребенка  желание учиться и дать ему  понять, что обучение возможно.

      Классическая  модель «стимул – реакция –  результат» подразумевает разделение необходимого навыка на последовательные этапы. Перед тем как будет  введен следующий этап, ребенок должен усвоить предыдущий. Чтобы достичь  желаемого результата можно использовать подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

      Данная  методика берет за основу идею о  том, что каждое действие влечет за собой последствие, если это последствие  нравится ребенку то он будет повторять действие и наоборот.

      При этом подходе все сложные навыки разделяются на мелкие действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно. Учитель или родитель не отдает инициативу ребенку, а наоборот контролирует его действия. Правильные действия закрепляются и доводятся до автоматизма, не правильные же жестко пресекаются.

      Например  если у ребенка есть привычка постукивать  руками друг о друга, то взрослый должен пресекать это действие как только ребенок начнет его воспроизводить, вплоть да фиксации рук. Но не смотря на жесткость этого метода он подходит для коррекции детей тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности.

        В рамках данного метода ребенку не предоставляется право выбора когда  и чему учиться. Например перед ребенком ставятся баночки с закрученными крышками, ребенок должен научится их открывать. Взрослый берет руку обучающегося и показывает что нужно делать. Действие повторяется до тех пор пока ребенок сам не научится выполнять это действие хотя бы на 80%. Эта методика не предусматривает создание комфортной и привычной обстановки для ребенка.

  Для каждого  ребенка создается индивидуальный план поэтапного развития. Причем ребенок  может параллельно осваивать 2 или  более навыков, не связанных друг с другом, однако педагог должен четко выстраивать линию усложнения действия и поэтапного усвоения навыка.

  Цель метода АВА заключается в том, чтобы  дать ребенку средства для осваивания окружающего мира самостоятельно.

  Этот метод  занимает достаточно много времени, и считается наиболее эффективным  заниматься с ребенком 30-40 часов в неделю, и начинать занятие, когда ребенок еще не достиг шестилетнего возраста.

  В специальных  учреждениях использующих метод  АВА обучение строится следующим  образом: с ребенком каждый день работает несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.), а контроль осуществляет супервизор – специалист по методике. Таким образом, ребенок получает по 5-6 часов занятий в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребёнком, корректируя свои действия, относительно друг друга.

  Пример  одного из упражнений из программы "Язык – понимание": Дефектолог дает задание ("сделай как я"), поднимает руку, затем дает подсказку (поднимает  руку ребенка), вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание – подсказка – вознаграждение) делается попытка без подсказки: дефектолог поднимает руки вверх и просит «сделай как я", и ждёт, даст ли ребенок правильный ответ. Если ребенок отвечает правильно без подсказки, он получает вознаграждение (его хвалят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если ребенок дает неправильный ответ или не дает никакого ответа, тренировка с подсказками продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок начинает в 80-90% случаях действовать правильно. Тут же вводится новое задание.  
Например, педагог говорит «сделай как я», и хлопает в ладоши. Первые два задания должны быть максимально непохожими. Затем, когда ребенок станет выполнять оба действия без ошибок, их начинают показывать вместе. «Сделай как я» - и педагог хлопает в ладоши, затем поднимает руки вверх. Затем – наоборот: поднимает руки, потом хлопает. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 80% правильных ответов при чередовании двух действий в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и др.

  Когда ребенок  уже освоил много навыков («дай», «подойти сюда», «возьми»), педагог  начинает работать над их обобщением. Проводятся упражнения в неожиданных местах и чередуют людей дающих задание. После этого ребенок начинает понимать новые задания без подсказок. У него создается база для саморазвития, и он может сам осваивать инормацию из окружающей среды.

      На  мой взгляд, данная методика должна использоваться в тех случаях, когда ребенок не управляем со стороны близких, не реагирует на просьбы и запреты, не имеет речевых навыков или они развиты плохо. Этот способ развития ребенка не подразумевает построения окружающей среды под ребенка, она готовит ребенка к самостоятельному изучению и комфортному пребыванию в мире.

      А теперь рассмотрим плюсы и минусы методики АВА.

      Плюсы методики:

  • Методика приносит быстрые и четкие результаты, причем ребенок может демонстрировать свои умения кому угодно.
  • Многие дети прошедшие реабилитацию по данной методике датем могут обучатся в обычных школах.
  • Методика способствует социализации ребенка.
  • Методика комплексна и охватывает все серы познания.

    Минусы:

    • Эта методика не подходит на начальном этапе, если у ребенка есть страх чужих людей и сильная привязанность к матери.
    • Эта методика требует полной самоотдачи хотя бы одного из родственников.
    • Работа по данной системе не терпит перерывов в занятиях, и требует четкого контроля не только во время занятий но и в повседневной жизни.

    Методика Son-Rise.

         Эта методика создана более 30 лет назад супругами Барри и Самарией Кауфманами у которых, один ребенок страдает аутизмом. Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. То есть, здесь дефектологи не разбивают аутичный мир ребёнка, а как бы присоединяются к нему, дают аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

          Например, ребенку нравится стачать по столу, ему это делать не запрещается а наоборот, даются дополнительные предметы (молоточек, палочка…). В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Обучение через игру приводит по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.

Информация о работе Основные методики коррекции детей с отклонениями в развитии