Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, реферат
Представляемая педагогическая технология является результатом работы в течении нескольких лет автора с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. В ее основу легли как классические взгляды отечественной коррекционной школы, так и собственные авторские наработки.
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.
Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка , соответствующее его потенциальным возможностям.
развитие графомоторных навыков.
В процессе построения обучения по плану-программе второго периода подготовки на первое место по значимости встает задача развития фонематического восприятия и формирования навыков элементарного звуко-буквенного анализа у детей с ОНР. Две другие наиболее важные задачи – по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации, а также, развитию графомоторных навыков – решаются параллельно.
Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с ребенком , где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным произношением. Это способсбвует более тонкому усвоению фонетического образа изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к обучению грамоте .
На занятиях второго периода дети знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове (жжжжук), учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Далее дошкольники наращивают слова, добавляя все новые части к основе (снег, сне – жок, сне – жин – ка, сне – гу – роч – ка). Вся работа осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе.
Дети уже имеют представление о слове-предмете, теперь вводятся понятия «слово-признак», «слово-действие», их модели ( , ).
Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука требует от ребенка не только установления последовательности звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ОНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная работа с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением , делая это утрированно ( н-р, тихо,или громко, или шепотом). При этом на модели слова используется еще одна модель в форме черного квадрата, обозначающая ударение и утяжеляющая выделяемый звук.
Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. В этом случае идет отступление от традиционной методики, где соблюдается последовательность в знакомстве сначала только с гласными звуками, а затем согласными. Но тогда возможность сложения из звуков слогов и слов для ребенка отодвигается на неопределенный срок, что приводит к потере интереса. Поэтому логичнее приблизить этот момент для ребенка, постепенно знакомя его и с гласными, и и согласными звуками, а также их печатным образом. Однако, нельзя давать понятия о согласных звуках, сходно звучащих , на занятиях, идущих друг за другом, чтобы избежать смещения в понимании детьми разницы между ними. Для более полноценного восприятия фонем необходимо задействовать все анализаторы ребенка, не только зрительные и слуховые, но и тактильные ( н-р, ощупать контур буквы, лепить букву из теста и др.).
После полного усвоения действий с моделями, можно переходить к оперированию непосредственно буквами, по началу также с опорой на цвет модели.
Одновременно в процессе знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование материала, изготовленного самим ребенком – книжек-«самописок» с напечатанными словами и рисунками.
Литература
1. Венгер Э.Г., Пилюгина Н.Б., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка . Москва, 1988.
2. Волкова Л.С. Логопедия. Москва, 1972.
3. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПРР, ж. «Дефектология» №2, 1995.
4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте . Москва, 1998.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Москва, 1989.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи. Москва, 1985.
7. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.
8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей . СПб., 1997.
9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми . Москва, 1994.
10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.
11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, 1997.
12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, 2000.
13. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Москва, 1993.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989.
Информация о работе Организация процесса по подготовке к обучению грамоте дошкольников