Организация процесса по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, реферат

Краткое описание

Представляемая педагогическая технология является результатом работы в течении нескольких лет автора с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. В ее основу легли как классические взгляды отечественной коррекционной школы, так и собственные авторские наработки.
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.
Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка , соответствующее его потенциальным возможностям.

Файлы: 1 файл

курсовая по русскому.doc

— 615.50 Кб (Скачать)

        развитие графомоторных навыков.

В процессе построения  обучения  по плану-программе второго периода подготовки на первое место по значимости встает задача развития фонематического восприятия и формирования навыков элементарного звуко-буквенного анализа у  детей  с ОНР. Две другие наиболее важные задачи – по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации, а также, развитию графомоторных навыков – решаются параллельно.

Формирование правильного звукопроизношения и артикуляции проводится логопедом на индивидуальных занятиях с  ребенком , где происходит и освоение процесса кинестетического самоконтроля за собственным произношением. Это способсбвует более тонкому усвоению фонетического образа изучаемого звука, осознанию того факта, что непрерывный  речевой  поток можно членить на отдельные звуковые компоненты: слова, слоги, звуки. Приобретенные знания затем уже являются базой для усвоения материала по подготовке к  обучению   грамоте .

На занятиях второго периода  дети  знакомятся со звучащим словом, протяженностью слова, овладевают способом интонационного выделения звука в слове (жжжжук), учатся определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Далее дошкольники наращивают слова, добавляя все новые части к основе (снег, сне – жок, сне – жин – ка, сне – гу – роч – ка). Вся  работа  осуществляется на основе знаний, полученных в старшей группе.

Дети уже имеют представление о слове-предмете, теперь вводятся понятия «слово-признак», «слово-действие», их модели ( , ).

Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работать с моделью звука требует от ребенка не только установления последовательности звуков в слове, но и определения их качественной характеристики. Для детей с ОНР характерны затруднения в выделении ударного гласного звука в слове, ударного слога. Необходима специально организованная  работа  с поэтапным овладением этим навыком. Педагог дает образец правильного произношения слова с подчеркнутым ударением , делая это утрированно ( н-р, тихо,или громко, или шепотом). При этом на модели слова используется еще одна модель в форме черного квадрата, обозначающая ударение и утяжеляющая выделяемый звук.

Параллельно со звуками детей необходимо знакомить и с соответствующими им буквами. В этом случае идет отступление от традиционной методики, где соблюдается последовательность в знакомстве сначала только с гласными звуками, а затем согласными. Но тогда возможность сложения из звуков слогов и слов для ребенка отодвигается на неопределенный срок, что приводит к потере интереса. Поэтому логичнее приблизить этот момент для ребенка, постепенно знакомя его и с гласными, и и согласными звуками, а также их печатным образом. Однако, нельзя давать понятия о согласных звуках, сходно звучащих , на занятиях, идущих друг за другом, чтобы избежать смещения в понимании детьми разницы между ними. Для более полноценного восприятия фонем необходимо задействовать все анализаторы ребенка, не только зрительные и слуховые, но и тактильные ( н-р, ощупать контур буквы, лепить букву из теста и др.).

После полного усвоения действий с моделями, можно переходить к оперированию непосредственно буквами, по началу также с опорой на цвет модели.

Одновременно в процессе знакомства со звуками и буквами происходит ненавязчивое освоение ребенком послогового чтения. Для совершенствования этого навыка возможно использование материала, изготовленного самим ребенком – книжек-«самописок» с напечатанными словами и рисунками.

 

Литература

1.     Венгер Э.Г., Пилюгина Н.Б., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры  ребенка . Москва, 1988.

2.     Волкова Л.С. Логопедия. Москва, 1972.

3.     Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПРР, ж. «Дефектология» №2, 1995.

4.     Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др.  Обучение  дошкольников  грамоте . Москва, 1998.

5.     Игры и упражнения по развитию умственных способностей у  детей  дошкольного возраста./ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Москва, 1989.

6.     Каше Г.А. Подготовка к школе  детей  с  недоразвитием  речи. Москва, 1985.

7.     Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.

8.     Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у  детей . СПб., 1997.

9.     Селиверстов В.И.  Речевые  игры с  детьми . Москва, 1994.

10.                       Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.

11.                       Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, 1997.

12.                       Филичева Т.Б., Туманова Т.В.  Дети   с   общим   недоразвитием  речи. Москва, 2000.

13.                       Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа  обучения  и воспитания  детей   с   общим   недоразвитием  речи. Москва, 1993.

14.                       Фомичева М.Ф. Воспитание у  детей  правильного произношения. Москва, 1989.

 

 



Информация о работе Организация процесса по подготовке к обучению грамоте дошкольников