Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, реферат
Представляемая педагогическая технология является результатом работы в течении нескольких лет автора с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. В ее основу легли как классические взгляды отечественной коррекционной школы, так и собственные авторские наработки.
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.
Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка , соответствующее его потенциальным возможностям.
Введение.
Представляемая педагогическая технология является результатом работы в течении нескольких лет автора с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. В ее основу легли как классические взгляды отечественной коррекционной школы, так и собственные авторские наработки.
Дошкольное детство – важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период.
Основной целью дошкольного образования должно являться всестороннее общее развитие ребенка , соответствующее его потенциальным возможностям.
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название « общего недоразвития речи» (ОНР) по клиническому составу подразделяемое на три основные группы:
неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение нервной системы и недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;
осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов;
грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга.
При этом степень проявления речевого дефекта у детей с ОНР, также, крайне неоднородна и определяется тремя уровнями речевого развития ребенка (I, II и III уровень).
Однако, дети с общим недоразвитием речи, как и их нормально развивающиеся сверстники, обязательно пойдут учиться. В отечественной педагогике и психологии выделяется общая и специальная готовность детей к школе, где под общей готовностью понимают физическую, личностную и интеллектуальную готовность, а к специальной относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (н-р, первоначальные навыки чтения, счета, письма и т.д.) И без специально организованной коррекционной работы по подготовке дошкольников с ОНР к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться, у большинства детей данной категории обязательно возникнут характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), что и явилось побуждающим мотивом для возникновения данной педагогической технологии.
Организация процесса по подготовке к обучению грамоте
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Коррекционное обучение началам грамоты имеет основные цели:
формирование у детей необходимой готовности к процессу обучения грамоте ;
профилактика дислексии и дисграфии, возникающих в процессе школьного обучения у детей с ОНР.
Так как у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают и другие психические процессы, в ходе коррекционной работы необходимо рещать следующие коррекционные задачи:
формирование и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, усвоение линейности ряда символов, знаков (слева направо);
развитие слухового и фонематического восприятия;
уточнение артикуляции всех изучаемых звуков, а также работа над звукопроизношением;
развитие графо-моторных навыков.
Содержание изучаемого материала преподносится с опорой на ведущую деятельность дошкольника и организуется в таких формах как игра-занятие, игра-урок с сохранением структурных составляющих плана-программы,а также дидактическая игра. Использование этих организационных форм способствует не только решению обучающих и коррекционных задач, но и является дополнительным средством развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и способствует удержанию познавательной активности и устойчивого познавательного интереса дошкольника, более интенсивному эмоционально-личностному развитию, формированию произвольности поведения и самоконтроля как важнейшей базы для начала систематического обучения в школе.
Педагогическая технология разделена на два периода. Первый период – подготовительный, на этом этапе осуществляется работа с детьми 5-6 лет старшей логопедической группы детского сада. Первый период включает 31 занятие на учебный год, по одному занятию в неделю, исключая адаптационный период в сентябре и время каникул в январе. Во втором периоде проходит непосредственная подготовка к обучению грамоте с дошкольниками 6-7 лет подготовительной логопедической группы. План -программа предусматривает 34 занятия с детьми , также исключая время индивидуальных обследований в сентябре. Занятия в каждой возрастной группе проводятся по подгруппам с учетом уровня речевого развития. Каждый период имеет свои задачи, учитывающие возраст, опыт обучения детей . Процесс работы над содержанием строится с постепенным усложнением. При выборе приемов коррекционного воздействия особое внимание уделяется соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность материала, обязательная наглядность, совокупность включения в работу всех анализаторов ребенка и др.). На обучающих занятиях используется хорошо знакомый речевой материал. В ходе занятия дошкольникам не предлагается более одного нового понятия, терминологический словарь детей увеличивается постепенно. Необходимо учитывать и тот факт, что в рамках только занятий по подготовке к обучению грамоте невозможно отработать весь комплекс решаемых, например в течение недели, задач. Поэтому работа над ними продолжается и в других организационных формах (индивидуальных занятиях логопеда, занятиях других специалистов и воспитателей, совместной деятельности с детьми).
I период - подготовительный.
Задачи:
развитие сенсорных способностей детей; формирование и уточнение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;
развитие слухового внимания;
развитие графо-моторных навыков.
Обосновывая введение в процесс подготовки к обучению грамоте логопедом задач по формированию сенсорных эталонов, необходимо отметить следующее, что, как правило, дети пятилетнего возраста с нормой развития знают основные цвета спектра и отдельные оттенки, владеют знаниями о плоскостных и объемных формах, проводят элементарный сравнительный анализ предметов разной величины, производят сериационные операции по возрастанию и убыванию предметов, владеют необходимыми понятиями и так далее, то есть оперируют этими знаниями в рамках возрастной программы. Таким образом, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире. И одновременно с этим составляет фундамент общего умственного развития дошкольника, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. При первичном обследовании пятилетних детей, поступивших в логопедическую группу, мы обнаруживаем, что основная часть из них значительно отстает в формировании сенсорного развития и процесса восприятия ( не знают названий и не различают основные цвета спектра; не владеют понятиями формы, величины и сравнительными операциями с ними и т.д.). Однако, без этих знаний невозможно перейти к обучению ребенка с использованием моделей звуков, слогов, слов, предложений, и, тем более, к процессу анализа. Практика работы с детьми-логопатами подтвердила недостаточность работы по этому разделу только в рамках специально организованной воспитателем деятельности (занятия по формированию элементарных математических представлений, дидактические игры и т.п.). Появилась необходимость введения таких задач в процесс подготовки к обучению грамоте детей. В ходе занятий обучающие задания построены таким образом, чтобы их правильное выполнение опиралось на представления, например о форме или цвете, и являлось главным условием в игровой или практической задаче, стоящей перед ребенком.
Работа по сенсорному развитию планируется и проводится параллельно развитию зрительного и слухового восприятия, что дает детям возможность более полноценно воспринимать окружающую действительность и обучающий материал.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Начинается работа с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и др. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»). Для детей, у которых ведущей является левая рука, работа на последнем этапе над развитием мелкой моторики несколько отличается, а именно: образцы для выполнения заданий на плоскости предлагаются им первоначально с правой стороны, сами задания дети выполняют слева; через некоторое время образцы перемещаются налево, как и у праворуких дошкольников, а их повторение левши осуществляют справа. Это длительный процесс, зависящий от возможностей конкретного ребенка, и актуальный для леворуких детей, т.к. переход к работе левой рукой и с ориентацией «слева направо» должен быть постепенным, ведь в школьной практике прописи, учебники, образцы заданий в тетрадях, на доске и т.д. рассчитаны на праворукого ребенка.
Следующим направлением работы является развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия и пространственной ориентации с целью предупреждения трудностей, которые могут возникнуть при обучении чтению и письму в школе. Эта задача решается также на протяжении всего процесса обучения при комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка, но является обязательным элементом занятий по подготовке к обучению грамоте. Вся работа по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации подразделяется на следующие фрагменты:
работа на плоскости стола
выделение заданных предметов из группы разнородных,
выделение заданных предметов из группы однородных,
группировка предметов по основным признакам (цвет, форма, величина) в различных вариациях,
нахождение в заданном окружении предметов, похожих на геометрические фигуры,
определение геометрических фигур приблизительно соответствующих формам заданных предметов,
конструирование из счетных палочек – а) по образцу педагога, б) по словесной инструкции; и др.
ориентация в ограниченном пространстве – 1) в игрушечном домике, 2) в групповой комнате, 3) в групповом блоке, 4) в помещении детского сада;
ориентация в открытом пространстве – 1) на прогулочном участке группы, 2) на территории детского сада.
Сначала дети ориентируются на модель-стрелку, расположенную на плоскости рабочего стола каждого ребенка, выполняя задания, дидактические упражнения и т.п. по формированию зрительного восприятия. Учатся определять направление с ориентацией «от себя» на плоскости , затем в пространстве, в движении опять же с использованием модели-стрелки. Действенную помощь на этом этапе оказывает применение пиктограмм со знаками-символами. Сначала пиктографические письма предлагаются логопедом, в дальнейшем дети, разделенные на подгруппы, применяют эти знания самостоятельно - одни сообщают информацию по поиску с помощью пиктограммы, другие расшифровывают ее, осуществляя сам процесс поиска.
Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Для этого необходимо развивать у детей:
умение слышать и различать неречевые звуки,
умение различать высоту, силу, тембр голоса;
умение различать слова, близкие по звуковому составу.
Далее проводиться работа по знакомству с понятием «слово», «слог» (часть), «предложение».
На этом этапе развитие слухового внимания начинается с различения звуков окружающего мира (д/игры «Что звучит?», «Что льется?» (вода, кисель и т.д.), «Что шуршит?» (газета, оберточная бумага и т.п.)), от игры к игре задания усложняются, требуя все более тонкой диффиренциации. Затем детей необходимо научить на слух определять высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков (н-р, игра «Кто заблудился?» - дети зовут водящего ребенка , у которого завязаны глаза, словом «ау» поочередно и он отгадывает, кто его позвал), а также определять различие слов, близких по звуковому составу.
На этапе введения понятия «слово» сначала проводится работа по соотношению предмета и слова, его обозначающего. Далее вводиться условно-графическое обозначение понятия «слово» ( ). Теперь без относительно предметов, объектов дошкольники вместе с педагогом оперируют этим понятием, используют модель. С целью более успешного усвоения знаний обучающий материал может строится на основе изучаемых на данный момент лексических тем. Необходимо отметить,что на подготовительном этапе детям дается понятие только слова-предмета.
Следующим этапом работы является введение понятия «слог», деление слов на слоги и умение их различать. Здесь необходимо дать ребенку представление о «коротких» и «длинных» словах – односложных, двусложных, трехсложных. Так как процесс слогового анализа весьма сложен для детей с ОНР, необходимо обязательное использование вспомогательных средств как двигательных (отхлопать, отстучать), так и визуальных ( на первом занятии можно показать как «распадается» модель слова – МИША ( ) МИ-ША ( - - ). Параллельно с осуществляемой работой начинается обучение детей различению на слух сначала разных по звучанию слогов (па-па-па-ра), а потом в слоговых рядах со сходным звучанием (ка-ка-га-ка). В этом случае также идет постепенное увеличение слогового ряда, начиная от двух слогов.
На первом этапе подготовки к обучению грамоте процесс освоения составления предложений начинается с использования «живой» модели слова – самого ребенка . Выстраивая предложение из «живых» слов, дети в процессе движению лучше осознают, что такое последовательность слов в предложении. Сама работа по построению предложений проводится традиционно.
Таким образом, к концу I подготовительного периода по подготовке к обучению грамоте дошкольники с общим недоразвитием речи должны подойти со следующими результатами :
у детей сформированны сенсорные эталоны цвета, формы, величины;
дети ориентируются на плоскости, в пространстве относительно себя;
у детей развиты сенсомоторные навыки;
дети выделяют слова-предметы как отдельную единицу речи, делят слово-предмет на части, определяют количество слогов и их последовательность в слове;
дети умеют составлять предложения из двух, трех частей.
II период.
Задачи:
формирование правильного звукопроизношения и уточнения артикуляции изучаемого звука;
развитие фонематического слуха, соотношение звука с образом буквы;
формирование грамматического строя речи;
овладение детьми навыком чтения по слогам;
совершенствование зрительного восприятия и пространственной ориентации;
Информация о работе Организация процесса по подготовке к обучению грамоте дошкольников