Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:08, практическая работа
Цель: создание системы заданий по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи:
1.Описать диагностическое исследование.
2.Разработать и описать систему работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.
Анализ обследования по методике Р.Е. Левиной показал, что высокий уровень развития диалогической речи не показал ни один ребенок с ОНР.
У двух детей (Сережа В., Ксюша В.) отмечается достаточный уровень активности (первая группа детей) – 10%. Сережа и Ксюша быстро устанавливают контакт со взрослыми и сверстниками, стремятся к постоянному общению, хорошо общаются в присутствии незнакомых людей, легко сменяют способы общения, находят общность с разными партнерами.
Отвечают на все вопросы, их предложения полные, имеют интонационную выразительность, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений. Имеются лишь небольшие аграмматизмы.
У семи детей (Миша К., Максим Л., Андрей И., Соня П., Маша Т., Даша И., Галя М.) отмечается средний уровень сформированости диалогического высказывания (вторая группа детей) – 70%. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Но у них усталость от общения, стереотипность способов общения. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.
И, наконец, у одного ребёнка (Оля С.) отличается низкий уровень диалогического высказывания (третья группа детей) – 10%. У неё отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. Также отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, аграмматизмы.
Для наглядности результаты эксперимента приведены в диаграмме
Таким образом, основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и др.
Через ниже разработанную совместную коррекционную работу учителя-логопеда и воспитателя осуществлялось развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В таблице 2 представлен календарно-