Организация логопедической работы по развитию диологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:08, практическая работа

Краткое описание

Цель: создание системы заданий по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи:
1.Описать диагностическое исследование.
2.Разработать и описать систему работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.

Файлы: 1 файл

мой прект.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт детства

Кафедра логопедии и детской  речи

 

 

ПРОЕКТ

 

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ В СОВМЕСТОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ.

 

 

 

Выполнил студент группы №  53 ОЗО

Екатерина Анатольевна  Данекина ______________

Специальность 031899 «Логопедия»

Форма обучения заочная

Научный руководитель ст. преподаватель

кафедры логопедии и детской  речи

Н.А. Одинокова ______________

 

 

Новосибирск 20013.

Краткая аннотация

В проекте представлена система работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 Содержание системы работы включает в себя этап развития всех компонентов речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь), к нему поставлены цель и задачи. Также расписаны основные направления и условия проведения работы, примерный тематический план и перечень игровых занятий отвечающих задачам этапов работы.

Постановка  проблемы.

Постоянный  рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико- коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для нашего дошкольного учреждения, так как и среди наших воспитанников выявляются дети с нарушениями речи. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащается сама и, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Речь выполняет  многообразные функции в жизни  ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция  – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.

Разговорно-диалогическая  речь – довольно сложная форма  речевой деятельности, поскольку  каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики  собеседника, соотнося с ним свои  ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая  форма общения не дана ребенку  изначально. Ее становление проходит стадию преддиолога («дуэта», «коллективного монолога»), стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

 

Цель  и задачи проекта.

Цель: создание системы заданий по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.

Задачи:

  1. Описать диагностическое исследование.
  2. Разработать и описать систему работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя.

План  мероприятий.

Коррекционная работа направлена на:

  • Расширение словаря;
  • Закрепление лексического словаря;
  • Формирование грамматического строя речи.

 

Условия проведения коррекционной работы:

  1. Образовательная деятельность организуется по подгруппам до 6-7 человек.
  2. создается непринужденная обстановка, располагающая детей к общению.
  3. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и возрастная доступность.
  4. Целесообразно подготавливать большое количество предметов и игрушек одного типа.
  5. Весь дидактический и наглядный материал, используемый логопедом на занятии, должен быть предметным, по возможности взятым из реального мира.

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя.

Цель: способствовать своевременному и правильному овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня диалогической речью.

Задачи

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
  2. Воспитание эмоционально – положительного настроя.

3.Развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь)

Исходя из этих задач, мы предлагаем разделить функции учителя-логопеда и воспитателя следующим образом:

Функции учителя-логопеда:

-Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

-Формирование правильного речевого дыхания.

-Совершенствование фонематического восприятия

-Работа по коррекции слоговой структуры слова.

-Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

-Предупреждение нарушений письма и чтения.

-Развитие психических функций тесно связанных с речью

Функции воспитателя:

-Учёт лексической темы при проведении всех занятий

-Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей

-Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

-Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

В основе работы  учителя-логопеда и воспитателей лежат  следующие принципы:

  • Комплексного подхода к организации работы по развитию речи.
  • Единства диагностики, планирования и проведения работы по развитию речи.
  • Систематичности и последовательности в работе.
  • Интеграции задач развития речи в разные образовательные области; сферы деятельности детей.
  • Сотрудничества между воспитателями и учителем-логопедом,
  • Учета интересов всех участников педагогического процесса,
  • Дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи детей.

      Существуют разнообразные формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями:

  • беседы
  • тематические консультации
  • выступления на педагогических советах,
  • семинары-практикумы
  • анкетирование
  • Информационные бюллетени, буклеты
  • Презентация речевых игр, упражнений
  • Выставка книг, пособий
  • Речевые уголки в группах
  • Создание аудио-, видеотеки по теме.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

Предполагается, что при проведении логопедической работы лексический словарь у детей станет намного шире, дети научатся правильно выстраивать предложения, у них появится желание задавать вопросы, повысится интерес общения как с детьми, так и со взрослыми.

В ходе выполнения игровых упражнений, практических заданий у ребенка формируются четкие, устойчивые представления об образе предметов окружающего мира, накапливается пассивный словарь, который в дальнейшем переходит в активный.

Стратегия достижения поставленных целей и  задач:

  Совместная работа логопеда и воспитателя планируется на основе результатов обследования. Игры и задания будут проводиться как на логопедических занятиях с логопедом, так и на занятиях с воспитателем.

Оценка  результатов.

Дальнейшее развитие проекта.

Бюджет  проекта.

 

Описание исследования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Задания по методике Р.Е. Левиной предусматривали установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Мы посредством непринужденной беседы выясняли способы старших дошкольников вступать в разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа предполагала комплексное  исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи.

Основное внимание уделялось оценке различных критериев, выделенных Р.Е. Левиной:

-Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).

-Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.

-Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.

-Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.

-Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы были направлены и на понимание  обращенной речи и понимание ее вне  контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.

Критерии оценки средств общения, выделенные Р.Е. Левиной, имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равнялась 10 баллам. Нами были введены обозначения: высокий уровень, достаточный уровень, средний уровень, низкий уровень.

8 – 10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза – высокий уровень.

4 – 7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения – достаточный уровень.

1 – 3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна – средний уровень.

0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения – низкий уровень

В процессе анализа результатов  эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Результаты  исследования уровня развития диалогической  речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня сведены в таблицу 1 и представлены в диаграмме.

 

таблицу 1. Результаты исследования уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

н/п. имя ребёнка

баллы

1.Миша К.

1

2.Сережа В.

5

3.Максим Л.

2

4.Андрей И.

2

5.Соня П.

3

6.Оля С.

0

7.Маша Т.

1

8.Даша И.

2

9.Ксюша В.

6

10.Галя М.

2

Информация о работе Организация логопедической работы по развитию диологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в совместной работ