Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:15, доклад
Стёртая дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте нарушений речи. Ведущими в структуре данного речевого дефекта являются нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Вопросами этиологии, симптоматики, разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при лёгкой степени дизартрии занимались Е.Ф.Соботович (24), Р.И.Мартынова (17), И.Б.Карелина (8, 9), Л.В.Лопатина (14, 15, 16), Э.Я.Сизова (23).
1.1 Определение, симптоматика
Стёртая дизартрия одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте нарушений речи. Ведущими в структуре данного речевого дефекта являются нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Вопросами этиологии, симптоматики, разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при лёгкой степени дизартрии занимались Е.Ф.Соботович (24), Р.И.Мартынова (17), И.Б.Карелина (8, 9), Л.В.Лопатина (14, 15, 16), Э.Я.Сизова (23).
Л.В.Лопатина (16) определяет
данное нарушение как речевую
патологию, проявляющуюся в расстройствах
фонетического и просодического
компонентов речевой
По мнению Г.В.Гуровец, С.И.Маевской (28), Л.В.Лопатиной (14) перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки. По данным Г.В.Гуровец, С.И.Маевской (28) наиболее распространённые искажения- боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков. Для всех детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. По данным Л.В.Лопатиной (16), чаще страдает произношение свистящих и шипящих звуков, наиболее частотный тип нарушений - искажения звуков, возможен разнообразный характер нарушений одного и того же звука. Характер нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией, по мнению Л.В.Лопатиной (16), определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далёких, хотя и более сложных по артикуляции. Автор объясняет это наличием у детей со стёртой дизартрией определённых нарушений восприятия речи и фонематического слуха
В исследованиях Г.В.Гуровец, С.И.Маевской (28), Е.Ф.Соботович (24), Л.В.Лопатиной (13), И.Б.Карелиной (8) отмечается, что у детей со стёртой дизартрией распространены нарушения фонематического восприятия. Они проявляются в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Дети с трудом различают на слух твёрдые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. По данным исследований Л.В.Лопатиной (13), у дошкольников со стёртой формой дизартрии существование нечётких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Как отмечала Р.Е.Левина (12), такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, возникающих при двигательных поражениях органов речи. Отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.
У детей со стертой дизартрией отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
В исследованиях, посвященных
проблеме речевых нарушений при
стертой дизартрии, отмечается, что
нарушение звукопроизношения и
просодики являются стойкими и во
многих случаях не поддаются коррекции.
Это отрицательным образом
Мартынова Р.И.(17), Лопатина Л.В.(16), Соботович Е.Ф.(24) выделяют особенности формирования ряда высших психических функций и процессов у детей со стёртой дизартрией. Они указывают на снижение внимания, памяти, трудности при обобщении, классификации, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях, нарушения в установлении причинно-следственных связей.
1.2 Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией
У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10) объясняют это абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка. При дизартрии расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
Грамматические
формы словоизменения и словообразования
появляются у детей со стёртой
дизартрией в той же последовательности,
что и при нормальном речевом
развитии. Своеобразие овладения
грамматическими категориями
Н.С.Жукова (7) отмечает, что дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Это связано с тем, что лексическая основа слова в воспринимаемых словах выступает для ребёнка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предмета либо действия. Префиксы, суффиксы, окончания представляют слабый словесный раздражитель и не воспринимаются детьми. Автор также указывает, что у детей с нарушенным речевым развитием обнаруживается дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями грамматических значений. Грамматический элемент не сразу становится носителем определённого значения, и однотипные ситуации не связываются с однотипными элементами. Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка.
Е.Ф.Соботович (24), Л.В.Лопатина (13) отмечают у детей со стёртой дизартрией недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отклонения в развитии грамматического строя речи являются производными и носят характер вторичных нарушений.
Как указывает Л.В.Лопатина (13), одной из причин недостаточной сформированности грамматического строя речи, является нарушение дифференциации фонем. Это вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.
Анализ речи детей
со стёртой дизартрией, проведённый
Н.В.Серебряковой (10), Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольской
(24) обнаруживает, что грамматический
строй речи у детей со стёртой
формой дизартрии характеризуется
неусвоенностью некоторых сложных
грамматических форм (творительный падеж,
именное управление, разграничение
окончаний по типам склонений, атипичные
формы), наличием большого количества
ненормативных
Для речи детей со стёртой дизартрией характерно два способа усвоения грамматического строя речи:
-усвоение слов
в их нерасчленённом, целостном
виде (на основе механизмов
-овладение процессом
расчленения слов на
Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская
(24) указывают, что уже на ранних этапах
усвоения родного языка у детей
с дизартрией обнаруживается острый
дефицит в тех элементах языка,
которые являются носителями не лексических,
а грамматических значений. Авторы
объясняют это дефектом функции
общения и преобладанием
1.3 Общие и специфические
В процессе овладения
практической грамматикой у детей
наблюдаются разнообразные
Е.Ф.Архипова (3) указывает на специфические аграмматизмы у детей со стёртой дизартрией. У них наблюдается смешение флексий различных значений. Наблюдается частое смешение морфем не только семантически близких, но и семантически далёких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения. Специфической особенностью детей со стёртой дизартрией является большая зависимость от лексической семантики, степени знания слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Е.Ф.Архипова (3) указывает на следующие неправильные формы словоизменения при стёртой дизартрии:
-неправильное употребление
родовых, числовых, падежных окончаний
существительных, местоимений,
-неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»)
-неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями («дети рисует», «она упал»);
-неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»);
-ошибки при согласовании
прилагательных с
-ошибки при согласовании
существительных с
-ошибки при употреблении простых предлогов: пропуски, замены;
-ошибки при употреблении
в речи более сложных
Нарушения морфологической
системы языка у детей со стёртой
дизартрией выражаются и в трудностях
словообразования. Нарушения функции
словообразования проявляются в
наличии большого количества ненормативных
словообразований, в несформированности
системы продуктивных словообразовательных
моделей, наличии вариативных замен
аффиксов, различающихся по значению.
Такие нарушения обусловлены
различными факторами и их сочетаниями:
несформированностью или
Выводы по 1 главе
1. Стёртая дизартрия
очень часто встречается в
логопедической практике и
Информация о работе Определение, симптоматика стёртой дизартрии