Одаренные дети и специфика работы педагога с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
Задачи:
— раскрыть в полном объеме понятие одаренности
— рассмотреть методы диагностики одаренности
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей
Объект исследования: одаренность

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
I. Теоретические аспекты изучения детской одаренности_________________4
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»______4

2. Виды одаренности__________________________________________6

3. Принципы и методы выявления одаренных детей_______________11

4. Дидактические подходы к обучению_________________________ 12

5. Личностные особенности и поведенческие черты учителей______13

II. Исследования детской одаренности на примере одаренного коллектива – театральной студии «Фарс»_________________________________________16

Приложение______________________________________________________18
Список литературы______________________

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

 

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

3. Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания  разных сторон поведения и  деятельности ребенка, что позволит  использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое  во времени наблюдение за поведением  данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех  сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать  определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного  ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного  ребенка экспертов: специалистов  высшей квалификации в соответствующей  предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности  ребенка не только по отношению  к актуальному уровню его психического  развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на  экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.

        4.  Дидактические подходы к обучению 
       Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного  обобщения (В.В Давыдов), проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.), использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов), использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей. 
  Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого  мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм во всех вариантах; занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п. 

    Практическая реальность  высвечивает и то, что школа  испытывает особые потребности  в учебниках и программах, в  которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

    В процессе обучения  одаренных детей значимым является  поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация. В настоящее время в отечественной педагогике все более популярной становится проблема коллективной учебной деятельности.  Сколько бы учеников одновременно ни обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное участие все ее члены. Выделяют следующие особенности коллективной формы организации учебной работы:

  1. В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников – четыре человека.
  2. Каждый участник занятий является то учеником, то учителем.
  3. Цель ученика – учить других тому, что знаешь или изучаешь  сам.
  4. Основной принцип – все по очереди учат каждого и каждый – всех.
  5. Деятельность каждого ученика общественно полезна, так как он не только учится сам, но и обучает других.
  6. Важная особенность обучения – полное совпадение, единство коллективных и личных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

 

        5. Личностные особенности и поведенческие черты учителей 
 
   Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетели то учитель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.  
   Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.  
  Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя: 
-        представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Окружающим присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных: 
-        представления о себе:  я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия, меня любят, я привлекателен как человек; 
-        цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь. 
  По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

-  он разрабатывает гибкие  индивидуализированные программы;

-   создает теплую эмоционально  безопасную атмосферу в классе;

-    предоставляет учащимся  обратную связь;

-   использует различные стратегии  обучения;

-   уважает личность;

-   способствует формированию положительной самооценки ученика;

   - уважает его ценности;

  -  поощряет творчество и  работу воображения;

   -  стимулирует развитие  умственных процессов высшего  уровня;

   -  проявляет уважение  к индивидуальности ученика.. 
Успешный учитель для одаренных  прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. 
      Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей;  тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.  

      В заключение необходимо  напомнить, что работа педагога  с одаренными детьми - это сложный  и никогда не прекращающийся  процесс. Он требует от учителей  и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии  одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Исследования детской одаренности на примере одаренного коллектива – театральной студии «Фарс»

 

Коллектив «Фарс» создан в 2003 году в рамках системы дополнительного образования детей ГОУ СОШ № 2006.

 

Руководитель - Быковский Анатолий Евгеньевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, обладатель гранта Москвы в области инновационных технологий (2007 г.), окружной куратор фестиваля «Юные таланты Московии» в номинациях музыкальный и драматический театр.


Коллектив ведёт активную творческую жизнь, за время существования выпущено более 16 спектаклей, подготовлены творческие выступления, показанные на площадках округа и города.

 

 

Достижения

 
      2011 год 
      - Диплом лауреата I степени в окружном ЮТМ - драматический театр. 
 
      2010 год 
 - Диплом лауреата I степени в окружном  ЮТМ - музыкальный театр – спектакль «Волшебное зеркало». 
     

- Благодарность за участие в ЮТМ - драматический театр - спектакль «Бессмертный Высоцкий»; 
     

- Благодарность за постановку, посвященную юбилею А.П. Чехова на городском мероприятии. 
 
      2009 год 
     

- Диплом лауреата I степени в окружном  ЮТМ - музыкальный театр; 
     

- Диплом лауреата I степени в окружном ЮТМ - драматический театр. 
      
      2008 год 
     

- Диплом III степени в III фестивале ассоциации школьных театров ЮЗАО «Москва-Театр-Школа»; 
     

- Диплом Лауреата I степени в фестивале «Театральная осень-2008»  в рамках XI городского фестиваля ЮТМ; 
     

- Диплом лауреата III степени - Спасская Валентина – ЮТМ - художественное слово; 
     

- Диплом лауреата I степени – Коваленко Алёна – ЮТМ - художественное слово; 
     

- Грамота за лучшую актерскую работу в фестивале «Я люблю театр» -  Астатьевская Д., Раджабова Д., Бурдюг О., Кисленко Д., Балбикову П. 
 
      2007 год 
     

- Диплом Лауреата  II степени - городской конкурс «Юные таланты Московии» - театр; 
     

- Диплом I степени - Второй театральный фестиваль школьных самодеятельных коллективов; 
     

- Диплом Лауреата I степени, Диплом победителя – Цирулёв И. – «Театральная осень-2007»; 
     

- Диплом за лучшую женскую роль – Сиразетдинова Альбина – ЮТМ - театр; 
     

- Диплом I степени в номинации «Комедия и театр абсурда»; 
    

- Дипломы победителей в номинациях «За лучшую женскую роль» - Осташевская Д., «За лучшую мужскую роль» - Бурдюг О. во II Всероссийском фестивале самодеятельных детских коллективов; 
    

- Лучшая роль второго плана в городском  ЮТМ - театр – Осташевская Д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театральная студия «Фарс»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление театральной студии «Фарс»

Список литературы

 

  1. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.

 

  1. Вопросы психологии, №1

 

  1. http://school.keldysh.ru/avto096887/oda.ru
  2. http://school2006.msk.ru/stat/299/

Информация о работе Одаренные дети и специфика работы педагога с ними