Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:04, контрольная работа
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
Введение 3
1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей 6
1.1 Научные представления об одаренности детей 6
1.2 Методика работы с одаренными детьми 8
2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе. 13
Способы решения этих трудностей
2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе 13
2.2 Способы решения трудностей одаренных детей, возникающих 17
при обучении в школе
Заключение 24
Библиографический список
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Российский государственный социальный университет
Филиал
в г. Воронеже
Кафедра социологии, психологии и теории социальной работы
Факультет
социальной работы
Контрольная
работа
по дисциплине
«Содержание и методика педагогической
деятельности в системе социальной
работы (социальная педагогика)»
на тему
Одаренность
как отклонение от нормы
Подготовил:
студент V курса II группы
заочного отделения
Грунина В.Н.
Проверил:
к.п.н.,
доц. Малышева Л.В.
Воронеж 2010
Оглавление
Введение 3
1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей 6
1.1 Научные представления об одаренности детей 6
1.2 Методика работы с одаренными детьми 8
2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе. 13
Способы решения этих трудностей
2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе 13
2.2 Способы решения трудностей одаренных детей, возникающих 17
при обучении в школе
Заключение 24
Библиографический
список 25
Введение
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности – характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.
Хорошо
известно, что у ребенка проявляются
разные способности: одни проявляют
способности к музыке, другие –
к математике, третьи – к изучению
иностранных языков и т.д. Только
при благоприятных внешних
Забота об одаренных детях — одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. В то же время научные исследования, так же как и практический опыт, показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежным, а тем более единственным ориентиром для прогноза развития одаренности. Достаточно вспомнить, что далеко не все люди, добившиеся высоких достижений во взрослой жизни, отличались особыми талантами в школьном возрасте.
Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными. В «Концепции...» сделан важный вывод о том, что проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Объектом контрольной работы являются одаренные дети в возрасте от 6 до 10 лет. А предметом являются проблемы одаренных детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы заключается в раскрытии следующих вопросов:
- Что такое одаренность?
- Кого можно считать одаренным?
- С какими проблемами сталкиваются одаренные дети?
- Какова методика работы с одаренными детьми?
- Способы решения трудностей одаренных детей, возникающих при обучении
в школе.
Работа
состоит из введения, двух глав,
раскрывающих цели контрольной, заключения
и библиографического списка.
1.
Сущность, классификация
и выявление одаренности
детей
1.1
Научные представления
об одаренности детей
В современной науке существует множество теорий одаренности, ни одна из которых не является общепринятой. Эти теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т.д. Особенно дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности.
Согласно «Рабочей концепции одаренности», предложенной группой российских психологов, одаренность определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренным считается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Критерий достижений широко используется для суждения об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. Границы между возрастными группами или обученными и новичками весьма условны и сильно варьируют в зависимости от видов и условий деятельности, индивидуальных особенностей детей, их окружения. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов.
Действительно, такие «победители» значительно чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигали те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды так ни в чем себя не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его (или его близких) повышенным стремлением к внешнему признанию и наградам, «натасканностью» — интенсивной и узконаправленной тренировкой, умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью.
Таким образом, достижения не могут служить абсолютно верным и тем более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученые призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо уже имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению нового опыта.
Однако судить о способностях маленьких детей, особенно до начала регулярного обучения, также довольно трудно. Научные данные свидетельствуют о недостаточной надежности предсказаний будущих успехов дошкольников при использовании любого из известных методов диагностики способностей: опросников для родителей и педагогов; методик для оценки внимания, памяти, сенсомоторной координации; тестов интеллекта, общих и специальных способностей; экспертных оценок и др. Анализ множества научных публикаций, касающихся всего спектра общих познавательных способностей, позволяет сделать вывод о том, что нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единственного и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей.
Психологические
исследования и практика обучения одаренных
детей во многих странах показали, что
для развития высокой одаренности необходимо
совпадение по крайней мере трех факторов:
уровня интеллектуального развития выше
среднего для данного возраста, высокой
креативности (творческих возможностей)
и таких личностных особенностей, как
любознательность, увлеченность задачей,
уверенность в успехе. Таким образом, к
личностным признакам одаренности относят
не только когнитивные (познавательные,
умственные) способности, но и некогнитивные
(мотивационные, эмоциональные, волевые)
характеристики. Причем появление высоких
достижений объясняется чрезвычайно сложным
взаимодействием в процессе развития
этих личностных качеств и влияний среды
(семья, сверстники, школа, социальное
и культурное окружение). Сложный характер
взаимодействия факторов и условий развития
одаренности затрудняет прогноз последующих
достижений детей в учебе и взрослой жизни.
1.2
Методика работы с одаренными
детьми