Одаренность как отклонение от нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 04:04, контрольная работа

Краткое описание

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей 6
1.1 Научные представления об одаренности детей 6
1.2 Методика работы с одаренными детьми 8
2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе. 13
Способы решения этих трудностей
2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе 13
2.2 Способы решения трудностей одаренных детей, возникающих 17
при обучении в школе
Заключение 24
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Одаренный ребенок.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  

Российский  государственный  социальный университет

Филиал  в г. Воронеже 

Кафедра социологии, психологии и теории социальной работы

Факультет социальной работы 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)» 

на тему  

Одаренность как отклонение от нормы 
 
 
 
 

                  Подготовил:

                  студент V курса II группы

                  заочного  отделения

                  Грунина В.Н.

                  Проверил:

                  к.п.н., доц. Малышева Л.В. 
                   
                   
                   
                   

Воронеж 2010

Оглавление 
 
 

Введение 3

1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей 6

1.1 Научные  представления об одаренности  детей 6

1.2 Методика  работы с одаренными детьми  8

2. Особенности одаренных детей и их трудности в семье и в школе.  13

Способы решения этих трудностей

2.1 Особенности одаренных детей, их трудности в семье, в школе 13

2.2 Способы решения трудностей одаренных детей,  возникающих  17

при обучении в школе

Заключение 24

Библиографический список 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    Для социальной педагогики понятия «норма»  и «отклонение от нормы» – очень  важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального  поведения ребенка.

    Отклонения  могут носить как негативный, так  и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

    В социальной педагогике понятия «норма»  и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

    Отклонения  от нормы условно можно разделить  на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности – характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

    Хорошо  известно, что у ребенка проявляются  разные способности: одни проявляют  способности к музыке, другие –  к математике, третьи – к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «...Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А.С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

    Забота  об одаренных детях — одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. В то же время научные исследования, так же как и практический опыт, показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежным, а тем более единственным ориентиром для прогноза развития одаренности. Достаточно вспомнить, что далеко не все люди, добившиеся высоких достижений во взрослой жизни, отличались особыми талантами в школьном возрасте.

    Сложность феномена одаренности, предпосылки  и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными. В «Концепции...» сделан важный вывод о том, что проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

    Объектом  контрольной работы являются одаренные дети в возрасте от 6 до 10 лет. А предметом являются проблемы одаренных детей младшего школьного возраста.

    Цель  данной работы заключается в раскрытии  следующих вопросов:

- Что такое одаренность?

- Кого можно считать одаренным?

- С какими проблемами сталкиваются одаренные дети?

- Какова  методика работы с одаренными детьми?

- Способы решения трудностей одаренных детей,  возникающих  при обучении

в школе.

    Работа  состоит из введения,  двух глав, раскрывающих цели контрольной, заключения и библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, классификация и выявление одаренности детей 

    1.1 Научные представления об одаренности детей 

    В современной науке существует множество  теорий одаренности, ни одна из которых не является общепринятой. Эти теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т.д. Особенно дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности.

    Согласно  «Рабочей концепции одаренности», предложенной группой российских психологов, одаренность определяется как системное и развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренным считается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Критерий  достижений широко используется для суждения об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. Границы между возрастными группами или обученными и новичками весьма условны и сильно варьируют в зависимости от видов и условий деятельности, индивидуальных особенностей детей, их окружения. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов.

    Действительно, такие «победители» значительно  чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигали те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды так ни в чем себя не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его (или его близких) повышенным стремлением к внешнему признанию и наградам, «натасканностью» — интенсивной и узконаправленной тренировкой, умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью.

    Таким образом, достижения не могут служить  абсолютно верным и тем более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученые призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо уже имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению нового опыта.

    Однако  судить о способностях маленьких  детей, особенно до начала регулярного  обучения, также довольно трудно. Научные  данные свидетельствуют о недостаточной надежности предсказаний будущих успехов дошкольников при использовании любого из известных методов диагностики способностей: опросников для родителей и педагогов; методик для оценки внимания, памяти, сенсомоторной координации; тестов интеллекта, общих и специальных способностей; экспертных оценок и др. Анализ множества научных публикаций, касающихся всего спектра общих познавательных способностей, позволяет сделать вывод о том, что нет такого диагностического показателя, который мог бы служить в качестве единственного и абсолютно верного предсказателя будущих высоких достижений детей.

    Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение по крайней мере трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе. Таким образом, к личностным признакам одаренности относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияний среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни. 

    1.2 Методика работы с одаренными детьми  

Информация о работе Одаренность как отклонение от нормы