Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:58, дипломная работа

Краткое описание

Данная проблема в научной литературе представлена недостаточно. Поэтому целью моего исследования стало обследование связной речи детей старшего возраста с ОНР.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста.
3. Наметить основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий по обучению рассказыванию.
4. В ходе результативного эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.

Оглавление

Введение
Глава I. Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в исследованиях современных отечественных ученых
1.1 Характеристика связной речи и ее особенности
1.2 Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
1.3 Понятие ОНР. Овладение навыками связной речи дошкольниками с ОНР
1.4 Особенности работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Глава II.Экспериментальная методика по обучению рассказыванию как методу формирования связного высказывания
2.1 Обследование связной речи у детей с ОНР
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
Глава III. Формирующий эксперимент
3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
3.2 Контрольный эксперимент
3.3 Сравнительный анализ полученных данных
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

диплом для иры.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

2.После эмоциональной паузы задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, логопед опрашивает нескольких детей, добиваясь самого и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Где это случилось, в каком городе? – Что делают на пожаре собаки? – Как они называются? – Сколько детей спас Боб? – Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? – О чем говорила женщина? – Как Боб нес девочку? И пр.

Задавая вопрос, важно учитывать уровень грамматической готовности детей, а именно то, что используемый детьми при ответе тип предложения строится в соответствии с таковыми в вопросительной фразе.

3.                Игра с мячом.

Бросая мяч каждому ребенку, логопед просит восстановить всю фразу по названому действию:

Спасла? – Загорелся? – Плакала? – Послали? – Скрылся? – Нес? – Осматривали? – Пустили? – Выбежала? – Расхохотались? И пр.

4.                Логопед указывает на опорные сигналы (см. приложение), которые помогут детям запомнить и точно, полно пересказать историю о смелой пожарной собаке. Затем он просит детей встать в шеренгу и по очереди говорить по одному предложению, передавая мяч соседу. Если ребенок пропустил важный этап в цепи событий, он встает в конец шеренги. (Пересказ по цепочке мобилизует внимание и память дошкольников).

5.                Показывая опорные сигналы, логопед просит ребенка рассказать историю о собаке целиком. Количество детей, занятых в пересказе, определяется временем, оставшимся до конца занятия. Поощряются полнота, точность, логичность высказываний, близость к тексту.

Рассказ Насти Н.

"Один раз в городе Лондоне загорелся дом. И выходит мама, плачет, и говорит пожарным: "Помогите вытащить двухлетнюю девочку". У пожарных был пес, его отправили в дом, чтобы достать двухлетнюю девочку. И он достал 12 людей. И потом собака увидела, и потом опять рвалась туда, чтобы спасти еще девочку. А собака потом выбежала вместе с этой куклой во рту. А потом все люди и дети смеялись. А потом еще сказали ему: "Спасибо, пожарные". А потом еще. Кода пожарные приехали, собака выбежала, пожарные потушили дом и дым перестал идти."

Рассказ Карины Б.

"Один раз загорелся дом. Приехали пожарные и с ней пес пожарный. Потом тетенька вышла из дома… Плачет… Она сказала: "Там в доме осталась двухлетняя девочка". Он пошел в дом, взял девочку за рубашку. Потом пожарные сказали: "Иди в дом, может еще кто-то есть". Он пошел в дом и принес куклу. И весь народ засмеялся."

Аналогично могут проводиться занятия по обучению рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.

Рассказ Дениса Ч. по серии сюжетных картин "Озорной котенок".

"Жил-был озорной серый котенок. Была осень, листья на березе пожелтели и падают. Котенок пошел погулять. Котенок увидел ворону на березе. Котенок хотел цапнуть ворону и залез на березу. Чуть-чуть осталось до вороны, залез на самый верх и смог цапнуть, и перышко осталось на зубах… Ворона полетела на другое дерево. Висит котенок, висит, ветка сломалась и упал… И бабахнет как пушка! А ворона улетела уже далеко. А котенок упал на листья под березу. Теперь будет умный, не будет никого цапать".

Особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому рассказыванию.

Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями. Приводим примерный перечень таких заданий в таблице №2.

В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества использовали следующие виды работы: составление рассказов по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную тему. При этом решались следующие практические задачи:

-                   Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и

-                   наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа;

-                   Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

-                   Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;

-                   Развитие воссоздающего и творческого воображения;

-                   Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.

Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:

-                   Двукратное чтение и разбор содержания текста;

-                   Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа

-                   (изменение времени года, места действия и др.);

-                   Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: "мальчик" - "удочка" - "река"; "ребята" - "лес" - "ёжик"; "мальчики" - "озеро" - "плот").

Составление рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: "На рыбалке", "Случай в лесу", "Приключение на озере" и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: "Что взял с собой мальчик на рыбалку?", "Кого он встретил на реке?", "Что принес мальчик домой?" и т.д.). При затруднениях логопед давала образец начала рассказа.

В конце учебного года дети могли придумывать предшествующие и последующие события к знакомым произведениям. Вот пример составления продолжения сказки "Колобок" Андрея Ф.

"Как лиса съела Колобка и что из этого получилось".

"В сказке "Колобок" Лиса была очень хитрая, а Колобок глупенький. Он сел Лисе на носок, а она его и съела. Попал он к Лисе в живот, а там темно, страшно. Колобок испугался и закричал: "Помогите, спасите! Выпустите меня отсюда!" Идет Лиса по лесу, а Колобок в животе кричит, шумит на весь лес. Увидел Медведь Лису и зарычал: "У-у-у! Зачем съела Колобка?". Волк тоже сердится: "Такой хороший был Колобок! Песенки тебе пел. Как тебе не стыдно, Лиса!". Все звери собрались, шумят, ругаются, Колобка жалеют. Стыдно стало Лисе. Выплюнула она Колобка. Выкатился он на поляну и говорит: "Спасибо вам, звери, что выручили меня. Я покачусь к дедушке с бабушкой".

Для формирования навыков рассказывания с элементами собственного творчества использовали предметно-практические занятия – рисование, аппликацию, конструирование.

Рассказ Бориса Д. "Весна".

"Наступила весна. Солнышко светило ярко, снежок растаял и ручейки потекли. Ребята жили в высоком доме, они посмотрели в окошко: весна наступила. Сделали они бумажные кораблики и побежали на улицу. Пустили они кораблики в ручей и поехали они далеко-далеко на юг. И история закончилась".

 


3.2 Контрольный эксперимент

 

Дети

Виды задания

Общее количество баллов

Пере-сказ

Рассказ по серии сюжетных картин

Рассказ из личного опыта

Рассказ по данному началу

Настя Н.

4

4

4

4

16

Борис Д.

4

4

4

4

16

Света З.

3

3

2

3

11

Миша К.

3

4

2

3

12

Сережа Х.

2

3

3

2

10

Андрей Ф.

4

4

3

3

14

Мухаммет Х.

3

3

3

2

11

Карина Б.

2

3

2

2

9

Денис Ч.

4

3

3

2

12

Джамиля Х.

2

2

2

2

8

 

16– 13 - высокий уровень

12 – 9 - средний уровень

8 - 5 - ниже среднего

4 - 0 - низкий уровень

 

3.3 Сравнительный анализ полученных данных

 

Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, мы отмечали, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший результат. При проведении констатирующего эксперимента мы получили следующие данные:

высокий уровень - 0

средний уровень –3

ниже среднего – 5

низкий уровень – 2

Таблица, составленная по итогам проведенной работы в конце года, позволяет увидеть следующее:

высокий уровень -3

средний уровень – 6

ниже среднего – 1

низкий - 0

Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. По-прежнему следует уделять формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы-высказывания, разных типов синтаксических конструкций. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. При обучении детей значительное место было отведено работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Результаты эксперимента показали следующее:

1.   Чем раньше выявляются недостатки речевого развития ребенка, тем лучше заметен результат.

2.   Занятия должны быть организованы в зоне ближайшего развития и в игровой форме.

3.   Должен соблюдаться принцип последовательности и поэтапности.

Информация о работе Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР