Обучение по кредитной технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:55, реферат

Краткое описание

Вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве

Оглавление

I ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
II ПРЕИМУЩЕСТВА ВВЕДЕНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

кредит сист.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Для оказания помощи вузам по внедрению кредитной  технологии при Министерстве образования  и науки Республики Казахстан постоянно действует рабочая группа, в состав которой входят представители вузов, внедряющих кредитную технологию обучения. Регулярно обсуждаются и разрабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию внедрения кредитной технологии. На заседаниях РУМС рассматриваются практические вопросы внедрения данной технологии.

При кредитной  системе обучения используется автоматизированная система управления «Офис регистратора». Программное обеспечение офиса  регистратора предполагает автоматизацию процедурных мероприятий, связанных с планированием учебного процесса и регистрацией учебных достижений обучающихся. Функциональные возможности программы направлены на:

  • разработку и составление рабочего учебного плана на основе типового и ГОСО;
  • регистрацию студентов;
  • выбор дисциплин;
  • формирование индивидуального учебного плана;
  • расчет рентабельности дисциплин и востребованности преподавателей;

- формирование  экзаменационной ведомости и  GPA.

К важным преимуществам  кредитной системы обучения относятся  демократическая форма управления учебным процессом, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся, большая академическая свобода вузов и обучающихся, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).

Характерными  чертами кредитной системы обучения являются:

- введение системы  кредитов для оценки трудозатрат  обучающихся и преподавателей  по каждой дисциплине учебного  плана; 

- свобода выбора  обучающимися дисциплин из компонента по выбору; свобода выбора обучающимися преподавателя (при условии достаточного количества ППС в вузе или в данном населенном пункте);

- непосредственное  участие обучающегося в формировании  своего индивидуального учебного  плана; 

- создание специальных  академических служб – института тьюторов, эдвайзеров, офиса регистратора;

- широкие полномочия  факультета в организации учебного  процесса (определение и учет  видов педагогической нагрузки  ППС);

- высокое учебно-методическое  и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

В целях реализации Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года утверждены Правила организации  учебного процесса по кредитной технологии.

Введение академического кредита определяет основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечивает конкурентоспособность казахстанского образования и специалистов на мировом рынке.

Особенностью кредитной системы обучения является необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом.

У студентов  появляется свободный доступ ко всем уровням университетского образования зарубежных стран, право выпускников бакалавриата и магистратуры на трудоустройство в любой стране. Кроме того, удовлетворяются требования работодателей, иностранных инвесторов к профессиональному признанию квалификаций при трудоустройстве выпускников.

Внедрение кредитной  системы обучения требует от высших учебных заведений дальнейшего  укрепления учебно-методической, материально- технической и научной базы, в  том числе – расширения библиотечного фонда (не только увеличения числа бумажных носителей, но и развитие электронной библиотеки); полиграфической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин; компьютерной базой и технологиями, которые дают возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме on-line. Система предполагает свободный доступ ко всему комплексу средств обучения, включая традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудио-аппаратура) и мультимедийные, виртуально-треннинговые комплексы и т.п.

Кредитная система  обучения предъявляет высокие требования как к педагогическому составу, так и к студенту. Студент из пассивно воспринимающей стороны становится активным участником учебного процесса. От преподавателя требуются, особые навыки и умения, способность работать индивидуально с каждым студентом. В связи с этим используются традиционные и разрабатываются новые методики обучения. Например, на занятиях применяются такие методы, как: групповые мозаики, интервью в группах, дискуссии, кейс-стадии, презентации, деловые игры, выполнение упражнений (логических задач), подготовка докладов и др.

С целью вовлечения высших учебных заведений республики в процесс внедрения кредитной системы обучения Министерством образования и науки Республики Казахстан ежегодно проводятся международные и республиканские семинары по проблемам кредитной технологии обучения.

1) Главными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

  • а) унификация объема знаний;
  • б) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
  • с) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;
  • д) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

2) Организация  учебного процесса в рамках  одного учебного года осуществляется  на основе академического календаря,  который утверждается ректором UIB.

Академический календарь – график организации учебного процесса, отражающий сроки и продолжительность академических периодов, промежуточной и итоговой аттестации, рубежного контроля учебных достижений обучающихся, профессиональной практики, регистрации на учебные дисциплины и программы в течение учебного года с указанием дней отдыха, каникул и праздников.

Под академическим периодом понимается период теоретического обучения, устанавливаемый университетом, который в UIB состоит из 2 семестров: продолжительностью по 15 недель.

3) Учебный год на 1-3 курсах, как правило, состоит из 34-36 недель, из которых 30 – теоретическое обучение, 4-6 – промежуточная аттестация/итоговый контроль. На выпускном (4) курсе учебный год состоит из одного академического периода и периода профессиональной и/или преддипломной практики. При этом он организован таким образом, чтобы период итоговой аттестации был завершен не позднее первой декады июля месяца.

4) При  составлении академического календаря  для студентов очной формы  обучения предусмотрены каникулы не менее двух раз в году общей продолжительностью не менее 8 недель.

5) В  академическом календаре планируется  летний семестр продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении и ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах.

6) Академические потоки формируются по принципу достаточного количества обучающихся, записавшихся на данную дисциплину.

7) На  основании утвержденных учебных  планов деканат составляет рабочий учебный план специальности. По структуре рабочий учебный план состоит из трех циклов дисциплин: общеобязательные дисциплины (ООД), базовые дисциплины (БД) и профилирующие дисциплины (ПД). В каждый из этих циклов включаются дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. При этом в компонент по выбору рабочего учебного плана должны быть включены все дисциплины соответствующего компонента из индивидуальных учебных планов студентов. Таким образом, в рабочем учебном плане находят отражение все образовательные программы, реализуемые в рамках данной специальности.

В рабочих  учебных планах указывается общая трудоемкость дисциплины в кредитах, а их распределение по видам учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы), объем самостоятельной работы, с выделением СРСП - в академических часах.

8) При  разработке рабочего учебного плана по кредитной технологии обучения, объем самостоятельной работы студента (далее - СРС) увеличивается в два раза. СРС подразделяется на две части: одна часть выполняется студентом полностью самостоятельно, вторая - выполняется под руководством преподавателя. Под СРС понимается работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемыми в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. Содержание СРС обязательно отражается в рабочей программе и силлабусе дисциплины. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя – внеаудиторная работа студента под руководством преподавателя. Данный вид учебной работы включается в педагогическую нагрузку ППС.

9) Рабочие  учебные планы специальностей  утверждаются решением ученого  совета вуза. Рабочие учебные  планы служат основой для расчета  объема учебной работы ППС  и составления расписания учебных  занятий.

10) Расчет объема учебной работы ППС осуществляет заведующий кафедрой.

11) Курсовые проекты (работы), предусмотренные по дисциплинам в учебных планах, выполняются в рамках тех кредитов, которые отведены на освоение учебной дисциплины. 

II Преимущества введения кредитной системы обучения в высших учебных заведениях

. Введение кредитной системы, в первую очередь должно коснуться непосредственно три взаимодействующих стороны: студент, преподаватель и учебное заведение. Поэтому будет справедливо коснуться всех трех заинтересованных сторон по очереди.

Студенты –  это группа, безусловно, больше всех выигрывающая от введения кредитной  системы. Она действительно дает им более качественные знания, не ограничивая, при этом, их свободы выбора, постоянно  мотивируя и предлагая больше возможностей для самореализации.

Ниже приведены  некоторые существенные отличия кредитной системы от традиционной и их влияние на отношение студентов к учебе и их конечный уровень подготовленности к трудовой жизни:

1. Свободный  выбор предметов, преподавателей и расписания. Само собой, широта выбора не превышает разумных пределов: система пре-реквизитов и пост-реквизитов не позволит неподготовленному студенту попасть на слишком сложный предмет, к тому, же, так или иначе, сохраняется давно испытанная в западном образовании практика совмещения определенного количества базовых предметов и вариативных, имеющих определенной направление в конкретной специализации. Тем не менее, возможность выбирать позволяет студенту: – принимать решение, ставить цель, и далее заниматься тем, что он сам сознательно выбрал. Как известно, люди наиболее охотно занимаются тем, что инициировали сами, нежели тем, что им повелели делать: получить несколько специальностей, или изучить отдельные дисциплины, не относящиеся к его специальности. То есть, помимо общеобязательных предметов и узкоспециальных, у студента есть еще и определенное количество предметов которые он может выбрать из всего множества, предлагаемого учебным заведением. Таким образом, правильно использовав свои элективные кредиты, студент может получить дополнительную специальность, или приобрести отдельные знания «для себя».

2. Накопительная  система оценок – это, пожалуй,  один из главных факторов, влияющих  на качество образования. В  традиционной системе студенты  могли сдать экзамен, ответив на несколько случайно выбранных вопросов и получить оценку за весь семестр, или же, регулярно посещать занятия, выполнять задания, и, получив определенное количество положительных оценок, получить оценку «автоматически», не сдавая экзамен. Это демотивировало студентов, так как не было необходимости стараться и прилагать усилия весь семестр. Можно сдать предмет, сдав устный экзамен или договорившись с преподавателем. В кредитной системе оценка не является средним значением успеваемости за семестр. Она накапливается в течение всего семестра: каждое задание «весит» определенное количество процентов от конечной оценки, и студенту остается только уделять внимание предмету беспрерывно, в течение всего семестра.

3. Возможность  оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после него – так же является заслугой, отчасти накопления оценки, отчасти – рубежных экзаменов посередине семестра. Результаты заданий, контрольных работ, опросов служат для студентов индикатором их знаний в той или иной сфере, помогают разглядеть свои пробелы в знаниях и своевременно восполнить их.

4. Расширенные  возможности коммуникации позволяют  студенту обрести навыки быстрой  адаптации к новой обстановке, общения и обмена информацией.  Примечательно, что в результате составления индивидуальных расписаний, на одном предмете в одной группе могут находиться студенты разных курсов и специальностей. На каждом предмете у студента новая группа - это исключает появление общепринятого для традиционных университетов феномена «свой - чужой»(«in-group/ out-group»). У студента просто нет узкого постоянного круга людей, которые все знают друг о друге и воспринимают всех извне как что-то чужое и враждебное, включая преподавателя; нет давления группы – он сам себе хозяин, что само по себе немаловажно для развития полноценной личности. Кроме того, ему приходится постоянно заводить новые контакты, знакомиться и общаться с большим количеством людей.

5.Конфиденциальность  сведений студента о его оценках,  количестве набранных кредитов  и пройденных предметов, обеспеченная присвоением идентификационного номера позволяет студентам быть наравне со всеми чувствовать себя увереннее, что является одним из необходимых условий, принимая во внимание аспект, изложенный в предыдущем пункте. Кроме того, в студентах, безусловно, развиваются такие качества, как самостоятельность, умение принимать решения, умение рассчитывать свои силы и расставлять приоритеты, - что само по себе немаловажно для успешного карьерного роста в будущем.

Информация о работе Обучение по кредитной технологии