Общее и профессиональное образование в России и педагогические ориентиры болонского процесса в реформе социального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:14, доклад

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и обосновать проблемы и перспективы развития в России Болонского процесса и образования в целом.
Объект исследования: особенности образования в России.Предмет исследования: общее и профессиональное образование в России, Болонский процесс.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития образования в России. 5
2. Специфика формирования профессионального образования в России 8
3. Профессиональное образование 11
4. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

   1) подготовка квалифицированных рабочих;

   2) подготовка специалистов среднего  звена.

   Профессиональная  образовательная организация –  это тип образовательной организации, предметом основной деятельности которой  является реализация образовательных  программ среднего профессионального  образования различного уровня и  направленности. Профессиональная образовательная  организация вправе также реализовывать  основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные  и профессиональные программы, дополнительные профессиональные программы, а также  осуществлять профессиональное обучение.

   Основные  образовательные программы среднего профессионального образования  реализуются в профессиональных образовательных организациях следующих  видов:

   1) профессиональный лицей – профессиональная  образовательная организация, которая  реализует программы подготовки  квалифицированного рабочего и  вправе реализовывать программы  профессионального обучения, программы  профессиональной переподготовки  и повышения квалификации квалифицированного  рабочего;

   2) техникум – профессиональная  образовательная организация, которая  реализует программы подготовки  специалистов среднего звена,  программы подготовки квалифицированного  рабочего и вправе реализовывать  программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки  и повышения квалификации квалифицированного  рабочего и специалиста среднего звена.

   Консолидированное мнение о проекте  закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г. (по вопросам, относящимся  к профессиональному  образованию)

  1. Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономическое и социальное значение для Российского Государства, нарушает целостность системы образования РФ.
  2. Принятие закона оставит экономику страны как без квалифицированных рабочих кадров вследствие ликвидации уровня начального профессионального образования, так и без работников среднего звена вследствие встраивания системы среднего профессионального образования в высшее.
  3. Везде в мире НПО – это основа квалификации, которая обеспечивает эффективный первый выход на рынок труда. Этот уровень – предмет особой заботы и внимания государства во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом судьба значительной части молодежи после обязательного общего образования.
  4. Государственная система НПО в течение 70 лет традиционно была приоритетом в образовательной политике государства. От его внимания зависела во многом и судьба молодежи после обязательного общего образования. Другое дело, что квалификация этого уровня должны быть доведены до того качества, которое нужно работодателям.
  5. НПО было предметом особой заботы и внимания советского и российского государств еще и потому, что в России были, есть и еще долго будут сотни тысяч социально неблагополучных молодых людей, сирот, для которых получение рабочей профессии особенно важно. Оно важно и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Таким образом, ярко выраженная социальная функция  профессионального образования  – это не только национальная традиция России, но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость. Здесь  важно исходить из сложившейся реальности, из существования сотни тысяч  малообеспеченных учащихся из неполных, неблагополучных, неполноценных семей, которые не в состоянии их поддерживать.

  1. Уровень НПО совершенно необходим и незаменим для учреждений начального профессионального образования сельских регионов, где нет иной возможности получить иной уровень профессионально образования.
  2. Учреждения начального профессионального образования востребованы также и в исправительных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний России как форма реабилитации осужденных и возможности возвращения их в общество.
  3. Предлагаемый в проекте как самостоятельный вид образовательных услуг – профессиональная подготовка – не исключается. Она позволяет осваивать наиболее простые трудовые функции. Этот уровень квалификации в терминах рамки квалификаций предшествует уровню НПО и является этапом освоения квалификации НПО.

[8.1-2с.] 

 

  1. Цели  Болонского процесса и причины вступления России в европейское  образовательное  пространство

   Об  основной цели вступления России в  Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда. Такая формулировка, на наш взгляд, наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также нам представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:

    • Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.
    • Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет.
    • Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.
    • Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.
    • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

     Остановимся на этих целях подробнее и рассмотрим их выгоды для образовательной системы нашей страны.

     Приложение  к диплому сделает его образовательные  степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом.

     Если  говорить об общенациональных выгодах  от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр – магистр – доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Важный момент, на который обращает внимание Болонская Декларация — степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

     При введении многоуровневого высшего  образования в России первый его цикл будет удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, а второй — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

     Многоуровневая  система высшего образования  более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок  труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы.

     Многоуровневая  система позволит реализовать давно  назревшую необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить бакалавров, т.е. дипломников стандартного уровня по массовым профессиям, другие — ориентироваться преимущественно на более соответствующий их потенциалу уровень магистерской подготовки. Не надо быть специалистом, чтобы понять: материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав этих вузов различны, соответственно разное у них и качество подготовки выпускников.

     Также введение двухуровневой системы  позволит:

    • повысить эффективность использования бюджетных средств;
    • привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре;
    • продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам;
    • легче устраиваться на работу за рубежом;
    • решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов.

     Немаловажным  аспектом, который положительно повлияет на российскую систему образования, является европейский контроль качества. Он позволит российскому вузу более объективно оценить состояние своих дел, реально определить качественный уровень образования, которое получают его выпускники. Контроль качества со стороны европейских агентств не будет носить принудительного характера, вуз сам будет принимать решение относительно того, нужна ли ему европейская аттестация; но если он получит такую аттестацию, его конкурентоспособность вырастет.

     Можно сказать, что причины вступления России в Болонский процесс те же, что и у других стран-участниц: сделать свою образовательную систему более качественной и конкурентоспособной, а выпускников — более востребованными на мировом образовательном рынке. Цели, провозглашенные Болонской Декларацией — это те цели, к которым должна стремиться любая страна, которая хочет наравне с Европой формировать мировую политику, не только в области образования. Цели Болонского процесса формируют концепцию образования будущего, и Россия не должна оставаться в стороне от этого процесса.

 

     

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В данной работе мы рассмотрели общее  и профессиональное образование в России, его историческое становление и состояние на данный момент. А также Болоский процесс.

   На  наш взгляд, с учетом новых требований социума к профессиональному образованию, систему было бы правильным реформировать путем сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующего материала в образовательных программах, обеспечивая качество и доступность образования по всем уровням подготовки

   Также, мы рассмотрели причины и этапы  присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы.

   Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство  восприняло предстоящие изменения  с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования. Анализ уровня реализации отдельных положений Болонской Декларации позволяет заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России.

   В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

 

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Артамонова  М. В / Реформа высшей школы и Болонский процесс в России. Частный взгляд методиста // Экономика, 2008г.
  2. Жидких Т М. / Этапы формирование профессионального образования в России // статья, 2010г.
  3. Коржуев А. В., Попков В. А./ Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. // МГУ, 2007
  4. Попов В.А. / История педагогики и образования: уч.пос.для студентов  высших учебных заведений // 2010г.
  5. Шадриков В. / Профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. // 2007
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. http://www.e-profobr.ru/
  8. http://zakonoproekt2011.ru/

Информация о работе Общее и профессиональное образование в России и педагогические ориентиры болонского процесса в реформе социального образования