Общее и профессиональное образование в России и педагогические ориентиры болонского процесса в реформе социального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:14, доклад

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и обосновать проблемы и перспективы развития в России Болонского процесса и образования в целом.
Объект исследования: особенности образования в России.Предмет исследования: общее и профессиональное образование в России, Болонский процесс.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития образования в России. 5
2. Специфика формирования профессионального образования в России 8
3. Профессиональное образование 11
4. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.92 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Томске

Кафедра социальной работы,

менеджмента и конфликтологи 
 
 
 
 

ДОКЛАД  ПО ТЕМЕ: “ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

Дисциплина  «Педагогика» 
 
 

Составил: студентка очной формы обучения

специальности «Социальная работа»

группа  №309

Несветова Е.В.

Проверил: доцент кафедры социальной работы,

менеджмента и конфликтологи

И.И. Морозова 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. История развития образования в России. 5

2. Специфика формирования профессионального образования в России 8

3. Профессиональное образование 11

4. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 21 
 
 

 

   ВВЕДЕНИЕ

   Воспитание  и образование подрастающего  поколения является одним из наиболее стратегически важных вопросов формирования общества в целом. От уровня знаний во многом зависит успешное развитие страны в экономическом, техническом  и культурном плане. Поэтому образовательные  процессы являются приоритетной задачей  любого государства.

   Современные процессы интеграции науки и образования  заставляют по-новому осмыслить традиции университетского образования в  России. Вхождение в Болонский  процесс (процесс сближения и  гармонизации систем образования стран  Европы с целью создания единого  европейского пространства высшего  образования, официально начавшися19 июня 1999 года в г. Болонья) предполагает осмысление достижений университетского образования в нашей стране и соединение их с международным опытом.

   Актуальность: В последние годы в отечественной научной литературе признано, что образование является не только одним из факторов социально-экономического прогресса и должно обеспечивать адекватный мировому уровню обшей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но и формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

   Проблема  исследования: состоит в том, что на современном этапе развития общества в образовательных учреждениях происходят изменения, которые невозможны без совершенствования и обновления процесса обучения.

   Тема  исследования: Общее и профессиональное образование в России и педагогические ориентиры Болонского процесса в реформе социального образования.

   Цель  исследования: Выявить и обосновать проблемы и перспективы развития в России Болонского процесса и образования в целом.

   Объект  исследования: особенности образования в России.Предмет исследования: общее и профессиональное образование в России, Болонский процесс.

   Методы  исследования:

  1. Анализ источников и используемой литературы.
  2. Сравнительный метод 
  1. История развития образования  в России

   Период  развития отечественного образования  при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным  во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими  храмами.

   Учителя X—XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не мог заниматься более чем с 6—8 учениками.

   Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой  верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых  проходила в сложной борьбе с  сильными традициями языческой религии  среди новгородцев и угро-финских  племен, которыми был окружен Новгород.

   XVIII век в России принес изменения  в процесс обучения: появились  новые подходы к образованию.

   Богословие  стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. К 1727 г. в России насчитывалось 46 епархиальных школ с 3056 учащимися.

   Во  второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 гг. была осуществлена школьная реформа. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы.

   При Александре I (1801—1825 гг.) в 1802 году было учреждено министерство народного просвещения.

   Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

   При Николае I (1825—1855) образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников..

   Вопросам  образования уделялось приоритетное внимание с момента создания советского государства. 9 ноября 1917 г.тсовместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению

   В период Великой Отечественной войны 1941—45 Советское правительство делали всё возможное для развития и  совершенствования общеобразовательные  школы. Были созданы школы для  рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную  школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены  экзамены на аттестат зрелости, усилено  военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

   В советское время образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы. 

  1. Специфика формирования профессионального  образования в России

   Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в  середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Школа  одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации  учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный  корм” и в обязанности которых  входило “спрашивать уроки у  товарищей”.

   Появление профессионального образования  в современном его понимании  – это заслуга Петра I. После  заграничных поездок и неудачных  военных действий в Северной войне  ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

   Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в  условиях развитого крупного машинного  производства. В конце ХIХ в. в  России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных. 

   В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько  раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений. 

   В период Великой Отечественной войны  подготовка специалистов со средним  профессиональным образованием резко  сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

   В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального  образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более  чем по 500 специальностям.

   В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего профессионального образования. 

  1. Профессиональное  образование

   Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального  развития человека и имеет целью  подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих  и специалистов среднего звена в  соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

   В Российской Федерации устанавливаются  следующие уровни среднего профессионального  образования:

Информация о работе Общее и профессиональное образование в России и педагогические ориентиры болонского процесса в реформе социального образования