Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:08, реферат
Педагогическая наука и практика характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития российского общества, неизбежно отражаются и на развитии системы профессиональной подготовки специалистов разного профиля.
Вместе с тем, современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплена огромная масса педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касающаяся практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости (вплоть до взаимоисключения) многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур и методик.
Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Образовательные технологии в практике инновационного вуза ……..... 4
1.1. Понятие образовательных технологий ……………………………….. 4
1.2. Обобщенные образовательные технологии ………………………….. 7
1.2.1. Модульное обучение ……………………………………………………
1.2.2.
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«Казанский
национальный
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВУЗОВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА
ВЫПУСКНАЯ
РАБОТА
программе
«Образовательные технологии в условиях
многоуровневой подготовки
в вузе»
на тему:
«Образовательные
технологии в практике инновационного
вуза»
Выполнил слушатель ЦППКП:
доцент
кафедры ФКХ Шилова С.В.
КАЗАНЬ
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая
наука и практика характеризует
современную отечественную
Вместе с тем, современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплена огромная масса педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касающаяся практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости (вплоть до взаимоисключения) многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур и методик.
Современные образовательные технологии - важная составляющая многоуровневого образовательного процесса. Технологизация образования является в настоящее время устойчивой тенденцией высшей профессиональной школы. Образовательная технология позволяет эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Направленность образовательных технологий на практику обучения, диагностичное целеполагание, гарантированное достижение целей, воспроизводимость позволяют решать проблемы, непосредственно связанные с повышением качества высшего профессионального образования.
Цель
настоящей работы – изучить современные
образовательные технологии и возможность
их применения в преподавания дисциплин
в инновационном вузе.
1. Образовательные
технологии в практике
«Любая
деятельность может быть либо технологией,
либо искусством. Искусство основано на
интуиции, технология на науке. С искусства
все начинается, технологией - заканчивается,
чтобы затем все началось сначала»
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
В
настоящее время в
• В переводе с греческого Techne - искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии:
-
процессуальный двусторонний
- совокупность приемов, методов;
- проектирование и организация процесса;
-
наличие комфортных условий.
Понятие
«педагогическая технология»
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Дадим определение «образовательной технологии». Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса (схема 1). Образовательная технология имеет отличительные черты:
-
диагностичная формулировка
- ориентация учебных процедур на гарантированное достижение целей;
-
оперативная обратная связь,
-
воспроизводимость учебно-
1.2. Обобщенные образовательные
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого обучающегося, т.е. адаптация к особенностям обучающегося содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу ученика в малой группе.
Обобщенные образовательные технологии
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное
и целенаправленное выдвижение перед
обучающимися познавательных задач, разрешая
которые обучаемые активно |
Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Концентрированное обучение | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки | Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Дифференцированное обучение | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) | Методы индивидуального обучения |
Активное (контекстное) обучение | Организация активности обучаемых | Моделирование
предметного и социального |
Методы активного обучения |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
Обучение развитию критического мышления | Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс | Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения | Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия. |
Информация о работе Образовательные технологии в практике инновационного вуза