Образовательные технологии в практике инновационного вуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Педагогическая наука и практика характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития российского общества, неизбежно отражаются и на развитии системы профессиональной подготовки специалистов разного профиля.
Вместе с тем, современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплена огромная масса педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касающаяся практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости (вплоть до взаимоисключения) многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур и методик.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Образовательные технологии в практике инновационного вуза ……..... 4
1.1. Понятие образовательных технологий ……………………………….. 4
1.2. Обобщенные образовательные технологии ………………………….. 7
1.2.1. Модульное обучение ……………………………………………………
1.2.2.

Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ЦППКП.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

      МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования   

 «Казанский  национальный исследовательский  технологический университет»

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА 

программе 

«Образовательные технологии в условиях

  многоуровневой подготовки  в вузе» 

на тему: 

«Образовательные технологии в практике инновационного вуза» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  слушатель ЦППКП:

доцент  кафедры ФКХ Шилова С.В. 
 
 
 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2011 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………    3

  1. Образовательные технологии в практике инновационного вуза  …….....   4
    1. Понятие образовательных технологий ………………………………..    4
    2. Обобщенные образовательные технологии …………………………..    7
      1. Модульное обучение ……………………………………………………
 

Заключение  ……………………………………………………………………….

Список  литературы  ………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Педагогическая  наука и практика характеризует  современную отечественную систему  образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. Изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития российского общества, неизбежно отражаются и на развитии системы профессиональной подготовки специалистов разного профиля.

      Вместе  с тем, современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплена огромная масса педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касающаяся практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости (вплоть до взаимоисключения) многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий, процедур и методик.

      Современные образовательные технологии - важная составляющая многоуровневого образовательного процесса. Технологизация образования  является в настоящее время устойчивой тенденцией высшей профессиональной школы. Образовательная технология позволяет эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Направленность образовательных технологий на практику обучения, диагностичное целеполагание, гарантированное достижение целей, воспроизводимость позволяют решать проблемы, непосредственно связанные с повышением качества высшего профессионального образования.

      Цель  настоящей работы – изучить современные  образовательные технологии и возможность  их применения в преподавания дисциплин  в инновационном вузе.  
 

    1. Образовательные  технологии в практике инновационного  вуза 

    1. Понятие образовательных  технологий
 

              «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала» 

                                                              Беспалько В.П. 

      Попытки внести технологию в учебный процесс  не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов  они были связаны с созданием  некоей технической среды, комплекса  автоматизированных средств для  традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

      В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Обратимся к определениям понятия «технология» и «образовательная технология».

• В переводе с греческого Techne - искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

      Из  приведенных определений можно  вычленить следующие признаки технологии:

      - процессуальный двусторонний характер  взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;

      - совокупность приемов, методов;

      - проектирование и организация  процесса;

      - наличие комфортных условий. 

      Понятие «педагогическая технология» может  быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

      Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

      Дадим определение «образовательной технологии». Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса (схема 1). Образовательная технология имеет отличительные черты:

      - диагностичная формулировка целей обучения и воспитания;

      - ориентация учебных процедур  на гарантированное достижение  целей;

      - оперативная обратная связь, оценка  текущих и итоговых результатов;

      - воспроизводимость учебно-воспитательного  процесса.

 

       1.2. Обобщенные образовательные технологии 

      К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных  технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий  для каждого обучающегося, т.е. адаптация  к особенностям обучающегося содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу ученика в малой группе.

Обобщенные образовательные технологии

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Последовательное  и целенаправленное выдвижение перед  обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают  знания Поисковые методы; постановка познавательных задач 
Концентрированное обучение Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий  в блоки  Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности  обучающихся 
Модульное обучение Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его  базовой подготовки Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Проблемный  подход, индивидуальный темп обучения
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей Ориентация  учебного процесса на потенциальные  возможности человека и их реализацию Вовлечение  обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированное обучение Создание оптимальных  условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых  уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального  обучения
Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых  Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Методы активного  обучения
Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного  характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления Обеспечить  развитие критического мышления посредством  интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Способность ставить  новые вопросы, вырабатывать разнообразные  аргументы, принимать независимые  продуманные решения  Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Информация о работе Образовательные технологии в практике инновационного вуза