Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:15, реферат
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.
Образование
как процесс отражает этапы и специфику
развития образовательной системы как
изменение ее состояния за конкретный
временной период. Эта динамическая характеристика
образования связана с процессом достижении
цели, способами получения результата,
затраченными при этом усилиями, условиями
и формами организации обучения и воспитания,
результативностью обучения и воспитания
как степенью соответствия требуемого
и нежелательного изменения в человеке.
В этом процессе взаимодействуют обучение
и воспитание, деятельность педагога и
деятельность обучаемого. Немаловажный
фактор здесь – атмосфера и среда, в которой
осуществляется образовательный процесс:
хороши взаимоотношения между всеми субъектами
образовательного процесса, постоянный
пример добросовестности и творческих
усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность
ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная
эффективная организация учения, создание
атмосферы творческого поиска и напряженного
труда, стимулирование к самостоятельности
и постоянная поддержка интереса к учению
и др.
В России с 1917 года по настоящее время
образование претерпело ряд изменений:
от системы, обеспечивающей грамотность
каждого гражданина Советской России,
к системе обязательного начального образования, восьмилетнего
и, наконец, обязательного среднего образования и далее
вплоть до реформ 1980-90 годов. С 1991 года
в России в рамках закона «Об образовании»
принято обязательное девятилетнее образование,
а с 1998 года Россия переходит к системе
12-летнего образования. В этот период система
школьного образования осуществлялась
в рамках единообразной школы во всех
городах и селах Советского Союза. Образовательный
процесс организовывался по единым учебным
планам и программам для реализации единых
целей и задач. С 1991 года в России стали
возрождаться гимназии, лицеи, частные
школы и появились новые образовательные
системы — школы-лаборатории, центры творчества,
дополнительные образовательные учреждения,
колледжи и др. В связи с этим разные школы
и вузы работают сегодня по разным учебным
планам и программам, ставят и решают разные
образовательные задачи, предоставляют
различные образовательные услуги, в том
числе и платные.
Образовательный процесс отражает свойства,
характерные как для обучения, так и для
воспитания:
• двусторонность взаимодействия педагога
и ученика;
• направленность всего процесса на всестороннее
и гармоничное развитие личности;
• единство содержательной и процессуальной
(технологической) сторон;
• взаимосвязь всех структурных элементов:
цели-содержания образования и средств
достижения образовательных задач — результата
образования;
• реализацию трех функций: развития,
обучения и воспитания человека.
Полноценное интеллектуальное, социальное
и нравственное развитие человека — это
результат реализации всех функции образовательного
процесса в их единстве.
Современное образование развивается
в разных направлениях и характеризуется
следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация,
дифференциация, диверсификация, стандартизация,
многовариантность, многоуровневость,
фунда-ментализация, компьютеризация,
информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования — это ориентация
образовательной системы и всего образовательного
процесса на развитие и становление отношений взаимного
уважения учащихся и педагогов, основанного
на уважении прав каждого человека; на
сохранение и укрепление их здоровья,
чувства собственного достоинства и развития
личностного потенциала. Именно такое
образование гарантирует учащимся право
выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на
освоение содержания образования независимо
от его уровня и типа, позволяющего с готовностью
решать главные социальные проблемы на
благо и во имя человека; свободно общаться
с людьми разных национальностей и народов,
любых профессий и специальностей; хорошо
знать родной язык, историю и культуру;
свободно владеть иностранными языками;
быть экономически и юридически грамотным
человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных
учреждений на достижения учащихся или
студентов при учете, удовлетворении и
развитии интересов, склонностей и способностей
всех участников образовательного процесса.
Дифференциация может воплощаться на
практике разными способами, например,
через группировку учащихся по признаку
их успеваемости; разделение учебных дисциплин
на обязательные и по выбору; разделение
учебных заведений на элитные, массовые
и предназначенные для учащихся с задержками
или отклонениями в развитии; составление
индивидуальных планов и образовательных
маршрутов для отдельных учащихся или
студентов в соответствии с интересами
и профессиональной ориентацией и т.д.
Возрастная
динамика развития человека в процессе
образования
Возрастное развитие человека — это непрерывный
процесс самоизменения, каждый этап которого
связан с ведущим видом деятельности,
проходит в определенной социальной ситуации
развития и характеризуется появлением
новых психических новообразований и
изменением личности.
Динамика перехода от одного возрастного
периода к другому может быть резкой, критической,
и медленной, постепенной.
Развитие личности — это скачкообразная
по характеру последовательность
качественно отличающихся друг от друга
стадий.
Э. Эриксон выделил 8 стадий, определяя
целостный жизненный путь развития человека:
младенческий возраст (с момента рождения
до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный
возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст
(7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость
(третье десятилетие), средний возраст
(четвертое и пятое десятилетия жизни),
поздняя зрелость (после шестого десятка
лет жизни).
Каждый возраст или период развития человека
характеризуется следующими показателями
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин):
• определенной социальной ситуацией
развития или той конкретной формой отношений,
в которые вступает человек с другими
людьми в данный период;
• основным или ведущим видом деятельности;
• основными психическими новообразованиями
(от отдельных психических процессов до
свойств личности).
Во всем мире учащихся называют в соответствии
с характером той образовательной системы,
в которой они обучаются и воспитываются
— это, прежде всего, школьники и студенты.
Более подробные обозначения проводят
внутри этих наименований в соответствии
с возрастом и ступенью обучения.
Школьный возраст включает периоды младшего
школьного возраста, подросткового и юношеского.
Младший школьник. Данный возраст характеризуется
готовностью к школьному обучению. Это
прежде всего готовность к новым обязанностям
и ответственность перед учителем и классом.
Она — не что иное, как итог обучения и
воспитания ребенка в семье и, возможно,
в детском саду. В этом возрасте идет интенсивный
процесс формирования учебной деятельности
как ведущей, поэтому ее организация несет
в себе большие возможности для развития
школьника. Особенно большое значение
имеют широкие социальные мотивы в процессе
обучения — долга, ответственности перед
старшими (родителями, членами семьи, учителем).
Такая социальная установка очень важна
для успешного начала учения. Познавательный
интерес у большинства детей этого возраста
даже к концу обучения в начальных классах
остается на низком или средненизком уровне,
хотя именно интерес как эмоциональное
переживание познавательной потребности
служит основой внутренней мотивации
учебной деятельности в начале обучения.
Большое место в мотивации занимают узколичные
мотивы — мотивация благополучия, престижа,
успеха. Часто преобладает мотивация избегания
наказания, проявляющаяся примерно
у 20 % учащихся класса российских школ.
Это придает отрицательную окраску учебной
деятельности. Умственное развитие в этот
период проходит через следующие стадии:
• усвоение действий по образцу, эталону;
• формирование системы действий в рамках
заданной модели;
• переход к умственным действиям со свойствами
вещей и их отношениями.
В этот период развивается речь, мышление
и способности восприятия. В учебной деятельности
младшего школьника формируются такие
частные виды деятельности, как письмо,
чтение, работа на компьютере, изобразительная
деятельность, начало конструкторско-композиционной
деятельности. Наиболее продуктивна деятельность
в парах (диадах) и в режиме сотрудничества
партнеров. Межличностные отношения в
этом возрасте строятся в основном на
эмоциональной основе. Навыки межличностного
общения, как правило, развиты слабо. Девочки
в этом возрасте проявляют более высокий
уровень рефлексии и социальной ответственности,
большую, чем мальчики, гибкость, способность
словесно демонстрировать социально одобряемые
формы поведения, хотя «эгоистических»
девочек больше чем мальчиков, которые
менее адекватно оценивают свое реальное
поведение.
Основные новообразования данного возраста
— произвольность памяти и внимания, внутренний
план действий, рефлексия своей учебы,
осознание себя как субъекта учения, появление
новой жизненной позиции — позиции школьника,
Подросток. Подростковый возраст — переход
от детства к взрослости, сопровождающийся
появлением нового психического новообразования
— чувства взрослости, рефлексии собственного
поведения, устремленности в будущее и
недооценки настоящего. Этот процесс сопровождается
рядом отрицательных проявлений, например
протестующий характер поведения по отношению
к взрослым. Но одновременно налицо и рост
самостоятельности, более разнообразные
и содержательные отношения с детьми и
взрослыми, значительно расширяется сфера
деятельности подростка, он стремится
к многообразию общения со сверстниками.
У него формируются коммуникативные умения,
сознательное отношение к себе как к члену
общества.
Для этого возраста важен отход от прямого
копирования оценок и мнений взрослых
к самооценке — у подростка появляется
желание к самопознанию через сравнение
себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками).
Особое знание приобретает общение, через
которое он активно осваивает
нормы и стили поведения, критерии оценки
себя и других людей. Важно для подростка
и интимноличное общение со сверстниками,
а особенно с представителями противоположного
пола. Главной ценностью становится система
отношений со сверстниками, подражание
осознаваемому или бессознательно следуемому
«идеалу». Для подростка характерна общественная
активность и стремление найти себя в
себе и других, найти верного друга, избежать
изоляции в классе, определить свое место
в классном коллективе, переоценка своих
возможностей, пренебрежение запретами
взрослых, тенденция предаваться мечтаниям,
требовательность к соответствию слова
и дела, отсутствие адаптации к неудачам.
Проблема авторитета взрослого у подростка
снижается. Наблюдается желание занять
в классе более высокое положение либо
через повышение своей успеваемости, либо
за счет проявления других качеств — физической
силы и более быстрого роста по сравнению
с другими, остроумностью и др. Подростки-акселераты,
в отличие от поздно созревающих подростков,
увереннее чувствуют себя со сверстниками
и обладают более благоприятным образом
«Я». Раннее физическое развитие, давая
им преимущества в росте и половом развитии,
способствует повышению престижа у сверсников
и уровня притязаний.
«Подростковый комплекс» — резко выраженные
психологические особенности подросткового
возраста. Он включает перепады настроения
от безудержного веселья к унынию и обратно
без достаточных причин и др. Для подростка
характерна категоричность высказываний
и суждений, сентиментальность порой чередуется
с поразительной черствостью и даже жестокостью,
болезненная застенчивость — с развязностью,
желание быть признанным и оцененным другими
— с показной независимостью и бравадой
этим, борьба с авторитетами — с обожествлением
кумиров, чувственное фантазирование
— с сухим мудрствованием и пр. Как правило,
подростки эгоистичны и в то же время как
ни в какой другой последующий период
своей жизни способны на преданность и
самопожертвование. Иногда их поведение
по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно,
хотя сами они могут быть неимоверно ранимы.
Их настроение колеблется между сияющим
оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.
Реакция эмансипации — специфическая
подростковая поведенческая реакция.
Она проявляется в стремлении высвободиться
из-под опеки, контроля, покровительства
старших, и связана с борьбой за самостоятельность,
за самоутверждение личности. Большая
часть подростков во всех странах Европы
и США (70 %) имеют проблемы и конфликты с родителями.
Четко проявляется неприятие оценок взрослых
независимо от их правоты. В результате
налицо ярко выраженная тяга к интимно-личностному
и стихийно-групповому общению со сверстниками,
появление неформальных групп и компаний.
Здесь могут проявляться агрессивность,
жестокость, повышенная тревожность, замкнутость
и пр.
У подростка возникает повышенный интерес
к своей внешности, желание отвечать нормам,
принятым в его референтной среде. Ему
также хочется понять себя, разобраться
в своих чувствах, настроениях, мнениях,
отношениях. Начинает устанавливаться
круг интересов, появляется любознательность
к вопросам морали, религии, мировоззрения,
эстетики.
Подростковый возраст — самый уязвимый
для возникновения разнообразных нарушений
и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы.
Качество
образования определяется:
• степенью соответствия целей и результатов
образования на уровне конкретной системы
образования и на уровне отдельного образовательного
учреждения;
• соответствием между различными параметрами
в оценке результата образования конкретного
человека (качеством знаний, степенью
сформированности соответствующих умений
и навыков, развитостью соответствующих
творческих и индивидуальных способностей,
качеств личности и ценностных ориентаций);
• степенью соответствия теоретических
знаний и умений их практическому использованию
в жизни и профессиональной деятельности
при развитии потребности человека в постоянном
обновлении своих знаний и умений и непрерывном
их совершенствовании.
Качество образования зависит от многих
факторов, прежде всего от качества педагогической
деятельности того образовательного учреждения,
в котором человек получает образование,
а также от его учебно-материальной базы
и научно-методического, организационно-
Так как содержательно цели конкретизированы
в образовательном стандарте, то на практике
в рамках конкретной системы образования
(России, Германии или других стран) или
образовательной системы (детский сад, школа,
вуз) качество образования определяется
мерой освоения образовательного стандарта;
в школе — школьного образовательного
стандарта, в вузе — образовательного
стандарта в соответствии с профилем вуза
и выбранной специальностью.
Тип образования. Исторически обнаружилась
общность типов образования в странах
Европы и Востока, Азии и Америки. Первым
типом в древних обществах было мифологическое
образование, освоение мира в форме сказок,
былин, мифов, песен и пр.
Исторически следующим типом было схоластическое
образование, для которого характерна
культура текста и словесной природы знания
о земле и небе, тренировка памяти и воли,
овладение грамотой и риторикой, учением
о сущности и смысле человеческого существования.
Третий исторический тип образования
— просветительский — возник в период
возникновения классификатора наук и
художеств, в период рождения светского
регулярного образования. А с начала XX
века в мире наблюдается процесс разнообразия
образовательных парадигм, типов и видов
образования.
Вид или тип современного образования
определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной
системы, в условиях которой человек получает
образование и содержательно зависит
от качества освоения того набора видов
человеческой деятельности, возможно
и профессии, которые раскрывают специфику
образовательной системы, а также от качества
освоения культурных ценностей достижений
науки и техники. Это концентрируют основы
развитых научных знаний и высшие образцы
социокультурной деятельности человека
своей эпохи. В связи с таким пониманием
выделяют прежде всего домашнее, дошкольное,
школьное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды, образования
по разным основаниям:
• по типу и качеству освоения научных
знаний — биологическое, математическое,
физическое, экономическое, филологическое
образование и т.д.;
• по виду доминирующего содержания образования
— теоретическое им прикладное, гуманитарное
и естественнонаучное и др.;
• по виду и мастерству освоения человеческой
деятельности — музыкальное, художественное,
техническое, технологическое, педагогическое,
медицинское образование и т. д.;
• по типу освоения культурных ценностей
— классическое образование, художественно-эстетическое
образование объясняется тем, что все
образовательные и воспитательные учреждения,
религиозное образование и др.;
• по масштабу освоения культурных ценностей
человеческого общества — национальное,
отечественное, европейское, международное,
глобальное образование и др.;
• по типу образовательной системы —
университетское, академическое, гимназическое
образование и др.;
• по сословному признаку — элитное и
массовое образование;
•по типу преобладания
направленности содержания образования
— формальное и материальное, научное
и элементарное, гуманитарное и естественно-
научное; общее, начальное профессиональное
и высшее профессиональное образование
и т. д.;
• по уровню образования — начальное,
неполное среднее, среднее, неполное высшее,
высшее образование.
Процесс самостоятельного
поиска и приобретения человеком новых
знаний и умений вне специализированных
образовательных систем называют самообразованием.
Д. И. Писарев в свое время заметил: «Кто
дорожит жизнью мысли, тот знает очень
хорошо, что настоящее образование есть
только самообразование и что оно начинается
только с той минуты, когда человек, распростившись
навсегда со всеми школами, делается полным
хозяином своего времени и своих занятий”
(Соч. В 4-х т. Т.3. М., 1956. С. 127) Резюме
Образование может
рассматриваться как социокультурный
феномен, объект практики и научного исследования,
а также как звено социальной практики.
С позиции практики важно знать специфику
всей системы образования на уровне страны,
конкретного региона и отдельного образовательного
учреждения. Эта специфика проявляется
в моделях образования, в образовательных
целях, содержании образования, формах,
видах и качестве получения образования.
Цели и содержание как системообразующие
любого вида и уровня образования определяются
государственной политикой, раскрываются
в образовательном стандарте и конкретизируются
в реальном образовательном процессе
на уровне каждой образовательной системы
и каждой учебной дисциплины.
Основная форма организации образовательного
процесса в школе —урок, в вузе — лекция
и практическое занятие.
Плодотворность образования определяется
степенью реализации целей и образовательного
стандарта, типом, качеством и уровнем
образования.
Наука, объектом которой является образование,
вычленяется в самостоятельное направление
— эдукологию.
Наряду с образованием как целенаправленным
и специально организованным процессом
обучения и воспитания в условиях конкретной
образовательной системы человек на протяжении
всей жизни включен в процесс самообразования.
Информация о работе Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры