Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:15, реферат
Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ
ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Латинский термин «культура» означает
взращивание, совершенствование чего-либо.
Соответственно, и применительно к человеку
это взращивание, совершенствование, формирование
его образа.
Принимая
во внимание данную трактовку, культура
выступает предпосылкой и результатом
образования человека.
В процессе образования человек осваивает
культурные ценности (историческое наследие
искусства, архитектуры). Поскольку достижения
познавательного характера представляют
собой совокупность материального и духовного
достояния человечества, постольку освоение
исходных научных положений также является
обретением культурных ценностей. В итоге
было сформулировано дидактическое понятие
культуры — обучение и воспитание молодого
поколения средствами культуры.
«Теперь "образование" теснейшим
образом связано с понятием культуры и
обозначает в конечном итоге специфический
человеческий способ преобразования природных
задатков и возможностей».
Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод»
Процесс взаимодействия, как присвоение
и создание человеком новых культурных
ценностей, в рамках образовательной системы
является созиданием. То-есть связан с
культурой в ее динамическом аспекте.
Как известно, язык является способом
познания окружающего мира и средством
коммуникации. Одновременно он выступает
в качестве хранителя и выразителя духовной
культуры, которая передается как от поколения
к поколению, так и в условиях образовательных
учреждений. Не случайно уровень культуры
эпохи (и отдельного человека) определяется
отношением к языку как отдельной представляющей
целостной культуры. Поэтому миссия образования
состоит в том, чтобы сформировать у молодого
поколения ответственное отношение к
родному и иностранному языку, к сохранению
и обогащению исторических, научных и
культурных ценностей.
Таким образом, соотношение образования
и культуры можно рассматривать в разных
аспектах:
- в рамках культурологической парадигмы
педагогической системы;
- в через формирование поликультурного
образования;
- в условиях культурно-исторического
типа образовательной системы (вуза, школы);
- как систему культурно-образовательных
центров в рамках одной или разных стран;
-через анализ учебных дисциплин культурологической
направленности;
-путей и способов развития культуры субъектов
образования (педагогической культуры
и умственной культуры учащихся);
- описания и прогнозирования образа культурного
и образованного человека конкретной
исторической эпохи; через раскрытие специфики
культурно-образовательной среды растущего
человека;
- обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций народа, этноса,
нации.
Образование — это процесс передачи накопленных
поколениями знаний и культурных ценностей.
Содержание образования черпается и пополняется
из следствия культуры и науки, а также
из жизни и практики человека. То есть
образование является социокультурным
феноменом и выполняет социокультурные
функции.
Поэтому образование
становится необходимым и важным фактором
развития как отдельных сфер (экономики,
политики, культуры), так и всего общества.
Рассмотрим основные социокультурные
функции и развивающийся потенциал современного
образования.
2. Образование
как практика социализации
В условиях радикального изменения идеологических
воззрений, социальных представлений,
идеалов и бытия людей в целом именно образование
выполняет стабилизирующую функцию и
способствует адаптации человека к новым
жизненным условиям.
В критические моменты истории необходимо
обеспечить преемственность культурно-образовательной
традиции, сохраняя самобытность народа
и сложившуюся систему ценностей. Сохранение
вышеозначенных составляющих способствует
их интеграции в системе мировых ценностей
как элементов макро-социума. При этом
традиция выполняет определяющую функцию
в процессах образования и воспитания
нового поколения.
Жизнь человека — это звено в цепи поколений.
То есть человек живет в пространстве
социально-культурной традиции, которая
оказывает существенное влияние на формирование
его характера, стиля поведения, устремлений,
ценностей и интересов. В связи с этим
отношения между традицией и новациями
в сфере образования и воспитания человека
воплощают взаимосвязь между образованием
и культурой народов в целом.
Система образования
воплощает в себе состояние, тенденции
и перспективы развития общества, или
воспроизводя и укрепляя сложившиеся
в нем стереотипы, или совершенствуя его.
Социальная функция образования, с одной
стороны, характеризуется как подготовка
поколения к самостоятельной жизни, а
с другой стороны, закладывает основы
будущего общества и формирует образ человека
в перспективе. Сущность подготовки к
самостоятельной жизни заключается:
• в формировании образа
жизни, принятого в обществе;
• в освоении различных форм жизнедеятельности
(образовательной, трудовой, общественно-политической,
профессиональной, культурно-досуговой,
семейно-бытовой);
• в развитии духовного потенциала человека
для созидания и творчества.
Поэтому для каждой социально-экономической
формации и культурно-исторического этапа
развития общества и государства характерна
своя система образования, а для народа,
нации — система воспитания. Однако в
международных педагогических системах
существуют общие черты. Именно они закладывают
основы для процесса интеграции в мировое
образовательное пространство.
Какие культурно-образовательные традиции,
сложившиеся в разных цивилизациях, известны
и сегодня?
Например, рациональная логика обучения
в школе и вузе исторически сложилась
в европейской цивилизации.
В азиатской цивилизации конфуцианство
сформировалось в качестве методологии
образования и воспитания человека.
В процессе истории воспитание складывалось
на Руси как «воспитание миром». Именно
в России для воспитательного воздействия
на человека часто использовали общественное
мнение. Поэтому теория воспитания человека
в коллективе и через коллектив, созданная
А. С. Макаренко, лишь подводила
некоторый итог существующей традиции.
3. Образование
является механизмом
Образовательные и
воспитательные учреждения концентрируют
высшие образцы социально-культурной
деятельности человека определенной эпохи.
Поэтому социальная ценность образования
определяется значимостью образованного
человека в обществе. Гуманистическая
ценность образования заключается в возможности развития познавательных
и духовных потребностей человека. В целостной системе
образования всех видов и уровней происходит
накопление и развитие интеллектуального
и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование
как процесс трансляции
В процессе обучения
и воспитания человек осваивает социокультурные
нормы, имеющие культурно-историческое
значение. В результате осваиваются нормы
морали и нравственного поведения человека
в социальной группе и на производстве,
в семье и общественных местах, а также
правила общения, межличностных и деловых
контактов. Не случайно смысл образования
видят не только в трансляции социального опыта
во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся
форм общественной жизни в пространстве
культуры.
5. Образование
как функция развития
Специфика населения отдельных регионов
обусловливает характер педагогических
задач. Молодежь включается в духовную
жизнь города или села посредством образования.
В региональных образовательных системах
учитываются образовательные запросы
разных социокультурных групп населения.
Так, например, разработка образовательного
стандарта определяется спецификой региона
страны.
6. Образование
является тем социальным институтом, через
который передаются и воплощаются базовые
культурные ценности и цели развития общества.
Образовательные системы
— это социальные институты, осуществляющие
целенаправленную подготовку молодого
поколения к самостоятельной жизни в современном
обществе. В процессе постановки целей
и задач для конкретных образовательных
систем необходимо уточнение социального
заказа в рамках всей системы образования
страны.
Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза
7. Образование
в качестве активного
Духовное начало в человеке самопроявляется
благодаря его «врастанию» в культурное
наследие семьи и культурную традицию,
которую он осваивает на протяжении всей
жизни посредством процессов образования,
воспитания и профессиональной деятельности.
Образование ускоряет этот процесс в ходе
развития и становления человека как личности,
субъекта и индивидуальности. Этот факт
доказывается исследованиями и образовательной
практикой. В образовательном процессе
педагоги создают условия и выбирают такие
средства и технологии, которые обеспечивают
личностный рост обучающихся развитие их субъектных
свойств и проявление индивидуальности.
Каждая учебная дисциплина и определенная
образовательная технология ориентированы
на развитие данных качеств.
«Образование
— это целенаправленный процесс обучения
и воспитания в интересах личности, общества,
государства, сопровождающийся констатацией
достижения обучающимся определенных
государственных образовательных уровней
— цензо в».
Содержательно понятие «школа» сегодня,
как правило, обозначает тип образовательной
системы или здание, в котором размещается
учебное заведение. Однако на протядении
длительной истории развития общества
этот термин имел и поныне имеет много
значений. На латинском языке «школа»
(schola) означает лестницу, ступеньки которой
ведут вверх. Имея религиозно-духовное
происхождение, это понятие первоначально
отражало объединение людей (учителей
и учащихся), включенных в процесс восхождения
души и духовности человека. В переводе
с греческого «школа» (schole) трактуется
как дом радости в процессе познания мира.
В связи с этим о школе говорили больше
как о том или ином направлении или течении
в науке, искуссве, литературе, общественно-политической
мысли и т. п., обладающем характерными
свойствами, методами, приемами, представленном
группой учеников и последователей какого-либо
ученого или художника, близких по творческим
принципам, идеям или манере – например,
«ананьевская школа психолов», «строгановская
школа иконописи». Термином «школа» характеризуют
также живопись, скульптуру города или
целой страны в случае, если их своеобразие
выражено в определенных стилистических
и хронологических границах – «болонская
школа» или «фламандское искусство».
На протяжении столетий складывались
и продолжают появляться особо организованные
школы, отличающиеся своими принципами
и определенной спецификой, и, соответственно,
носящие разные названия. Так, в педагогическом
мире известны «Школа радости», «Вальдорфская
школа», «Школа Френе», «Гуманитарная
школа», «Математическая школа», «Музыкальная
школа», «Художественная школа», «Спортивная
школа», «Экономическая школа», «Школа
жизни» и т. д.
Точно так же и содержание понятия «Университет»
(или лат. Alma Mater— родная мать) воспринимается
не только как тип высшего учебного заведения.
Миссия университета издревле состояла
в обучении молодого человека совокупности
всех видов знаний. С давних времен Alma
Mater был очагом мудрости, выполнявшим несколько
задач: университет не только сохранял,
искал и передавал имеющиеся в обществе
научные знания, возвышенные духовные
и культурные ценности. Он еще и воспитывал
интеллект ради высшей культуры. Исторически
именно в университетах рождалось новое
знание, формировалась научная теория
и оформлялась та или иная парадигма понимания жизни, растительного
и животного мира, космоса, человека. В
настоящее время слово «университет»,
так же как и «школа», обладает общекультурным
смыслом. (Достаточно вспомнить название
книги М. А. Горького «Мои университеты».)
Модели образования
1. Модель образования как государственно-ведомственной
организации. В этом случае система образования
рассматривается структурами государственной
власти как самостоятельное направление
в ряду других отраслей народного хозяйства.
Строится она по ведомственному принципу
с жестким централизованным определением
целей, содержания образования, номенклатуры
учебных заведений и учебных дисциплин
в рамках того или иного типа образовательной
системы. При этом учебные заведения однозначно
подчиняются и контролируются административными
или специальными органами.
2. Модель развивающего образования (В.
В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Эта модель
предполагает организацию образования
как особой инфраструктуры через широкую
кооперацию деятельности образовательных
систем разного ранга, типа и уровня. Такое
построение позволяет обеспечивать и
удовлетворять потребности различных
слоев населения страны в образовательных
услугах; быстро решать образовательные
задачи и обеспечивать расширение спектра
образовательных услуг. Образование также
получает реальную возможность быть востребованным
другими сферами — впрямую, без дополнительных
согласований с государственной властью.
В этом случае сфера образования выступает
в качестве звена социальной практики.
3. Традиционная модель образования (Ж.
Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн
и др.) — это модель систематического академического
образования как способа передачи молодому
поколению универсальных элементов культур
прошлого, роль которого сводится в основном
к воспроизведению культуры прошлого.
Основную роль образования традиционалисты
видят в том, чтобы сохранять и передавать
молодому поколению элементы культурного
наследия человеческой цивилизации. Прежде
всего под этим подразумевается многообразие
знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей,
способствующих как индивидуальному развитию
человека, так и сохранению социального
порядка. В соответствии с концепцией
традиционализма образовательная система
должна преимущественно решать задачу формирования
базовых знаний, умений и навыков (в рамках
его сложившейся культурно-образовательной
традиции), позволяющих индивиду перейти
к самостоятельному усвоению знаний, ценностей
и умений более высокого ранга по сравнению
с освоенными.
4. Рационалистическая модель образования
(П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает
такую его организацию, которая прежде
всего обеспечивает усвоение знаний, умений,
навыков и практическое приспособление
молодого поколения к существующему обществу.
В рамках данной модели обеспечивается
передача-усвоение только таких культурных
ценностей, которые позволяют молодому
человеку безболезненно вписываться в
существующие общественные структуры.
При этом любую образовательную программу
можно перевести в «поведенческий» аспект
знаний, умений и навыков, которыми следует
овладеть учащемуся.
В идеологии современной рационалистической
модели образования центральное место
занимает бихевиористская (от. англ. behavior
— поведение) концепция социальной инженерии.
Рационалисты исходят из сравнительно
пассивной роли учащихся, которые, получая
определенные знания, умения и навыки,
приобретают, таким образом, адаптивный
«поведенческий репертуар», необходимый
для адекватного жизнеустройства в соответствии
с социальными нормами, требованиями и
ожиданиями общества. В рационалистической
модели нет места таким явлениям, как творчество,
самостоятельность, ответственность,
индивидуальность, естественность и др.
Таким образом, поведенческие
цели вносят в образовательный процесс
дух узкого утилитаризма и навязывают
учителю негибкий механический образ
действий, что снижает его ценность. Идеалом
в этом случается становится точное следование
предписанному шаблону, и деятельность
учителя, превращается в натаскивание
учащихся (например, на выполнение тестов).
И вследствие этого такие проблемы, как
творческий характер не только учения,
но и преподавания, даже не обсуждаются.
5. Феноменологическая модель образования
(А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает
персональный характер обучения с учетом
индивидуально-психологических особенностей
обучающихся, бережное и уважительное
отношение к их интересам и потребностям.
Его представители отвергают взгляд на
школу как на «образовательный конвейер».
Образование они рассматривают как гуманистическое
в том смысле, чтобы оно наиболее полно
и адекватно соответствовало подлинной
природе человека, помогло ему обнаружить
то, что в нем уже заложено природой, а
не «отливать» в определенную форму, придуманную
кем-то заранее, априори. Педагоги данной
ориентации создают условия для самопознания
и поддержки уникального развития каждого
ученика в соответствии с унаследованной
им природой, предоставляют как можно
больше свободы выбора и условий для реализации
ребенком своих природных потенциалов
и самореализации. Сторонники данного
направления отстаивают право индивида
на автономию развития и образования.
6. Неинституциональная модель образования.(П.Гудман,И.
Иллич,Ж.Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар
и др.) ориентирована на организацию образования
вне социальных институтов, в частности
школ и вузов. Это образование на «природе»,
с помощью Internet, в условиях «открытых школ»,
дистантное обучение и др.
Основные элементы образования как конкретного
образовательного учреждения — это:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного
процесса;
5) реальный образовательный процесс как
единство обучения, воспитания и развития
человека;
6) субъекты и объекты образовательного
процесса;
7)образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень
образованности человека в данном учебном
заведении.
Функционирование любой образовательной
системы подчинено той или иной цели. Образовательные
цели — это сознательно определенные
ожидаемые результаты, которых стремится
достичь данное общество, страна, государство
с помощью сложившейся системы образования
в целом в настоящее время и в ближайшем
будущем. Эти цели социально зависимы
от различных условий: от характера общества,
от государственной образовательной политики,
от уровня развития культуры и всей системы
просвещения и воспитания в стране, от
системы главных ценностей.
Образовательные цели — это сознательно
определенные ожидаемые результаты, которых
стремится достичь данное общество, страна,
государство с помощью сложившейся системы
образования в целом в настоящее время
и в ближайшем будущем.
Цели образовательной системы — это конкретное
описание программы развития человека
средствами образования, описание системы
знаний, тех норм деятельности и отношений,
которыми должен овладеть обучающийся
по окончании учебного заведения. Неоднократно
предпринимались попытки представить
такую программу в виде модели выпускника
школы или вуза, в виде профессиограммы
специалиста конкретного учебного заведения.
В современных условиях при отборе целей
обычно учитываются как социальный запрос
государства и общества, так и цели отдельного
человека, желающего получить образование
в конкретном образовательном учреждении,
его интересы и склонности.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины
уточняют и определяют цель образования
современного человека как таковые и цели
конкретного образовательного учреждения
с учетом специфики дисциплины, объема
часов учебного курса, возрастных и других
индивидуальных особенностей обучающихся.
Как правило, цели показывают общие стратегические
ориентиры и направления деятельности
педагогов и учащихся.
Содержание понятия «образование» на
основе анализа человеческой культуры
(И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
• системы знаний (о
природе, обществе, технике, человеке,
космосе), раскрывающей картину мира;
• опыта осуществления известных для
человека способов деятельности;
•опыта творческой деятельности по решению
новых проблем, обеспечивающей развитие
способности у человека к дальнейшему
развитию культуры, науки и человеческого
общества;
• опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают
человеку сориентироваться в окружающем
мире. Усвоенные способы деятельности,
умения обеспечивают воспроизведение
человеком окружающего мира. Опыт творческой
деятельности также самостоятелен по
своему содержанию. Он предполагает перенос
ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
самостоятельное видение проблемы, видение
альтернативы ее решения, комбинирование
ранее усвоенных способов в новый и др.
Индивид, не усвоивший опыта творческой
деятельности, не способен вмешаться в
творческое преобразование действительности.
Энциклопедическая образованность человека
вовсе не гарантирует творческого потенциала.
Поскольку человек ничего не делает без
потребностей и мотивов, без соответствия
дела системе ценностей, то относительно
независимой составляющей содержания
образования оказывается опыт эмоционально-ценностного
отношения обучающегося к тому, что он
познает или преобразовывает. Эта составляющая
определяет направленность действий обучающегося
в образовательном процессе в соответствии
с его потребностями и мотивами.
В образовательном учреждении содержание
образования — это содержание деятельности
субъектов образовательного процесса
(преподавателя и учащегося), оно конкретизируется
в учебном плане образовательного
учреждения. Содержание каждой дисциплины
учебного плана конкретизируется в образовательных
программах, каждая образовательная программа
содержательно находит свое отражение
в учебниках и учебных пособиях.
Есть несколько способов конструирования
и структурирования содержания образования,
которые на практике определяют способы
разработки образовательной программы
и написания учебника (Ч. Куписевич, В.
Оконь). Первый способ-это линейное построение
учебного материала. В такой структуре
отдельные части учебного материала представлены
последовательно и непрерывно как звенья
единой целостной учебной темы, которые
в совокупности раскрывают раздел, а все
разделы — учебный курс. Каждая часть
изучается только один раз. Второй способ,
концентрический, используется, если один
и тот же вопрос рассматривается несколько
раз. При повторе содержание расширяется,
обогащается новой информацией и решается
на новом уровне. Например, в начальных
классах в курсе математики дается представление
о многоугольниках, а при изучении геометрии
изучаются их свойства с применением логических
форм доказательства. К проблеме можно
возвращаться через какое-то незначительное
время в рамках изучаемого курса, но можно
и через несколько лет. Третий способ представления
содержания образования — спиралеобразный:
ставится проблема, к решению которой
ученики и учитель возвращаются постоянно,
расширяя и обогащая круг связанных с
ней знаний и способов деятельности из
разных сфер человеческой деятельности.
Таким образом, для этого способа характерно
многократное возвращение к проработке
одних и тех же учебных тем и дополнение
новых.
Четвертый — модульный способ. При таком
способе все содержание каждой учебной
темы как целостной единицы содержания
образования перераспределяется по следующим
направлениям:
• ориентационное, методологическое (иногда
его называют мировоззренческим);
• содержательно-описательное;
• операционально-деятельностное;
• контрольно-проверочное.
Способы получения образования в мировой
и отечественной практике:
• успешное обучение в условиях конкретной
образовательной системы в коллективе
учащихся (или студентов) и завершение
всего цикла обучения в рамках данного
учебного заведения успешной сдачей выпускных
экзаменов (дневная и вечерняя форма обучения);
• индивидуальное обучение на дому самостоятельно
или с помощью педагогов и сдача экзаменов
и других форм отчетности государственной
экзаменационной комиссии при конкретном
учебном заведении (экстернат);
• дистанционное (от англ. distance — расстояние)
обучение с помощью обучающих программ
на компьютере;
• заочная форма обучения с помощью переписки,
отдельных консультаций у преподавателей
образовательного учреждения, отчетных
письменных контрольных работ, обобщающих
лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.
Формы организации образовательного процесса:
• урок (35 или 45 минут) — основная форма
обучения в школе;
• лекция (90 или 120 минут, с перерывом или
без) — основная форма обучения в вузе;
• семинар — практическое занятие всей
учебной группы;
• лабораторный практикум — практическое
занятие с применением техники, специальной
аппаратуры, проведением эксперимента,
опыта, исследования;
• учебная экскурсия на природу, предприятие,
в музей, на выставку и пр.
•групповые или индивидуальные консультации
с преподавателем по отдельным учебным
темам или вопросам, проводимые по инициативе
преподавателя или по просьбе учащихся
(их родителей) в школе или студентов в
вузе;
• иные формы организации.
В мировой практике в разные исторические
периоды появились и до сих пор взаимодействуют
между собой несколько систем обучения:
• классно-урочная;
• лекционно-практическая, курсовая;
• бригадно-групповая;
• индивидуальная;
• кабинетная;
• система интенсивного (ускоренного)
обучения;
• система политехнического обучения
(изучение основ наук и основ современного
производства в их единстве);
• система разноуровневого обучения и
др.
Система образования может рассматриваться
в масштабах всей страны, на уровне отдельного
региона (области, края, республики), города
и отдельного района. В этом случае говорят
о федеральной, региональной, муниципальной
и разной образовательной системе.
Система образования в России и других
странах — открытая, непрерывно развивающаяся
система, которая обладает рядом особых
свойств.
1. Система образования эффективна, если
соответствует времени и основывается
на стратегии развития общества и человека
в нем.
2. Система образования ориентирована
на будущее. В тексте одной из реформ образования
в Японии есть точное определение: «образование
— столетнее растение».
3. Система образования постоянно обновляется
целями, содержанием, образовательными
технологиями, организационными формами,
механизмами управления.
Наряду с традиционными проблемами обучения
и воспитания молодого покаления перед
современным образованием стоят глобальные
проблемы — развитие планетарного мышления,
воспитание человека, творящего в духе
общечеловеческих ценностей и готового
цивилизованно решать глобальные экологические,
экономические, энергетические, продовольственные
и иные задачи.
Информация о работе Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры