Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:16, реферат
На современном этапе развития общества решается задача включения всех детей в организованную образовательную среду. Это связано, прежде всего, с гуманизацией общества, изменением психолого-педагогических парадигм, а также с последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют более тонкой клинической дифференциации различных форм интеллектуальной недостаточности у детей. Современная система образования ставит перед собой цель – обеспечить адекватный уровень индивидуального развития личности, усвоение подрастающим поколением накопленного социального опыта с последующей возможностью его использования на практике. В связи с этим возникает необходимость в полной мере обеспечить всем детям равные возможности для получения адекватных индивидуальным потребностям коррекционно-образовательных и реабилитационных услуг.
«Образование
детей с тяжелыми
и (или) множественными
физическими и (или)
психическими нарушениями».
Совместный образовательный
проект Национального
института образования
при финансовой поддержке
Швейцарского управления
по развитию и сотрудничеству (ШУРС)
На современном этапе развития общества решается задача включения всех детей в организованную образовательную среду. Это связано, прежде всего, с гуманизацией общества, изменением психолого-педагогических парадигм, а также с последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют более тонкой клинической дифференциации различных форм интеллектуальной недостаточности у детей. Современная система образования ставит перед собой цель – обеспечить адекватный уровень индивидуального развития личности, усвоение подрастающим поколением накопленного социального опыта с последующей возможностью его использования на практике. В связи с этим возникает необходимость в полной мере обеспечить всем детям равные возможности для получения адекватных индивидуальным потребностям коррекционно-образовательных и реабилитационных услуг.
В Конвенции о правах ребенка отмечается, что получение доступного образования «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка». Система специального образования в Республике Беларусь развивается в соответствии с международными нормами образования и законодательно-нормативными документами Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» определяет, что «лица с особенностями психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения» (статья 5, пункт 1). Поиск оптимальных путей воспитания и обучения, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями являются одной из задач оптимизации специального образования.
Особую значимость это приобретает при воспитании детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Организация помощи таким детям претерпевает значительные изменения, поскольку происходит активное включение их в систему специального образования. Выявление потенциальных возможностей детей данной категории, повышение качества их жизни и последующая адаптация приобретают большую социальную значимость.
Включение
всех детей в систему образования
требует и обеспечения
В рамках рассматриваемого вопроса весьма актуальными и своевременными являются созданные впервые в Республике Беларусь инновационные программы, методические материалы и пособия для работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, воспитывающимися в условиях домов-интернатов. Программно-методические материалы разрабатывались в 2004 -2008 гг. сотрудниками Национального института образования при финансовой поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС), апробировались в процессе научно-практических семинаров, проведенных во всех домах-интернатах Республики Беларусь, и внедрялись в педагогическую практику домов-интернатов для детей с умственным и физическим недоразвитием.
Авторами программно-методических материалов были разработаны и внедрены в практику примерные конспекты занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по новым образовательным областям. Проведенные по данным конспектам занятия подтвердили доступность предлагаемых материалов, их актуальность и значимость для коррекционного процесса в домах-интернатах.
По завершении данного совместного образовательного проекта на базе трех домов-интернатов (Городищенского, Журавичского и Василишковского) был проведен мониторинг посредством анкетирования администрации, педагогов, медицинских работников и обслуживающего персонала, а также молодых людей, живущих в доме-интернате. Дата проведения мониторинга – ноябрь-декабрь 2008 года.
Общие выводы, которые можно сделать по результатам:
- Реализация проекта существенно повлияла на изменение в лучшую сторону практики работы педагогов в домах-интернатах.
- Педагоги домов-интернатов высоко оценивают разработанные сотрудниками Национального института образования материалы – программы и методические рекомендации по их реализации, отмечают их структурированность, ясность изложения, практикоориентированную направленность, доступность для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, выражают признательность, благодарность и надежду на дальнейшее сотрудничество.
Приоритетами в работе педагогов домов-интернатов становятся:
- создание условий, способствующих удовлетворению запросов и потребностей всех воспитанников, их адаптации к самостоятельной жизни;
- работа со всеми детьми дома-интерната, в том числе – с обездвиженными детьми;
- развитие новых
форм работы с воспитанниками, направленных
на их вовлечение в жизнь, индивидуализацию
оказываемой помощи, улучшение трудовой
подготовки, организацию разнообразного
отдыха, повышение качества жизни детей
в условиях дома-интерната.
К проблеме обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на основе полисенсорного подхода
И.В.Зыгманова, кандидат педагогических наук
Развитие гуманистических тенденций в обществе и науке, современный этап коррекционной педагогики, формирование принципиально новой системы специального образования в Республике Беларусь определяют актуальность и значимость проблемы разработки научно-теоретических подходов к образованию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
В
общей популяции детей с
Развитие детей данной категории в условиях значительной депривации (сенсорной, материнской, культурной), наличие двух и более первичных нарушений снижает потенциал компенсаторного развития ребенка и определяет сложность и специфичность организации и содержания коррекционно-развивающей работы с ними.
Полноценное восприятие окружающего мира предполагает координированную параллельную активность сенсорных систем (У.Найссер). В зависимости от характера жинедеятельности человека создаются устойчивая структура и состав его сенсорно-перцептивной сферы. Выпадение какой-либо сенсорной системы нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшаемом объеме поступающей информации о внешней среде. Даже при наличии остаточного слуха и (или) зрения в сочетании с другими нарушениями такой человек испытывает значительные затруднения в дифференциации поступающей сенсорной информации и ее адекватном использовании.
Глубокие нарушения у детей зрения, слуха, речи изменяют нормальное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в психическом развитии. Нарушения сенсорных и двигательных систем замедляют процесс созревания структур мозга и психических образований, существенно меняют условия, в которых протекает жизнедеятельность ребенка, обуславливают возникновение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии. В связи с этим основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка, направленная на сенсомоторное развитие, в специально организованной образовательной среде.
Процесс обучения детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных анализаторов для получения информации об окружающем мире. В теории и практике специального образования это положение определяется как полисенсорный подход, который обеспечивает использование максимально возможного количества анализаторов при знакомстве с предметами и явлениями окружающего мира. Введение в процесс обучения полисенсорного аспекта создает условия для обогащения процесса восприятия, проведение его на основе сохранных анализаторов, таких как зрительный, слуховой, моторный (речедвигательный), кинестетический (тактильный) и проприоцептивные – осязание, обоняние вкусовой и вестибулярный аппараты. Дополнение неполноценного восприятия (зрительного, слухового) восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности.
Экспериментальные исследования А.Г.Литвак, Л.И.Солнцевой доказали, что адекватная адаптация ребенка с нарушениями анализаторных систем к окружающей среде достигается посредством активного использования, наряду с нарушенными, сохранных анализаторов, что предполагает развитие у детей компенсаторных процессов и формирование умений пользоваться сохранными анализаторами.
Для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта дети данной категории нуждаются в различного рода стимуляции, которая осуществляется на основе раздражителей. Содержание программы сенсорного развития, направленной на разработку упражнений по стимуляции различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), вкусовых ощущений и обоняния, осознания собственного тела на основе создания банка учебных (стимульных) материалов способствует формированию у детей умений воспринимать и реагировать на окружающую среду, ориентироваться в окружающем мире и познавать его с учетом структуры нарушения (Ф.Лофорн).
В
коррекционно-развивающей
Предоставляемые взрослым стимулы (раздражители) по содержанию просты (легкое поглаживание частей тела, прикасания в области лица, движения тела в горизонтальной плоскости, вертикальном направлении). Прежде, чем приступать к стимуляции лиц данной категории педагогам рекомендуется почувствовать элементарные сенсорные ощущения на собственном теле, применяя необходимые материалы или предметы (полотенце, кисточки, мех, губки, гимнастический мяч и др.).
Наряду с базальной стимуляцией в обучении детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями используется сенсорная интеграция (Джин Айрис), направленная на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Сенсорную интеграцию можно условно представить в виде «сенсорного дерева», состоящего из 3 уровней: