Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:52, курсовая работа
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы работы по обогащению словаря младших школьников.
1.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Особенности словаря младших школьников и источники его обогащения.
Заключение
Список литературы
К педагогически неконтролируемым источникам относятся:
речь окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников, из которой он может заимствовать не только то, что соответствует литературной норме, но и то, что выходит за ее рамки (просторечную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, разнообразные ошибки словоупотребления);
художественная и научно-популярная литература, с которой ребенок знакомится в семье или, позже, при самостоятельном чтении;
средства массовой информации и, прежде всего, телевидение, роль которого в последнее время очень велика – сейчас даже в речи ребенка раннего возраста можно встретить слова, явно заимствованные из телевизионных рекламных роликов;
кинофильмы, театральные постановки, выставки, которые ребенок посещает с родителями или самостоятельно, тексты популярных песен и прочее [1].
Роль каждого из перечисленных источников меняется в зависимости от возраста и условий жизни ребенка, однако ведущим фактором, оказывающим влияние на лексикон ребенка на всех возрастных этапах, является процесс обучения, в содержание которого входит ознакомление детей с новыми для них явлениями действительности, формирование у них представлений и понятий из разных областей знаний. Все эти новые для ребенка знания входят в его сознание вместе со словами, обозначающими их. Речь педагога, тексты учебных книг и художественных произведений, обязательных для чтения на том или ином этапе обучения, словари, используемые в процессе обучения, являются педагогически контролируемыми источниками пополнения словарного запаса детей.
Восприятие ребенком всех перечисленных выше источников, являются они контролируемыми или нет, - необходимое, но еще недостаточное для интенсивного совершенствования лексикона условие, так как при восприятии речи ребенок может не замечать незнакомых слов, трактуя их значение с опорой на контекст весьма приблизительно или вовсе неверно, не обращать внимание на выражаемые словом оттенки значения, на условия употребления новых и уже известных слов. Наконец, воспринятое слово может так и остаться невостребованным в речевой практике ребенка даже при условии его актуальности, если оно не приобрело в его языковом сознании достаточного количества связей, которые облегчали бы выбор этого слова в процессе речепорождения [29].
Таким образом, лексикон ребенка младшего школьного возраста отличается от лексикона взрослого: меньшим объемом, недостаточным овладением семантики многих слов, неустойчивостью парадигматических связей его единиц. Динамика изменений в лексиконе зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, речевой и познавательной активности самого ребенка.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников.
Формирование возможностей речевого общения младших школьников предполагает включение в жизнь ребенка в начальных классах специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.
В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать ханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.
Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не как наука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом» [34].
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самых первых уроков развития речи. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать.
Исходя из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
Цель исследования нами была достигнута, поставленные задачи были решены.
32. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. - М., 2000. – 240 с.
33. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности. Развитие и диагностика – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
34. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
35. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 2004. – 335 с.
2
Информация о работе Обогащение словаря детей младшего школьного возраста