Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:52, курсовая работа
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Цель исследования – теоретически обосновать содержание работы по обогащению словаря детей младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические основы работы по обогащению словаря младших школьников.
1.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста
1.2. Особенности словаря младших школьников и источники его обогащения.
Заключение
Список литературы
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логическое отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.
Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому виду мышлению.
По мнению П.Я. Гальперина «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности» [7].
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.
Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Такие свойства внимания, как переключение и распределение менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.
Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания.
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит переход от непроизвольного к преднамеренному характеру внимания.
Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономической, социальной, политической жизнью народа. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними — и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно.
В детском возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет как новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя русского языка - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей.
Работа над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в XIX веке. Так, Ф.И.Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И.Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей словами и выражениями, для этого годными, добиваться того, чтобы не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [1].
Обогащение словарного запаса учащихся – это: «а) область методики преподавания русского языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая задача школьного курса русского языка» [1].
Лексический компонент языковой компетенции, или лексикон, - это сложное многомерное образование, строение которого соответствует, с одной стороны, способам упорядочения и хранения языковых знаний, а с другой - способам оперирования ими. К основным характеристикам лексикона относятся ассоциативно-вербальный принцип его организации, наличие ядерной и периферийной частей, функционирование его как динамической системы, самоорганизующейся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами [10]. Единицы лексикона хотя и сходны со словами языка, но все же отличаются от них по своей внутренней организации. Слово как единица языкового сознания человека, которой он оперирует в речи, индивидуально, для каждого человека оно наполнено субъективным содержанием, личностным смыслом. Это субъективное содержание слова может в той или иной мере отличаться от лексического значения слова в языке, так как является продуктом переработки в психике человека его опыта, протекающей под контролем социально выработанных систем лексических значений, но по законам индивидуальной психической деятельности. Наиболее значительны эти отличия в детском возрасте: ребенок не сразу овладевает лексическим значением даже самых употребительных слов. В процессе когнитивного и речевого развития ребенка состав и структура лексикона изменяются, приближаясь постепенно к строению лексикона взрослого носителя языка.
Назовем основные особенности лексикона младшего школьника.
Плотникова С.В. выделяет следующие особенности лексикона младшего школьника.
Во-первых, лексикон ребенка младшего школьного возраста отличается от лексикона взрослого меньшим объемом. Несмотря на его интенсивное пополнение новыми единицами, лексикон школьника не всегда в полной мере способен удовлетворить его растущие коммуникативные потребности. Это проявляется и в трудностях понимания, возникающих при восприятии речи, и в частых повторах слов и их неточном употреблении в самостоятельной речи ребенка. По нашим данным, некоторые даже широко распространенные и высокоупотребительные слова могут отсутствовать в лексиконе школьника.
Во-вторых, в младшем школьном возрасте сохраняется недостаточное овладение семантикой многих, казалось бы, хорошо известных ребенку слов, что проявляется в многочисленных ошибках и недочетах лексического характера, которые типичны для речи учащихся начальной школы. Однако даже в случаях правильного употребления ребенком слова мы не можем утверждать, что его значение полностью усвоено и совпадает по своей структуре с общеязыковым. Значение слова в сознании младшего школьника бывает наполнено несущественными, но значимыми для ребенка компонентами.
Третьей существенной особенностью лексикона младшего школьника является неустойчивость парадигматических связей его единиц, свидетельствующая о несформированности понятия в сознании ребенка [28].
Таким образом, совершенствование лексикона младшего школьника должно идти по линиям уточнения семантики слова в языковом сознании ребенка, усвоения внутрисловной и межсловной парадигматики, укрепления семантических связей единиц лексикона, которые облегчают выбор нужного слова при порождении речи.
Лексикон человека – динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей. Особенно интенсивно изменения в лексиконе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве, в результате чего состав и структура лексикона приближаются постепенно к строению лексикона взрослого носителя языка. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, речевой и познавательной активности самого ребенка [10].
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой. Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.
Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, телепередач) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т.д.».
Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX в.: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX в. к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.
Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми – зрительно или на слух, - составляют следующие группы:
воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов);
воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений);
воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).
Каждой группе источников (или путей) свойственны определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик. Недостатками источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи. Преимущество источников второй группы - живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться; письмо как вид речевой деятельности в этом случае фактически отсутствует [1].
Источники пополнения детского лексикона новыми единицами с точки зрения управляемости процесса обогащения речи детей могут быть педагогически контролируемыми и неконтролируемыми.
Баранов М.Т. отмечает, что «к контролируемым путям пополнения запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого преподавателя. В своей учебной речи преподаватель целенаправленно отбирает необходимую лексику, подает ее с расчетом усвоения детьми лексических значений слов, включает эти слова в соответствующие контексты, чтобы показать их употребление. Преподаватель в необходимых случаях возвращается к ранее сказанному, варьируя свою учебную речь. По ходу объяснения он может получить информацию о степени усвоения детьми новых слов и перестроить свое изложение. С помощью учебников по изучаемым в школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одна из его задач - целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом» [1].
Информация о работе Обогащение словаря детей младшего школьного возраста