Обеспечение качества образования Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является анализ системы и реформ образования в Японии.
Объект изучения - система образования Японии.
Предмет изучения - реформы системы образования Японии.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
· изучить структуру системы образования Японии;
· описать поэтапно существующие уровни системы образования Японии;
· проанализировать особенности реформирования образовательной системы Японии;
· рассмотреть перспективы развития системы высшего образования Японии;
· дать оценку системе обеспечения качества образования.

Оглавление

Введение
Глава 1. Система образования в Японии
1.1 Школьное образование в Японии
1.2 Высшее образование в Японии
Глава 2. Реформы в образовательной среде Японии
2.1 Особенности реформирования образовательной системы Японии
2.2 Перспективы развития высшего образования Японии
Глава 3. Обеспечение качества образования Японии
3.1 Система обеспечения качества образования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

1.2 Высшее образование  в Японии

Система высшего образования Японии парадоксальна. С одной стороны, несмотря на все преобразования последних десятилетий, она по-прежнему остается одной из самых консервативных и самобытных в мире, всячески сопротивляясь модернизации. Вплоть до середины прошлого столетия эта система работала на воспроизведение укоренённого в японской культуре противопоставления "нихондзи/гайдзи" ("японское/чужеродное"), и политика "открытых границ" в образовании ей чужда. С другой стороны, именно через реформы образования всегда происходило обновление японского общества: начиная с первой модернизации в конце XIX в., заложившей основы японского высшего образования, и заканчивая последними реформами, направленными против традиционной замкнутости и тотальной зависимости учебных заведений.

Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:  

· университеты полного цикла (4 года);  

· университеты ускоренного цикла (2 года);  

· профессиональные колледжи;  

· технические  институты.  

· школы последипломного обучения (магистратуры) 

Пожалуй, главное  отличительное свойство системы  высшего образования Японии - его  иерархичность. Жёсткие иерархии (часто "непересекающиеся", то есть существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский её секторы. 

Неуниверситетский сектор включает в себя младшие колледжи, технические колледжи и школы  специальной подготовки (технические  институты). По сути, это "вузы второго  сорта", выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трёхлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы. Хотя их выпускникам теоретически предоставлена возможность поступать на второй или третий курс университета, на практике университеты требуют от них сдавать экзамены для поступления на первый курс. Технические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам. Последняя ступень иерархии неуниверситетского сектора - школы специальной подготовки. Большинство таких школ принадлежит частным фирмам, что определяет их хорошее материальное положение и техническое обеспечение. Однако выпускники этих школ не могут быть зачислены без экзаменов даже на второй курс младших и технических колледжей. 

В сущности, единственными  полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. К началу последней реформы образования (2002 г.) в Японии насчитывалось 687 таких университетов с общей численностью студентов около 2.78 млн. человек. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени: 

1. Несколько  самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически

невозможно, но их диплом даёт стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности. 

2. Государственные  университеты, занимающие первые  места в рейтингах (Токийский  технологический институт или  Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок. 

3. Прочие государственные  университеты, чаще всего - учреждённые  префектурами и органами местного  самоуправления. Низкая плата за  обучение и умеренный конкурс. 

 Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение - невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство. 

На протяжении всего послевоенного периода  японское правительство не только не проявляло активности при расширении системы государственных университетов, но и не ставило своей специальной задачей обеспечение стандартов качества обучения в частных вузах. Созданный при Министерстве образования Комитет стандартов обучения в частных университетах не проводил серьёзных проверок частных вузов при выдаче лицензий, поскольку, согласно закону, членами этого комитета могли быть только сами президенты частных университетов, имевшие право избирать своих преемников. Министерство образования вообще не было представлено в комитете, а без финансовой поддержки оно не располагало и неформальным влиянием. В результате по сравнению с другими звеньями системы образования, а также с другими странами доля частных учебных заведений среди вузов Японии оказалась исключительно высокой. Отсюда двойственность понятия "негосударственный японский университет", которое одновременно включает самые престижные университеты и самые слабые учебные заведения. 

Магистратуры  и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной институциональной автономией. В конце 90-х годов насчитывалось 335 таких школ, в которых обучалось всего около 100 тыс. магистров и аспирантов. 97 школ последипломного обучения принадлежат государственным университетам (70 тыс. магистрантов и аспирантов), 23 - муниципальным (4.5 тыс. магистрантов и аспирантов) и 215 - частным университетам (примерно 30 тыс. магистрантов и аспирантов). 

Любопытно, что  основные научные ресурсы в Японии были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким. 

Японский бакалавриат  ориентирован в основном на "поточный" выпуск квалифицированных представителей рабочего класса. Это связано с  небывалыми масштабами "пролетаризации умственного труда" в Японии, где для работы на заводе (из-за усиления автоматизации производства) стал требоваться высокий уровень образования, а работа "белых воротничков" перестала быть прерогативой класса интеллектуальной элиты. Японский менеджер, обладатель диплома бакалавра, не нуждается в узкоспециальных знаниях, его подготовка "стандартизована", он не представляет собой "уникального продукта" японской высшей школы. Поэтому разрыв в требуемом уровне образования между менеджером и рабочим стал стремительно сокращаться. И чем меньше был разрыв в образовании между "белыми" и "синими воротничками", тем больше дистанция между бакалавриатом и магистратурой. 

Задача бакалавриата - выпуск специалистов, необходимых  для поддержания системы, задача магистратуры - выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию её развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счёт такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования. Однако подобное положение оставалось эффективным лишь до тех пор, пока в японских корпорациях существовали система пожизненной занятости, патернализм по отношению к работникам и "продвижение по старшинству". Бизнес действительно не был заинтересован в повышении уровня преподавания в бакалавриате, поскольку при каждой корпорации существовали свои учебные центры, где выпускники вузов доучивались и приобщались к корпоративной культуре. (Такое вложение средств в работников оправдано, если они остаются связанными с корпорацией всю свою жизнь). Но сейчас эта система пошатнулась, корпорации недовольны низким уровнем обучения в бакалавриате, поскольку "дообучение" выпускников "на месте" требует слишком много средств и времени. В смене приоритетов кроется одна из причин упразднения старых и возникновения новых иерархий, которые принесла реформа образования (например, резкое падение престижа большинства частных вузов и рост престижа вузов, имеющих развитые школы последипломного обучения).

Глава 2. Реформы  в образовательной среде Японии

2.1 Особенности  реформирования образовательной  системы Японии

Основной задачей  политики японского государства  в сфере образования стало  воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной  и духовно богатой личности, способной  действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах.

 Все компоненты  образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой  цели - передать подрастающему поколению  традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче).

В средневековой  Европе религия и мораль были, преимущественно, сферой деятельности могущественной церкви. Буддийские храмы в Японии, утратившие свои позиции во время периода во время периода Эдо, уступили право влияния в духовной сфере новым конфуцианским школам. То есть тогда школы (как, впрочем и сейчас) выполняли функции, разделённые в западном обществе между школой и церковью.

Первая реформа  образования в Японии, заложившая основы формирования его современного облика, началась с принятием в 1872 г. Основного закона об образовании. Новая система образования, вводившая  обязательное бессословное обучение, должна была способствовать раскрепощению воли и инициативы народа, ускорению модернизации японского общества, а так же - достижению провозглашенной цели - «обогащению и укреплению государства».

В предвоенный  период (30е-40е гг.) широкое распространение получило милитаристское образование. Над всеми учебными учреждениями, школьными программами и учителями устанавливался строгий государственный контроль.

Курсы по военной  подготовке стали частью общеобразовательной  программы и для мальчиков, и  для девочек.

На послевоенное время приходится вторая реформа  образовательной системы.

В 1947 г. был принят “Основной закон об образовании”, в соответствии с которым обязательное обучение было продлено до 9 лет, школьная административная система подверглась  децентрализации.

История современного образования может быть разделена  на следующие 5 периодов:

1. Период основания  (1868-1885). Был основан первоначальный  корпус

современного  образования.

2. Период консолидации (1886-1916). Были изданы разнообразные  школьные законы, была создана систематическая образовательная структура.

3. Период экспансии  (1917-1936). Образовательная система  базировалась на рекомендациях  Чрезвычайного Совета по Образованию  (1917-1919)

4. Военный период (1937-1945). Пик милитаристского образования.

5. Современный  период (1945-наши дни). Образовательные  реформы во время союзнической  оккупации.

I период (1868 - 1885)

Дух раннего  периода реставрации Мэйдзи лучше  всего проявился в призыве, который  вдохновил интеллектуалов японского  общества, - «цивилизация и просвещение». Этот лозунг, - пишет Джон Холл, - стал основным руководством к действию тех, кто мечтал о выходе Японии из эпохи невежества. «Выдающимся защитником» цивилизации и просвещения выступил Фукудзава Юкити. Именно он задал тон реформам образования, особенно своей публикацией «Призыв к знаниям», где подверг критике конфуцианские ценности и поднял на щит западные идеи. В школьные программы внесли всё, что удалось узнать о Западе, традиционные моральные принципы временно отошли на второй план.

Проведение реформы образования стало предметом острых дискуссий различных политических сил. Нация разделилась на политические фракции, каждая из которых защищала своё видение реформы образования. Результатом этой борьбы стало доминирование точки зрения, согласно которой необходимо сочетать сильные стороны современной системы образования ведущих мировых держав с традиционными духовными ценностями Японии.

В июне 1871 г. было создано Министерство Просвещения. В 1872 г.

правительство Мэйдзи разработало план реформы  современной школьной системы в  национальном масштабе и в августе  провозгласило Закон об образовании.

Основные цели этого закона четко представлены в Осейдасачешо

(сопровождающей  этот закон прокламации): 

1. Образование должно обеспечивать успешное продвижение человека по социальной лестнице; 

2. функция школ  состоит в том, чтобы прививать  патриотические чувства у каждого  человека; 

3. все японцы  должны обучиться практическим  наукам, что, в конечном счете,  принесёт пользу обществу и поможет построить современное государство. 

Реорганизация системы народного образования  происходила по западному образцу. Во-первых, вводилась система обязательного  обучения, составлявшая в то время 4 года. Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев общества. Во-вторых, провозглашалось, что развитие науки и образования будет проводиться не только в целях государственного управления, как это было прежде, а для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. И, в-третьих, считалось, что наука и образование должны поднять волю и инициативу народа. Однако отменялся старый обычай, по которому расходы на обучение, одежду и питание покрывались правительством. 

Информация о работе Обеспечение качества образования Японии