Нравственное воспитание школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Понятие процесс воспитания…….………………………………………….5
Нравственное воспитание…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

педагогика.контрольная.docx

— 56.66 Кб (Скачать)

Особенность этической беседы заключается в  том, что это метод привлечения  самих ребят к выработке у  них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

    Этическая  беседа проводится двумя путями—индуктивным  и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

    Особенность  проведения этических бесед в  начальных классах школы в  том, что в них можно включать  инсценировки, чтение отрывков из  художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что  в этической беседе должен  преобладать живой обмен мнениями, диалог.

    Итогом  беседы является яркое, убедительное  слово учителя, который делает  вывод по обсуждаемому вопросу,  дает практические рекомендации  детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

    Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса.

    Формирование нравственного  опыта школьников не может  быть ограничено только их  учебной деятельностью. Становление  и развитие личности предполагает  ее активное участие в общественно-полезном  труде. Посильный труд ребят  вливается в труд страны. В  посильном труде на благо Родины  воспитывается отношение к труду  как важнейшей жизненной необходимости,  потребность трудиться на благо  общества, уважение к людям труда,  бережное отношение к народному  достоянию.                                                               

 Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

    Результат  нравственного воспитания проявляется  в отношениях школьников к  своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

   Чтение  и разбор статей, рассказов, стихотворений,  сказок из учебных книг помогают  детям понять и оценить нравственные  поступки людей. Дети читают  и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают  определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд  требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе –  и оценивает умение учеников в  этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой.

   Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

    Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.             

    Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.                      

    Овладение нравственными  представлениями и понятиями  — длительный и сложный процесс.  Дети проходят большой путь  от усвоения нравственных понятий  сначала на уровне представления  до полного овладения его содержанием.  Расширение опыта, накопление  знаний приводит, с одной стороны,  к дальнейшему углублению и  дифференцировке нравственных представлений  школьников, с другой – к большей  обобщенности, приближающей их к  элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим  и т.п.). Формирующиеся нравственные  представления начинают играть  регулирующую роль в поведении  детей, их отношении к окружающим.

        Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.

2.Битинас Б. Процесс воспитания. - М.: Просвещение, 1995.

3.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Учебное пособие. - ТЦ «Учитель», Ростов-на-Дону, 1999.

4.Архангельский  Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

5.Божович  Л.И. О нравственном развитии  и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.

7. Болотина  Л.Р. Педагогика: Учебное пособие  для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

8. Васильева  З.Н. Нравственное воспитание  учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.

9. Воспитание  личности школьника в нравственной  деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

10. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

11. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

12.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Приложение№1.

 

Диагностика нравственной воспитанности

 

Методика №1: Диагностика  нравственной самооценки

 

Инструкция:    Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

 

Пример:

 

1.                      - 3;

 

2.                      - 4 и т.д.

 

Текст вопросов:

 

1.                      Я часто бываю добрым со  сверстниками и взрослыми

 

2.                      Мне важно помочь однокласснику,  когда он попал в беду

 

3.                      Я считаю, что можно быть не  сдержанным с некоторыми взрослыми

 

4.                      Наверное, нет ничего страшного  в том, чтобы нагрубить неприятному  мне человеку

 

5.                      Я считаю, что вежливость помогает  мне хорошо себя чувствовать  среди людей

 

6.                      Я думаю, что можно позволить  себе выругаться на несправедливое  замечание в мой адрес

 

7.                      Если кого-то в классе дразнят,  то я его тоже дразню

 

8.                      Мне приятно делать людям радость

 

9.                      Мне кажется, что нужно уметь  прощать людям их отрицательные  поступки

 

10.                  Я думаю, что важно понимать  других людей, даже если они  не правы

 

Обработка результатов:

 

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные  вопросы) обрабатываются следующим  образом:

 

· Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

 

· в 3 балла – 2 единицы,

 

· в 2 балла – 3 единицы,

 

· в 1 балл – 4 единицы.

 

В остальных ответах  количество единиц устанавливается  в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла  – 3 единицы и т.д.

 

Интерпретация результатов:

 

От 34 до 40 единиц – высокий  уровень нравственной самооценки.

 

От 24 до 33 единиц – средний  уровень нравственной самооценки.

 

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

 

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

 

Методика №2: Диагностика  этики поведения

 

Инструкция:   Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

 

Текст:

 

1.                      Когда я вижу кого-то из ребят  в нелепой ситуации, то я…

 

2.                      Если кто-то надо мной смеется,  то я…

 

3.                      Если я хочу, чтобы меня приняли  в игру, то я…

 

4.                      Когда меня постоянно перебивают, то я…

 

5.                      Когда мне не хочется общаться  с одноклассниками, я…

 

 

Интерпретация:

 

Первый вопрос: отрицательный  результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

 

Второй вопрос: Отрицательный  результат: агрессия, разные способы  психологического подавления. Положительный  результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

 

Третий вопрос: Отрицательный  результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

 

Четвертый вопрос: Отрицательный  результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения  без агрессии и грубости.

 

Пятый вопрос: Отрицательный  результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

 

 

Методика №3: Диагностика  отношения к жизненным ценностям

 

 Инструкция:  Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

   Список желаний:

 

1.                      Быть человеком, которого любят

 

2.                      Иметь много денег

 

3.                      Иметь самый современный компьютер

 

4.                      Иметь верного друга

 

5.                      Мне важно здоровье родителей

 

6.                      Иметь возможность многими командовать

 

7.                      Иметь много слуг и ими распоряжаться

 

 

 

8.                      Иметь доброе сердце

 

9.                      Уметь сочувствовать и помогать  другим людям

 

10.                  Иметь то, чего у других никогда  не будет

 

Интерпретация:

 

· Номера отрицательных  ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

 

· Пять положительных  ответов – высокий уровень.

 

· 4-е, 3-и – средний  уровень.

 

· 2-а – ниже среднего уровня.

 

· 0-1 – низкий уровень.

 

Методика №4: Диагностика  нравственной мотивации

 

Инструкция:  "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

 

1. Если кто-то плачет, то я.

 

o Пытаюсь ему помочь.

 

o Думаю о том, что могло произойти.

 

o Не обращаю внимания.

 

2.  Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

 

o Я скажу ему, чтобы он не приставал.

 

o Отвечу, что не могу ему помочь.

 

o Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

 

o Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

 

3.  Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

 

o Я не обращу внимания.

 

o Скажу, что он размазня.

 

o Объясню, что нет ничего страшного.

 

o Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

Информация о работе Нравственное воспитание школьников