Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:03, доклад
Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры. Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности. Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.
Значительное
влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси
оказала русская и польская мысль. В белорусских
библиотеках были произведения Ломоносова,
Фонвизина, Аничкова, Сташица и др.
Философская
и социологическая мысль нашла
отражение в творчестве Б.Добшевича,
А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность
– связь с передовыми естественнонаучными
тенденциями.
Исторические
взгляды развивались в русле
просветительской теории "естественного
права", изложенной в работе Т.Млоцкого
"Сведчанне з вытокаў
Специфической
чертой Просвещения в Беларуси была
его ориентация на решение крестьянской
проблемы: необходимость уничтожения
крепостничества, уравнивание крестьян
в политических правах с другими
сословиями, создание системы образования
для крестьянских детей.
Свое дальнейшее
развитие продолжала и художественная
культура. Завершилось формирование
стиля барокко (раннее барокко –
Несвижский костел иезуитов; позднее
– Георгиевская церковь в д. Сынковичи,
Лунинецкого района и др.).
Развивается
также архитектура белорусского
классицизма – Гомельский дворец
П.Румянцева, Сновский дворец в Несвижском
районе и др. Расцветает садово-парковое
искусство, практически не сохранившееся
из-за множества войн, социальных катаклизмов.
Значительное развитие получает жанр
парадного портрета (Юрия Радзивилла,
Януша Радзивилла, Михаила Клеафаса Огинского
и др.).
Изучая контакты
белорусской культуры с другими,
надо помнить о том, что развитие
просветительских идей в Беларуси было
вызвано, прежде всего, местными потребностями,
а влияние других культур лишь стимулировало
их рост.
Таким образом,
эпоха Просвещения явилась
Развитие науки
в XIX веке
X1Xвек –
время расцвета классического
естествознания, создания единой
системы наук. Появились первые научные
лаборатории, работавшие на промышленность.
Научные открытия все более воздействовали
на развитие ведущих отраслей промышленности
– металлургии, приборостроения, транспорта,
химической промышленности и др.
Промышленный
переворот классического буржуазного
типа произошел ранее всего в Англии, а
к середине XIX – в большинстве стран Европы
и Северной Америки. Это было закономерным
результатом утверждения рационализма
и утилитаризма в культуре нового времени.
Произошел качественно новый скачек в
развитии науки и техники – создание паровоза,
двигателя внутреннего сгорания, телефона,
радио, кино и др., что имело громадное
историческое значение.
Начался невиданный
пространственно-временной рост цивилизации
и одновременно возникли новые способы
преодоления времени и
Важные изменения
происходили и в социально-политической
сфере. Образование Североамериканских
Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе
политики, основанной на европоцентризме,
капитализм стал превращаться в мировую
систему. Отныне история становится всемирной,
формируется мировая культура как целое,
как единство многообразия – национальных
культур, художественных течений и т.д.
XIX век на повестку дня поставил важную проблему соотношения идеала и действительности, так как обещанное просветителями "Царство разума" не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в.
Развитие искусства
и архитектуры
Великие сдвиги
в развитии науки и техники
оказали огромное влияние на
художественную культуру. Определяющими
художественными направлениями становятся
классицизм, романтизм, критический реализм
и др.
Классицизм
складывается во Франции в революционные
годы (1789-1793), получает распространение
и в других странах. Он основывался
на идеях рационализма, стремления
к выражению героических и нравственных
идеалов. Но ему были присущи и черты утопизма,
идеализации, отвлеченности. Гете и Шиллер
(Германия), художники Жан Луи Давид (Франция),
Франциско Гойя (Испания), Бруни (Россия),
архитекторы Казаков – Сенат в Кремле,
Росси – Михайловский дворец в Петербурге
, Захаров – здание Адмиралтейства в Петербурге
и многие другие представители классицизма.
В 20-е годы
XIX в. утверждается романтизм, отразивший
бунт молодого поколения, неудовлетворенность
широких общественных кругов результатами
буржуазных революций. Его родина – Германия.
Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное
движение, культурно-исторический тип,
охватывающий самые разнообразные явления.
В литературе –это Жан Поль, Г.Гейне, Гофман
– (Германия), Байрон (Англия), В.Жуковский,
Рылеев (Россия); в музыке – Шуман, Вагнер
(Германия), Ф.Лист (Венгрия), Глинка, Даргомыжский
(Россия); в живописи – Жерико (Франция),
Кипринский (Россия) и многие другие.
В архитектуре
романтизм не создал своей собственной
школы.
В 30-40-е годы
XIX в. в художественной литературе и
изобразительном искусстве
Во второй
половине XIX в. критическая направленность
обретает иные формы выражения: незаинтересованное
отношение к действительности переоценка
ценностей, идеалов. Это характерно
для культуры декаданса.
1. Наряду с
критическим течениями
В XIX в. возникает
новая идейно-психологическая
2. Уже в
XVIII в. либерализм играл решающую
роль в разработке принципов
демократии, но только в XIX в.
провел их в жизнь, в практику
государственного строительства,
деятельность либеральных партий. В политике
– это принцип разделения властей, в экономике
– защита права частной собственности,
свободного предпринимательства, рынка,
конкуренции и др., в социальной сфере
– принцип равенства возможностей (неприятие
грубого уравнивания), отстаивание самоценности
индивида.
Но "право
силы" пробивало себе дорогу в
иных формах: демократия выражалась в
"диктатуру большинства", конкуренцию
побивает монополия и др.
Своеобразные
изменения происходят в сфере
морали. Формируется идеал человека,
который всем обязан не наследуемым привилегиям,
а самому себе, своему труду, личным заслугам.
Каждый может быть счастливым, если будет
добродетельным, а добродетель зависит
от обогащения, так как оно дает независимость.
Образец классической буржуазной морали
– высказывание Б.Франклина: "Пустому
мешку нелегко стоять прямо".
Товарно-денежные
отношения способствуют "обмирщению"
искусства – снижение доли религиозного
и увеличение светского. Светское искусство
утверждает ведущую роль человека,
личностного начала. Развивается портрет,
пейзаж, бытовой, исторический жанр.
Возникают принципиально
новые способы художественного
творчества – фотография, кино, реклама.
В мир художественной
культуры наряду с профессиональным
творчеством входит фольклор, прикладное
искусство и художественная промышленность.
Союз художественной
культуры и производства привел к
стандартизации предметного мира человека,
массовому тиражированию. Зародилась
"индустрия словесности", "зрелищ"
и т.д. - составляющие массовой культуры
XX в.
Процессы, происходящие
в Европе, влияние русской и
польской демократической культуры
оказывали влияние на развитие белоруской
культуры. В начале XIX в. происходит
становление белорусской
В это же время
в архитектуре развивается
С 40-х годов
наблюдался распад стилевого единства,
соединение разных стилей – ренессанс,
барокко, готика, а в начале XIX
в. доминирует стил модерн.
В XIX в. жили и
творили выдающиеся художники И.Хруцкий,
Н.Орда и многие другие.
В 60-90-е годы
XIX в. белорусская литература, искусство
освобождаются от условностей классицизма
и романтизма, усиливаются черты критического
реализма, что было связано с возникновением
белорусской национальной интеллигенции,
передовая часть которой воспитывалась
на идеях русских революционеров-демократов.
В литературе
– это деятельность К.Калиновского,
А.Гуриновича, Ф.Богушевича, Я.Лучины, утверждавших
общечеловеческие ценности; в живописи
– творчество Н.Силивановича, А.Горавского,
Ф.Рущица, Ю.Пэна. В начале XX в. создается
белорусская классическая литература
(творчество Я.Купалы, Я.Колоса, Цетки,
М.Богдановича, А.Гаруна, З.Бядули, национальное
книгопечатание (газ. "Наша доля",
"Наша ніва", "Беларус" и др.),
национальный театр (Первая белорусская
труппа Игната Буйницкого), исследовалась
история Беларуси (В.Ластовский) и национальной
литературы (М.Горецкий).
Многие белорусские
произведения переводились на русский,
польский, украинский, чешский языки,
а в свою очередь делались переводы
со славянских языков на белорусский
– А.Мицкевича, В.Сырокомли, А.Пушкина,
И.Франко и др.
Белорусская
культура, хоть и запоздало, но пробивала
себе путь в Европу, где ей принадлежало
почетное место в эпоху средневековья,
когда народ имел свое государство,
развитую культуру.
Итак, культурная эпоха Нового времени (XVII-XIX вв.) определила на десятилетия и века направления развития научного знания, его роли в жизни общества.
Информация о работе Новое время – достижения в науке и культуре (XVI – XIX вв)