Новое время – достижения в науке и культуре (XVI – XIX вв)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:03, доклад

Краткое описание

Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры. Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности. Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.

Файлы: 1 файл

Новое время – достижения в науке и культуре.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Значительное  влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказала русская и польская мысль. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др. 

Философская и социологическая мысль нашла  отражение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность – связь с передовыми естественнонаучными тенденциями. 

Исторические  взгляды развивались в русле  просветительской теории "естественного  права", изложенной в работе Т.Млоцкого  "Сведчанне з вытокаў натуральнага права" (1779). Исходя из теории Руссо, защищался принцип равенства людей. 

Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения  крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими  сословиями, создание системы  образования для крестьянских детей. 

Свое  дальнейшее развитие продолжала и художественная культура. Завершилось формирование стиля барокко (раннее барокко –  Несвижский костел иезуитов; позднее  – Георгиевская церковь в д. Сынковичи, Лунинецкого района и др.). 

Развивается также архитектура белорусского классицизма – Гомельский дворец П.Румянцева, Сновский  дворец в Несвижском районе и др. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся  из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное  развитие получает жанр парадного портрета (Юрия Радзивилла, Януша Радзивилла, Михаила Клеафаса Огинского и др.). 

Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо помнить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост. 

Таким образом, эпоха Просвещения явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы  социально-политической и культурной жизни. Культурное наследие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, ве рой в человека и его разум.

Развитие науки  в XIX веке 

X1Xвек –  время расцвета классического  естествознания, создания единой  системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность. Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др. 

Промышленный  переворот классического буржуазного типа произошел ранее всего в Англии, а к середине XIX – в большинстве стран Европы и Северной Америки. Это было закономерным результатом утверждения рационализма и утилитаризма в культуре нового времени. Произошел качественно новый скачек в развитии науки и техники – создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и др., что имело громадное историческое значение. 

Начался невиданный пространственно-временной рост цивилизации  и одновременно возникли новые способы  преодоления времени и пространства: техника, средства связи. "Мы действительно, – писал Ортега-и-Гассет, - стоим  перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX веком. Создан совершенно новый фон, новое поприще для современного человека,– физически и социально.  Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем "техники". Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше, XIX век провел их в жизнь" (Ортега-и-Гассет. Восстание масс. // Вопросы философии, №3, 1989. С.137-138). 

Важные изменения  происходили и в социально-политической сфере. Образование Североамериканских Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе политики, основанной на европоцентризме, капитализм стал превращаться в мировую систему. Отныне история становится всемирной, формируется мировая культура как целое, как единство многообразия – национальных культур, художественных течений и т.д. 

XIX век на  повестку дня поставил важную  проблему соотношения идеала  и действительности, так как обещанное  просветителями "Царство разума" не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в.

Развитие искусства  и архитектуры 

Великие сдвиги в развитии науки и техники  оказали огромное влияние на  художественную культуру. Определяющими художественными направлениями становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др. 

Классицизм  складывается во Франции в революционные  годы (1789-1793), получает распространение  и в других странах. Он основывался  на идеях рационализма, стремления к выражению героических и нравственных идеалов. Но ему были присущи и черты утопизма, идеализации, отвлеченности. Гете и Шиллер (Германия), художники Жан Луи Давид (Франция), Франциско Гойя (Испания), Бруни (Россия), архитекторы Казаков – Сенат в Кремле, Росси – Михайловский дворец в Петербурге , Захаров – здание Адмиралтейства в Петербурге и многие другие представители классицизма. 

В 20-е годы XIX в. утверждается романтизм, отразивший бунт молодого поколения, неудовлетворенность  широких общественных кругов результатами буржуазных революций. Его родина – Германия. Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления. В литературе –это Жан Поль, Г.Гейне, Гофман – (Германия), Байрон (Англия), В.Жуковский, Рылеев (Россия); в музыке – Шуман, Вагнер (Германия), Ф.Лист (Венгрия), Глинка, Даргомыжский (Россия); в живописи – Жерико (Франция), Кипринский (Россия) и многие другие. 

В архитектуре  романтизм не создал своей собственной школы. 

В 30-40-е годы XIX в. в художественной литературе и  изобразительном искусстве утверждался  реализм и к середине века становится господствующим направлением. Реалисты объективно отражали действительность, обличали социальное неравенство. По идейной направленности он становится критическим реализмом. В литературе – Бальзак, Гюго, Флобер, - во Франции, Диккенс, Голсуорси, Шоу, Уэллс в Англии, Ибсен, Бьернсон в Норвегии, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов в России. 

Во второй половине  XIX в. критическая направленность обретает иные формы выражения: незаинтересованное  отношение к действительности переоценка  ценностей, идеалов. Это  характерно для культуры декаданса. 

1. Наряду с  критическим течениями существовало и другое, буржуазно-апологетическое, воплощавшее идеалы и ценности буржуазного образа жизни, ориентировавшееся на потребительство, культурные достижения капитализма. 

В XIX в. возникает  новая идейно-психологическая ориентация (акцент на автономию, свободу, самореализацию), в формирование которой существенный вклад внес либерализм. 

2. Уже в  XVIII в. либерализм играл решающую  роль в разработке принципов  демократии, но только в XIX в.  провел их в жизнь, в практику  государственного  строительства,  деятельность либеральных партий. В политике – это принцип разделения властей, в экономике – защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции и др., в социальной сфере – принцип равенства возможностей (неприятие грубого уравнивания), отстаивание самоценности индивида. 

Но "право  силы" пробивало себе дорогу в  иных формах: демократия выражалась в "диктатуру большинства",  конкуренцию  побивает монополия и др. 

Своеобразные  изменения происходят в сфере  морали. Формируется идеал человека, который всем обязан не наследуемым привилегиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам. Каждый может быть счастливым, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как оно дает независимость. Образец классической буржуазной морали – высказывание Б.Франклина: "Пустому мешку нелегко стоять прямо". 

Товарно-денежные отношения способствуют "обмирщению" искусства – снижение доли религиозного и увеличение светского. Светское искусство  утверждает ведущую роль человека, личностного начала. Развивается портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанр. 

Возникают принципиально  новые способы  художественного  творчества – фотография, кино, реклама. 

В мир художественной культуры наряду с профессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художественная промышленность. 

Союз художественной культуры и производства привел к  стандартизации предметного мира человека, массовому тиражированию. Зародилась "индустрия словесности", "зрелищ" и т.д. -  составляющие массовой культуры XX в. 

Процессы, происходящие в Европе, влияние русской и  польской демократической культуры оказывали влияние на развитие белоруской культуры. В начале XIX  в. происходит становление белорусской литературы – "Энеіда навыварат", "Тарас  на Парнасе, творчество П.Багрима, Я.Чечота, Я.Борщевского, В.Дунина-Марцинкевича (период романтизма), национального театра (театр Дунина-Мапрцинкевича). 

В это же время  в архитектуре развивается классицизм, основанный на таких доминантах , как  античная ордерная система, синтез российской, западноевропейской эстетики XVIII в. и местных традиций. Это – Гомельский дворец П.Румянцева (1785), Сновский дворец (1827) и др. Наблюдается расцвет садово-паркового искусства. В живописи – творчество Олешкевича, Кондратовича, Гловацкого. 

С 40-х годов  наблюдался распад стилевого единства, соединение разных стилей – ренессанс, барокко, готика,  а в начале XIX в. доминирует стил модерн. 

В XIX в. жили и  творили выдающиеся художники И.Хруцкий, Н.Орда и многие другие. 

В 60-90-е годы XIX в. белорусская литература, искусство освобождаются от условностей классицизма и романтизма, усиливаются черты критического реализма, что было связано с возникновением белорусской национальной интеллигенции, передовая часть которой воспитывалась на идеях русских революционеров-демократов. 

В литературе – это деятельность К.Калиновского, А.Гуриновича, Ф.Богушевича, Я.Лучины, утверждавших общечеловеческие ценности; в живописи – творчество Н.Силивановича, А.Горавского, Ф.Рущица, Ю.Пэна. В начале XX в. создается  белорусская классическая литература (творчество Я.Купалы, Я.Колоса, Цетки, М.Богдановича, А.Гаруна, З.Бядули, национальное книгопечатание (газ. "Наша доля", "Наша ніва", "Беларус" и др.), национальный театр (Первая белорусская труппа Игната Буйницкого), исследовалась история Беларуси (В.Ластовский) и национальной литературы (М.Горецкий). 

Многие белорусские  произведения переводились на русский, польский, украинский, чешский языки, а в свою очередь делались переводы со славянских языков на белорусский  – А.Мицкевича, В.Сырокомли, А.Пушкина, И.Франко и др. 

Белорусская культура, хоть и запоздало, но пробивала  себе путь в Европу, где ей принадлежало почетное место в эпоху средневековья, когда народ имел свое государство, развитую культуру. 

Итак, культурная эпоха Нового времени (XVII-XIX вв.) определила на десятилетия и века направления развития научного знания, его роли в жизни общества.

Информация о работе Новое время – достижения в науке и культуре (XVI – XIX вв)