Новое время – достижения в науке и культуре (XVI – XIX вв)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:03, доклад

Краткое описание

Впервые в истории культуры Новое время отбрасывает все и всяческие преграды на пути к одной цели - прибыли, наживы. Деньги превращаются в самоцель развития общества и культуры. Прибыль становится наиболее глубокой мотивацией культурной деятельности. Цель общества определяет и создание адекватной технической и технологической базы - производства машин с помощью машин, промышленной культуры с её механизированными процессами.

Файлы: 1 файл

Новое время – достижения в науке и культуре.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира. В 1828 г. Ф. Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.  

Важным открытием XIX в. является закон о клетке и  клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной  структуры растений и животных в 1838—1839 гг.  

Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в.  

Третье великое  открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу  «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного  отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития.  

Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический.  

Художественная  культура  

Искусство  

В искусстве XIX в. необходимо выделить несколько художественных направлений, связанных с развитием  всей культуры.  

Романтизм в  искусстве и литературе имеет  общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков — герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Образы бурной природы позволяют аллегорически передать задуманное. Тема героической борьбы со стихией, отчаянное напряжение, порыв — общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости человеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.  

Романтизм нашел  отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение  от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английского  искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. 

Развитие европейской  науки 

В конце XVI –  н. XVI в. Галилей заложил основы новой  механики-динамики, сделал важные открытия в области астрономии, И.Кеплер обобщил  астрономические наблюдения в математических формулах (законы Кеплера). Множественность вселенных в бесконечности космоса – такова картина мировоздания, которая призвана была сменить картину, рисовавшуюся Аристотелю и Птолемею. 

Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу. 

Научная революция  завершилась трудами И.Ньютона,  который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер). 

Важный вклад  в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. (1600-1651 гг.). Один из его трудов "Вялікае мастацва артылерыі", изданный в Амстердаме уже в XVII, XVIII в. был переведен на французский, английский, немецкий языки. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов. 

В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит ("белорусские литеры"). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские,  украинцы, болгары, сербы). 

В русскую, украинскую и, в целом, в славянскую культуру вошел выдающийся представитель земли белорусской М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. Это "Грамматіка Славенския правилнае синтагма", изданная в 1619 г. 

В XVII в. на белорусских  землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.

Развитие просветительского движения 

В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая  приоритет науки, разума в жизни  личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. 

Наибольшее  развитие и воплощение идеи  Просвещения достигли во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критики социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии, Голландии XVI-XVII столетий. 

Известно, что  французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. 

Так, представители  старшего поколения просветителей  – Монтескье, Вольтер, – выражавшие умонастроение верхушедших слоев  дореволюционной французской буржуазии, тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчитывая на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов. 

Идеологи дореволюционной  французской буржуазии – Дидро, Гельвеций, Гольбах – в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом, за просвещенный абсолютизм. Отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм. 

Значительно острее в политическом плане выступали идеологи низов. Один из них – Жан Мелье – отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность. Сторонник бескомпромиссного материализма и атеизма. 

Самостоятельным и влиятельным направлением во французском  Просвещении было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветительское движение XVIII ст., охватившее все страны Европы, взаимообогащало культуры различных государств. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, публицистике. 

С развитием  просветительского движения, вызванного не только влиянием передовых западноевропейских стран, но и результатами петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом, культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, "своего" и  "чужого". 

В ходе петровских реформ выявилась характерная черта  русской культуры – ее светскость, "обмирщение", а также аккультурация – взаимовлияние культур России и Европы. Быстрыми темпами развивалась городская культура в ее "овеществленных" формах: школы, библиотеки, типографии, театры, музеи и т.д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в "Словаре Академии Российской,  изданном в 90-х г. XVIII в. 

Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена  Петербургская Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. –  Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет – первое светское высшее учебное заведение. 

Науку XVIII в. в  России олицетворял М.В.Ломоносов, внесший  неоценимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат труды  по философии, истории, риторике, поэтические произведения. 

В XVIII в. в России была создана система светского  школьного образования, начала создаваться  государственная система народного  образования и педагогические науки. 

Идет дальнейшее развитие художественной культуры. XVIII в. – "золотой" век театра. Бомарше, Шеридан, Гоцци и др. – яркая страница в истории мировой драматургии. 

В 1746 г. в Несвежи  возникает светский театр – первый в истории западных и восточных  славян. Его создательница – Уршуля Францишка Радзивилл – делает переводы Мольера, пишет оригинальные трагедии и комедии. 

Во второй половине XVIII в. здесь была создана  и балетная труппа, которая по количеству (более 30-ти человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам  Западной Европы и России. 

 В эту эпоху основными художественными стилями стали барокко и рококо. 

Барокко (вычурный, причудливый) выражал мощь абсолютистских государств – летние, зимние императорские  дворцы в России, Версальский дворец и многие др. 

Поредением  сугубо светской культуры эпохи  Просвещения стал стиль рококо (в переводе с французского – раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV). 

Во второй половине XVIII – нач. XIX ст. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением. 

Особый интерес  в Беларуси вызвало философское  и литературное творчество Вольтера. Популярности его произведений содействовало  и то, что он затрагивал местную тематику. Например, в "Истории Карла XII" рассказывалось о военных событиях на Гродненщине, Могилевщине. 

Широко известны были также произведения Руссо,  Монтескье, Делиля и других французских  просветителей. 

Информация о работе Новое время – достижения в науке и культуре (XVI – XIX вв)