Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:38, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Особенности девиантного поведения
1.2. Молодёжные течения
1.2.1. Хиппи
1.2.2. Панки
1.2.3. Скинхеды
1.3. Изучение мнения учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Неформальные
объединения детей
и молодёжи. Девиантное
поведение
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...……….
1.1. Особенности девиантного поведения……………………………………...4
1.2. Молодёжные
течения………………..………………..…………………
1.2.1. Хиппи…………………………………………………………………
1.2.2. Панки…………………………………………………………………
1.2.3. Скинхеды…………………………………………………………
1.3. Изучение
мнения учащихся…………………………..…………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………….…
ВВЕДЕНИЕ
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Не проходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. К концу ХХ столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
Отклонения
от норм могут носить позитивный и
негативный характер. В первом случае
девиантным поведением может послужить
проявление инициативы, новаторские
предложения, направленные на улучшение
общественных отношений. Во втором же
случае последствиями отклоняющегося
поведения может послужить
Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание социологов, психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся.
Итак, цель моей работы:
1.
Изучить основные литературно-
2.
Изучить мнения учеников
Проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, что же в принципе известно учащимся о неформалах. Сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы по поводу роли данной девиантной группы в обществе в целом.
1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В
зарубежной науке психология девиантного
(отклоняющегося) поведения сложилась
как самостоятельная научная
и учебная дисциплина. В России
эта наука не имеет такого теоретического
и эмпирического опыта: она на
пути становления и развития. Тем
не менее ни у зарубежных, ни у
отечественных авторов нет
Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками больницы в Кизляре или Будденовске для большинства россиян – преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками, - акт возмездия и мужественный поступок.
На этом примере можно убедиться в том, что, во-первых, девиация связанна с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых различными людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением, другие – нормой, даже героизмом. Существует довольно сложная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту.
Как и сами нормы, так и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной значимости. Если нарушаются моральные нормы, существующие в обществе обычаи, традиции, правила общежития, то эти нарушения называются ассоциальным поведением (антиобщественные поступки). Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую целесообразно назвать общественной вредностью. Если же нарушаются не только моральные нормы, но и правовые нормы, то мы имеем дело с противоправным поведением, к которому относят хулиганство, хищения и другие преступления.
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды отклоняющегося (девиантного) поведения:
Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Динамизм
психической деятельности подростка
в одинаковой мере делает его податливым
как в сторону социально-
При
«первичной девиации» на определенные
отклонения окружающие смотрят сквозь
пальцы, а человек, игнорирующий некие
правила, не считает себя нарушителем.
Такие отклонения граничат с незначительными
проступками или
При
рассмотрении отклоняющегося поведения
важно различать индивидуальные
и коллективные формы девиации. Если
под первыми понимаются нарушения
требований морали и права одним
человеком, то во втором случае отклоняющееся
поведение является отражением деятельности
некоторой социальной группы – преступной
шайки или изуверской секты, которые
создают некое подобие своей
«культуры» (субкультуры) и открыто
конфронтируют с принятыми
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.
В
таком случае все социальные группы
и все люди будут подпадать
под данное определение, ибо нет
в обществе ни одного человека и
социальной группы, которые бы во всех
ситуациях, во всех случаях жизни
абсолютно соответствовали
1.2. МОЛОДЕЖНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
Согласно русскому толковому словарю, неформал - член неформальной, официально не утвержденной организации, группы. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.
Хиппи
Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни (Советский энциклопедический словарь).
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь.
Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Случалось, что в этом "движении за" черный ход (травка, игла, колеса) использовался куда чаще, чем парадный (медитация и прочие психотехники). 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Но ведь была попытка выскочить за пределы "человеческого". Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну.
Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love, музыка "Дорз" и Дженис Джоплин - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм. Само слово “пацифизм” происходит от латинского “pacificus” (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как “борьба за мир” и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: “А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?”. У пацифиста есть ответ на этот вопрос, “Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот – его станет в два раза больше”.
Информация о работе Неформальные объединения детей и молодёжи. Девиантное поведение