Научные подходы в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: показать научные подходы в педагогике. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные методологические подходы;
2. раскрыть связь педагогики с другими научными дисциплинами;
3. изложить категории педагогики.

Файлы: 1 файл

Научные подходы в педагогике.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Связь педагогики с другими научными дисциплинами

 

Исследование многих педагогических проблем требует  междисциплинарного подхода, данных других наук  о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное  знание изучаемого.

     Место педагогики  в системе наук об образовании человека четко отражается в ее диалектических связях с другими науками. В общем виде  эти связи отражены в схеме.



 

Кратко охарактеризуем эти связи. Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, выполняющей методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеалистических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Она разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционна связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, как считал К.Д. Ушинский, его нужно, прежде всего, изучать «во всех отношениях». В педагогической деятельности необходимо учитывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. Психодиагностика служит важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Со своей стороны, педагогика обосновывает и разрабатывает методику психического развития человека педагогическими средствами.

Биология и педагогика пересекаются в изучении природных особенностей человека, которые играют большую роль в образовании (принцип «природосообразности» обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса — одна из центральных для педагогики. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология. Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.

Связь педагогики с медициной сделала возможным появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Взаимодействие экономики и педагогики послужило основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Педагогика во взаимодействии с социологией, выявляющей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, изучает закономерности социализации и воспитания личности в разных социальных институтах.

Педагогика и политология с разных сторон касаются механизмов формирования политики и политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественно-научными дисциплинами. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей становится укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.

   Связи педагогики с другими науками многообразны. Педагогика широко привлекает математические методы, компьютерное моделирование  и проектирование, социологические опросы,  социометрию и использует результаты исследований в различных областях знания. Усилия ученых-педагогов  и представителей других наук объединяются для совместной разработки новых понятий (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования  и т.д.)  [См.: 3,  с. 40-42]. 

Новые дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает  перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук- юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Категории педагогики

 

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

  1. передает опыт, накопленный человечеством;
  2. вводит в мир культуры;
  3. стимулирует к самовоспитанию;
  4. помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

    1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
    2. работает над собой;
    3. обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

  1. преподает- целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
  3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

    • учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
    • пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
    • проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:

      • ценность развивающегося человека и общества;
      • процесс обучения и воспитания человека;
      • как результат последнего;
      • как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий.

    Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания, умения и навыки.

   Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

Какое место занимает педагогика в человекознании?

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

    Взаимосвязь педагогики и психологии является  уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

      • творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельност- ного отношения к развитию личности;
      • применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;
      • использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;
      • объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;
      • разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Информация о работе Научные подходы в педагогике