Научные концепции учебников и учебных пособий по русскому языку, иностранному языку, рки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

Методы как системы и направления в обучении.
Современные учебники по иностранным языкам чаще всего классифицируются на основе того метода (направления в обучении), который был использован для обоснования его лингводидактической концепции.
Характеристика некоторых вспомогательных учебных пособий для учащихся.

Оглавление

1. Методы обучения и теория учебника/ учебного пособия 3
2. Виды учебников 4
3. Вспомогательные учебные пособия 8

Файлы: 1 файл

Реферат-Летапурсик.doc

— 67.50 Кб (Скачать)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА»

 

НА ТЕМУ 

 

 

«НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, РКИ»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:                   СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЛН-81ЕГОРОВА Е.О.

ПРОВЕРИЛА:                     К.П.Н, ДОЦ. ЛЕТАПУРС Т.В

 

 

 

КУРСК-2012


Содержание

 

1. Методы обучения и теория учебника/ учебного пособия              3

2. Виды учебников              4

3. Вспомогательные учебные пособия              8

 

 


1. Методы обучения и теория учебника/учебного пособия

 

Методы как системы и направления в обучении иностранным языкам в большей степени, чем требования и принципы, представляют теорию учебника, так как они одновременно определяют основные параметры учебных материалов и учебного процесса. «Анализ метода устанавливает, какая часть обучения приходится на учебник; анализ же учебного процесса показывает, что делает учитель» [Вятютнев 1984: 11-26].

Роль метода в методике преподавания иностранных языков всегда определялась как ведущая, доминирующая. Б. В. Беляев [Беляев 1967: 12] писал: «Так как под методом обучения следует подразумевать совокупность основных методических принципов, то отказ от определенного метода обучения означает отказ от определенных принципов обучения. Кто отрицает необходимость основного метода обучения, тот стремится превратить методику в беспринципную теорию обучения, а соответствующую практику этого обучения — в беспринципное делячество». Т. И. Капитонова и А. Н. Щукин считают, что вне метода не может быть обучения вообще: «История преподавания иностранных языков по существу является историей методов обучения, либо мирно сосуществующих, либо находящихся в непримиримом противоречии друг с другом» [Щукин 1981: 113-122]

Основные методы: грамматико-переводной, сознательно-сопоставительный, когнитивный, прямой, аудиолингвальный, структуральный, аудиовизуальный, чтения, трансформационный и т. д.— кардинально отличаются друг от друга по обосновываемому ими содержанию, последовательности и дозировке его введения, видам единиц обучения и упражнений, конечным и промежуточным целям и т. д. Описанию, анализу и сравнению методов посвящено немало работ. И несмотря на это, многие принципиальные вопросы о роли и месте метода не получили достаточного отражения. Будут ли развиваться методы и дальше? Возможно ли выбрать лучший метод? Следует ли сравнивать методы? Как их оценивать? Если метод окажется непригодным для обучения, что придет ему на смену? Решение этих вопросов позволит выявить тенденции в развитии методической мысли, исследовать и описать качественно новый подход в обучении иностранным языкам, используя все то
ценное, что было накоплено в теории и практике применения различных методов.

 

2.Виды учебников

 

Современные учебники по иностранным языкам чаще всего классифицируются на основе того метода (направления в обу­чении), который был использован для обоснования его лингводидактической концепции. На занятиях по языку используются следующие типы учебников.

1) Переводно-грамматические учебники. Реализуют концепцию переводно-грамматического метода обучения, предусматривающего за­учивание грамматических правил, чтение и перевод иноязычных текстов. Такие учебники были широко распространены до начала XX столетия, однако позже потеряли былую популярность из-за недостаточной прак­тической направленности. Учебники давали неплохое знание системы языка, но не обеспечивали выхода в речь, что стало ведущей целью обу­чения иностранному языку. Из учебников русского языка этого типа известность получили следующие пособия.

A.M. Смирницкий. Очерки по сопоставительной грамматике русского и английского языков (М., 1970). Пособие состоит из двух мастей: сжатого изложения особенностей грамматической системы рус­ского языка в сопоставлении с английским (эта часть работы остается од­ним из лучших сопоставительных описаний двух языков) и практической части — моделей упражнений (их около 2000) и подстановочных упраж­нений для формирования речевых навыков.

Аракин В.Д. и др. Русский язык. Учебник русского языка для анг­лийских школ (М., 1966) — один из первых учебников для зарубежной школы, реализующий концепцию переводно-грамматического метода.

Н. Потапова. Изучаем русский язык. Для говорящих на англий­ском языке. В 4 кн. (М., 1972,3-е изд.).Этот учебник был самым попу­лярным курсом русского языка после окончания Второй мировой войны и многократно переиздавался на разных языках.

2) Аудиовизуальные учебники. Получили широкую известность по­сле Второй мировой войны в связи с выходом курса французского, а затем и русского языка (Audio-Visual Method of Russian/Menac A., Volos Т.— Paris-London, 1962), отразивших идеи аудиовизуального метода и став­ших одними из лучших курсов разговорного языка, использующего в ка­честве средства семантизации зрительную наглядность и опору на интуи­тивное овладение языком. В России последователи метода выпустили учебник русского языка для зарубежной школы (Русский язык — 1,2, 3. Аудиовизуальный курс для зарубежных школ. Книга для учителя. Книга для учеников. Комплект грампластинок/М. Вятютнев, Э. Сосенко, И. Протопопова.— М., 1971 — 1973). Курс многократно переиздавался и впоследствии был дополнен еще двумя частями, охваты­вающими полный цикл обучения языку. Другой учебник этого направле­ния: Русский язык: Аудиовизуальный курс/АЛ. Метса и др.— М., 1991.

3)  Аудиолингвальные учебники. Создаются на основе концепции аудиолингвального метода, разработанного в США под руководством Р. Ладо и Ч. Фриза. Учебники этого типа предусматривают работу с фонограммой. В результате многократного повторения речевого образце формируются навыки, которые составляют основу владения языком. Meтод сохраняет свою популярность и в наши дни, особенно в США, где на его основе созданы многочисленные аудиолингвальные курсы. В России наиболее известным курсом является пособие: Мисири Г.С. Говорите по-русски. Аудиолингвальный курс для говорящих на английском языке (М., 1977). В пособии два раздела. Первый знакомит с фонетиче­ской системой русского языка и содержит упражнения на постановку и закрепление произношения звуков и интонационных конструкций. Вто­рой раздел содержит диалоги на бытовые темы при объеме словаря в 70Q единиц. Система занятий включает вводную беседу, прослушивание за­писанного на пленку материала, его воспроизведение хором и индивиду­ально, затем чтение текстов и контроль со стороны преподавателя,

4) Сознательно-практические учебники. Опираются на концеп­цию сознательно-практического метода, разработанного Б.В. Беляевым, и предшествовавшего ему сознательно-сопоставительного метода, лин­гвистическое обоснование которого принадлежит академику Л.В. Щербе. Для учебников этого типа, остающихся наиболее популярными для пролонгированного курса языка вузовского типа, характерны: установка на сознательное овладение языком при практической направленности занятий, взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности с ориентацией на ту или иную сферу общения и стиль речи, учет родного языка учащихся. К числу сознательно-практических учебников следует отнести: Учебник русского языка для иностранных студентов-фи­лологов (1,2,3,4—5 годы обучения) /Е.И. Воинова, НА. Лобанова и др.— М., 1981—1984; Учебник русского языка для иностранных студентов гуманитарных вузов и факультетов (ч. 1—3)/Г.А.Битехтина и др.— М., 1987; Корректировочные курсы русского язы­ка для преподавателей-русистов (М., 1980—1985); Овсиенко Ю.Г. Русский язык для начинающих.— М., 1989, и др.

5) Коммуникативные учебники. Реализуют концепцию коммуни­кативного метода обучения и ориентируют учащихся на обучение обще­нию в различных сферах речевой деятельности. В новейших учебниках этого типа характерен акцент на обучение межкультурному общению в рамках «диалога культур». Одним из первых коммуникативных учебни­ков считается учебный комплекс Русский язык для всех/Е.М. Степа­нова и др. (14-е изд., 1990). Многократно переиздавался также ком­плекс «Старт 1, 2» для подготовительных факультетов/М.М. Галеева и др. (1-е изд.— М., 1979). Из новейших курсов заслуживают внимания Перспектива/И.С. Костина и др., 3-е изд.,— СПб., 2000 и Русский язык по-новому (в 3 частях)/М.П. Аксенова, 2-е изд.— СПб., 2000. Материалы последнего курса дают подготовку по языку в объеме экзамена на сертификат ТРКИ-1.

6) Интенсивные курсы. Учебники этого типа опираются на концеп­цию интенсивного обучения, разрабатываемую в рамках метода активизации(Г.А. Китайгородская), эмоционально-смыслового (И.Ю. Шехтер) и ряда других методов. Для интенсивных курсов характерна ориентация на овладение языком в сжатые сроки в избранной сфере общения (чаще всего обиходно-бытовой, учебно-профессиональной, социально-куль­турной) и преимущественно в устной форме общения при максимальной активизации психологических резервов личности обучаемого, использовании специально подобранных учебных материалов и форм занятий с ними. Одним из первых интенсивных курсов русского языка считается курс «Темп 1, 2, 3»/О.П. Рассудова и др.— М., 1979. Курс имел своей целью формирование и развитие устной речи в сжатые сроки с опорой на диалогические тексты из сферы повседневного общения и учебные ри­сунки. Однако первым курсом, отразившим концепцию интенсивного метода обучения, стал учебник Русская речь — интенсивно /Т.К. Кирш и др. — М., 1981. Курс состоял из учебного пособия для учащихся, методи­ческого руководства для преподавателя, диафильмов, звукозаписи тек­стов диалогов и музыкального сопровождения и предназначался для обу­чения речевому общению в сжатые сроки (4 часа ежедневных занятий в течение 24 дней) на материале 8 тем бытового характера («Давайте познакомимся», «Дружеская встреча», «Мы едем в Москву» и др.). В курсе были использованы приемы обучения по суггестопедическому методу, которые предусматривали следующие этапы работы: первичное и вто­ричное предъявление материала, проговаривание ключевых реплик тек­ста, интонационное чтение, концертный сеанс, чтение текста по ролям, разыгрывание ситуаций и ряд других. Методическое руководство содер­жало подробное описание концепции курса и разработку каждого фраг­мента курса. Сходная методическая концепция была положена в основу другого интенсивного курса, разработанного в МГУ и содержащего опи­сание научной конференции, в которой участвуют персонажи курса (Учебник русского языка. Интенсивный курс/ИМ. Рожкова, Л.И. Пирогова.— М., 1981. В 90-е годы наибольшую известность полу­чил интенсивный курс Мосты доверия/Г.А. Китайгородская и др. — М., 1993. Методическое руководство к курсу содержит описание его кон­цепции, реализующей идеи метода активизации. На краткосрочную фор­му обучения рассчитано также пособие Русский язык за 10 дней/С. Трескова, Т. Акишина.— М., 1993.

7) Компьютерные курсы. Получили широкое распространение в качестве персонального средства овладения иностранным языком (Computer-Assisted Language Learning). Компьютер здесь выступает в качестве тренажера для индивидуальной работы под руководством пре­подавателя. Однако прорывом в компьютерном обучении следует считать обучение на расстоянии, т. е. дистанционное, самостоятельное изучение языка. С этой целью создаются специальные курсы. Первые из них носи ли сугубо тренировочный характер на заполнение пропусков в тексте. Впоследствии появились программы с речевой направленностью (напри­мер, Русские сказки/ВА. Секлетов, Т.С. Залманова, Падежный де­тектив/О.А. Руденко-Моргун, Т.В. Васильева.— Ж., 1988, 1998. Обзор компьютерных программ для изучающих русский язык приводится в работе: Э.Г. Азимов, 2000.

 

3. Вспомогательные учебные пособия.

 

Учебник обычно является ча­стью учебного комплекса, в состав которого также входят следующие по­собия: книга для чтения, пособие по развитию речи, сборник упражне­ний, словарь, аудиовизуальное приложение, справочник по русскому языку и др. Некоторые пособия издаются вне рамок учебного комплекса и рекомендуются учащимся для углубленного знакомства с материалами курса. Охарактеризуем некоторые из вспомогательных учебных пособий для учащихся.

Книга для чтения. Содержит дополнительные тексты для чтения, часто предназначенные для самостоятельной работы дома. Назначение книги для чтения чрезвычайно велико: ее материалы формируют интерес к чтению, знакомят с приемами работы над иноязычным текстом, позво­ляют активизировать навыки и умения, приобретаемые в ходе аудитор­ных занятий. Выпущено большое количество пособий этого типа, ориен­тированных на разный уровень языковой подготовки и интересы учащих­ся. Так, хрестоматия Читаем о России по-русски/М.Б. Катаева и др., 3-е изд.,— СПб., 2000 содержит адаптированные художественные тек­сты и материалы по страноведению для продвинутого этапа. Издательст­во «Златоуст» знакомит читателей с произведениями современных писа­телей: В. Пелевина, С. Довлатова, Л. Петрушевской и др. Каждая книж­ка, помимо текстов, содержит комментарий, ключи, тестовые задания, словарь.

Сборники упражнений. Включают дополнительный материал по ас­пектам языка. Выпущено большое количество таких пособий, помогаю­щих преодолевать трудности в овладении системой русского языка. На­пример, Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях/О.И. Глазунова.— СПб., 2000 содержит упражнения по всем разде­лам практической грамматики и комментарий по их выполнению. Пособие помогает подготовиться к сдаче экзамена ТРКИ-2 и ТРКИ-3. Не потеряли своего значения работы, посвященные наиболее трудным разделам русского языка: Изучение глагольных приставок/Барыки­на А.Н. и др. — М., 1989, Система работы по теме «Глаголы движе­ния»/Битехтина Г.А. и др.— М., 1985.

Пособия по развитию речи. Содержат дополнительный материал для формирования речевых умений. Такие пособия, как правило, строят­ся по тематическому признаку.

Справочники по русскому языку. В наглядно-обозримом и сжатом виде дают представление об основных категориях системы изучаемого языка. Классическим образцом такого справочника остается пособие ИМ. Пулькиной «Краткий справочник по русской грамматике» (М., 1961), много раз переиздававшийся на разных языках. Справочник содержит обзор основных явлений русского языка, представленных в виде таблиц. Каждой теме предшествует раздел «Предварительные за­мечания» с изложением особенностей рассматриваемого явления на уровне фонетики, графики, морфологии, синтаксиса. Затем следуют таб­лицы, раскрывающие особенности формообразования рассматриваемо­го явления и его функционирования в речи. Для студентов-иностранцев был выпущен также Справочник по русскому языку для начального этапа обучения/Е.Г. Баш и др.— М., 1978. Первый раздел справочни­ка содержал описание моделей предложений, второй — комментарий к ним. Продолжением этого типа учебной литературы стала Грамматика русского языка в иллюстрациях/К.И. Пехливанова, М.Н. Лебеде­ва.— М., 1984 и Русская грамматика в картинках для начинаю­щих/Г.Г. Малышев, 2-е изд.— СПб., 2001. Это пособие содержит 270 пиктографических таблиц, иллюстрирующих основные явления русской грамматики, упражнения и методические рекомендации. Полезной для изучающих русский язык является также Карманная грамматика рус­ского языка для иностранцев/'М.Н. Лебедева.— М., 1996, материал которой представлен наиболее частотными моделями предложений, диа­логами, иллюстрирующими их употребление в речи, двуязычным слова­рем.

Информация о работе Научные концепции учебников и учебных пособий по русскому языку, иностранному языку, рки