Нарушения письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Дaннaя категория детей хaрактеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно oтчетливo oбнаруживающимися в сфере познавательных процессов, oт которых зависит качество усвоения знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.

Оглавление

Ввeдение………………………………………………………………. … .. 3
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушения письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Характеристика речевых и неречевых функций у детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..14
Специфические нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта………………………………………………….24
Глава 2. Кoррекционная рабoта по устранению дисграфии: направления и содержание
2.1. Диагностика дисграфии. Характеристика дисграфических ошибок….28
2.2.Принципы коррекционной работы по устранению дисграфии………..35
2.3.Направления коррекционной рабoты по устранению нарушений письменной речи………………………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………....... 76
Список используемой литературы………….……………………….........80

Файлы: 1 файл

нарушения письма у младших школьников с нарушением интеллекта.docx

— 59.52 Кб (Скачать)

Речевые нарушения данной категории детей носят системный характер, то есть речь страдает как целостная функциональная система. Нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй речи. В различной степени нарушены уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения.

Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.

Проведенное исследование выявило, что моторный праксис учащихся с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей:

- повышением тонуса мышц;

- снижением тактильного осязания;

- недоразвитием кинестетических ощущений;

- наличием гиперкинезов, синкинезий;

- ограничением объема движений языка, губ, челюсти;

- быстрой утомляемостью движений органов артикуляции.

Нарушения речевой моторики и речеслухового анализатора ведут к дефектам звукопроизношения. Нарушения фонематического слуха и восприятия не позволяют слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в собственной речи и контролировать свое произношение.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агранович,  З.  Е.  В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников  [Текст]/ З.  Е.  Агронович. – СПб. 2007.-180с.
  2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: методическая пособие [Текст]/А. К. Аксенова .- М.: ВЛАДОС. 1999.-304с.
  3. Аксёнова, А. К., Воронкова, В. В. Петрова, М. Н., Худенко, Е. Д.    Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов. Модуль №2, Учебно-методический комплект [Текст]/М. Н. Петрова, А. К. Аксёнова,  В. В.Воронкова , Е.Д.   Худенко.- Москва. 2007.-151с.
  4. Аксёнова, А. К., Воронкова, В. В. Петрова, М. Н., Худенко, Е. Д.    Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы логопедов – дефектологов коррекционных школ-интернатов, детских домов. Модуль №4, Учебно-методический комплект[Текст] /М. Н. Петрова,  А. К.  Аксёнова, В. В. Воронкова,  Е. Д. Худенко.- Москва. 2007.-151с.
  5. Барылкина, Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей [Текст] / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А.Обухова; — М.: 5 за знания, 2005. — 128 с.
  6. Безруких, Н. Н., Учимся писать вместе: школа для учителей и родителей [Текст] / Н.Н. Безруких.- Новосибирск.: ЦЭРНС, 1994 -112с.
  7. Винарская, Е. Н., Богомазов, Г.Н. Возрастная фонетика[Текст]  / Е.Н.Винарская, Г.Н. Богомазов.- ТФ МГОПУ, 2001.-224с.
  8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 160с.
  9. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.: методическое пособие[Текст]  /В. В. Воронкова. – М.: Школа – Пресс, 1994.-387с.
  10. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы: методическое пособие [Текст]  / В. В. Воронкова – М.: Просвещение, 1988.- 187с
  11. Гаврилушкина,  О. П., Соколова, Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] /О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
  12. Гайдина, Л. И., Обухова, Л. А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи в 1-4 классах[Текст]  / Л. И. Гайдина, Л. А. Обухова- М.: Вако, 2007.-42с.
  13. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие[Текст]  / Н. В. Дурова – М.: Мозаика-Синтез, 2000.-112с.
  14. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического  восприятия.: методическое пособие по коррекции письменной речи[Текст]  / Л. Н. Ефименкова – М.: Книголюб, 2006. – 144с.
  15. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Формирование связной речи у детей олигофренов: пособие для логопеда [Текст] /Л. Н. Ефименкова  – М.: Просвещение, 1970.-160с.
  16. Ефименкова, Л.  Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие [Текст] /Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1972.-206с.
  17. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 200с.

18.Казанская, В. Л. Шматко, Н. Д. Дидактические игры и упражнения по   развитию слухового восприятия//Дефектология 2002, №5 с 75 -86

19. Калабух,  Т. В., Клейменова, Е.В. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие для учителей специальных (коррекционных) классов VII  вида[Текст]  / Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова. – Новокузнецк  Издательство МОУ ДПО ИПК, 2008. – 109с.

20. Каморина, Е. А., Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении чтения и письма, обусловленные смешением букв по кинестетическому сходству// Логопед, 2007.-№2-с.35-42.

21. Карасева, И. Л., Анализ специфических ошибок письма учащихся начальных классов// Школьный логопед – 2005-№3(6).-с.27-32

22. Ковшиков, В. А., Исправление нарушений различных звуков: методы и дидактические материалы [Текст]  / В. А. Ковшиков.- СПб.: КАРО, 2006-128с.

23. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов[Текст]  / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.: под ред. Г.Ф. Кумариной.- М.: Издательский центр «Академия», 2001-320с.

24. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение): методическое пособие для логопедов [Текст]  /А. Н. Корнев. – Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.- 286с.

25. Лалаева,  Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии [Текст] /Р. И. Лалаева .– М.: ВЛАДОС, 1997.-542с.

26. Лалаева, Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.:пособие для логопедов[ Текст]  /Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1978.- 298с.

27. Лалаева,  Р.  И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие [Текст] /Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.-224с.

28. Лебединский, В. В. Общие закономерности психического дизонтогенеза.:   [Текст] //Хрестоматия. В. В. Лебединский. – М.: Изд-во МПА, 1995.482с

29. Леонтьев, А. А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма. В Н.: Вопросы общего языкознания [Текст] / А.А.Леонтьев; М., 1964.

30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов  [Текст] / Под ред. Л. С.  Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

31. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учебное пособие[Текст]  /А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. -352с.

32. Мазанова, Е. В. , Логопедия  Коррекция оптической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: ООО «Аквариум принт», 2006. – 88с.

33. Мазанова, Е. В. , Логопедия  Коррекция акустической дисграфии. Конспекты для логопедов [Текст] / Е. В. Мазанова. – М.: ООО «Аквариум принт», 2006 

34. Мазанова Е.В.      Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда  [Текст] / Е.В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136

35. Мазанова Е.В.      Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда  [Текст] / Е.В. Мазанова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136

36. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов.  «Педагогика и методика нач. обучения» [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256 с.

37. Муравьева, Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы [Текст] / Под редакцией Р.  Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956 – c.

38. Основы теории и практики логопедии. : пособие для логопедов [Текст] /  Под ред. Левиной Р. Е. – М.: Просвещение, 1968. -479с.

39. Парамонова Л.Г., Легкий способ научиться  правильно говорить и писать/Л.Г. Парамонова.- Аст. Сова, 2009

40. Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфий у детей [Текст] /Л.Г. Парамонова.- СПб.: Издательство «Союз», 2004- 240с.

41. Петрова, В. Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы.: методическое пособие для учителей вспомогательных школ /[Текст] В. Г. Петрова – М.: Просвещение, 1982.-482с.

42. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы: методическое пособие [Текст] /В. Г. Петрова. – М.: Педагогика, 1977.- 402с.

43. Поволяева, М. А. справочник логопеда [Текст] / М. А. Поволяева.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.-448с.

44. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие для студентов дефектологического факультета [Текст] /С. Я. Рубинштейн.– М., 1979. -224с

45. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.: методическое пособие для логопедов [Текст] /И.  Н. Садовникова.   – М.: ВЛАДОС, 1997.-276с.

46. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст] / И. М. Соловьев.-М.: Просвещение, 1976 -370с.

47. Сиротюк, М. В. Смешанная дисграфия – миф или реальность//Дефектология №2. 2006г – 26-30с.

48. Соботович, Е. Ф., Гопиченко, Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов:  [Текст] //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.-413с.

49. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: методическое пособие [Текст] /Л. Ф.Спирова . – М.: Педагогика, 1980.342с.

50. Уфимцева, Л. П., Самодурова, А. А., Ефимова О. Л., Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида :методическое пособие [Текст] / Л. П.Уфимцева, А. А. Самодурова, О. Л. Ефимова.- Красноярск,  2007.- 72с. 

53. Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] /Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. – (Библиотека практикующего логопеда)

54. Цветкова, Л. С. Диагностика и коррекция  нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов [Текст] / Л. С Цветкова – М.2001.- 211с.

55. Чиркина, Г. В., Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей: методическое  пособие для логопедов [Текст] /Г. В.Чиркина, Т. Б. Филичева . – М., 1993.-321с

56.  Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи.  [Текст] / А.В. Ястребова,  Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова;  Изд. 2-е, - М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

57. Ястребова, А. В., Коррекция  нарушений речи у учащихся  общеобразовательной школы: пособие для учителей-логопедов [Текст] / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение., 1978.-104с.

58. Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией[Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова; М.: Когито-Центр, 1996. - 47 с.

59. Яструбинская, Е.А.Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста /[Текст] / Логопедия, 2004.- №2(4).- 60-70c.

 


Информация о работе Нарушения письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта