Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый в данной работе вопрос народная сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
Введение
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
§ 2. Народная сказка, как средство воспитания
§ 3 Формирование личностного развития детей дошкольного возраста народными сказками
Заключение
Список используемой литературы:
Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.
Анализ русской народной сказки " Колобок"
Русская народная сказка "Колобок"- сказка о животных.
Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречал различных зверей ( медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Когда он повстречался с лисицей, колобок спел ей песенку, но она притворилась глухой и попросила колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.
Главные герои сказки - колобок и лисица. Колобок - добрый, простой, смелый. Лиса - хитрая, ласковая.
Мораль сказки: "Говори меньше, думай больше", " Догадка не хуже разума", " С умом задумано, да без ума сделано", "Легко хвалится, легко и свалится".
В сказке имеются повторения фраз, таких как "Колобок, колобок я тебя съем", " Не ешь меня, я тебе песенку спою". Также повторяется песня колобка.
Детям следует объяснить такие слова, как сусек, амбар, студится.
Сказка соответствует требованиям к содержанию произведений для детей, т.е доступна для детского понимания, интересная для детей, небольшая по объему, язык простой, сюжет развивается быстро, небольшое количество непонятных слов.
Данная сказка предназначена для чтения детям младшего и среднего дошкольного возраста [26, с. 6-11].
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В ходе теоретического исследования проблемы народной сказки, как средство воспитания детей дошкольного возраста нами определены следующие положения.
1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
2. Опираясь на народные сказки, как средство воспитания, педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. В нашей работе был проведен литературно-критический обзор основных теоретических положений по данному вопросу. В психолого-педагогической литературе роль народной сказки в становлении личности рассматривается как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Мы пришли также к выводу, что сказка это основа основ воспитания, это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления, этических и нравственных идеалов. Сказка помогает активизировать все основные психические процессы ребенка.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".
Таким образом, использование народной сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Данная работа не претендует на полноту исследований. Перспективы дальнейшего развития изучаемого вопроса мы видим в разработке методов, которые позволят доказать выведенные в работе теоретические выводы.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997
2. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – Москва, А.П.О., 1995
3. Мухина В.С., Возрастная психология. – Москва, 1997.
4. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Академия, 1999.
5. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников.- Москва, 1983.
6. Белкин А.С. Возрастная педагогика (интегративный теоретико-практический курс). – Екатеринбург, 2010.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Москва: Академия, 1999.
8. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.
9. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
10. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - Москва: Академия, 2000.
11. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители - Москва, 1930.
12. Чуковский К.И. От двух до пяти. - Москва: Просвещение, 1956.
13. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая энциклопедия, 2003.
14. Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - Москва: АПН, 1961.
15. Подласый И.П. Педагогика. - Москва: Владос, 2004.
16. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы - Москва: Дрофа, 2000.
17. Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - Москва: Академия, 1997.
18. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – Москва, 1976.
19. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
20. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. –Москва, 2000.
21. Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Владимир, 1995.
22. Ядэшко, В.И. Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика. - Москва, 1986.
23. Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Журнал "Дошкольное воспитание", №5, 2005
24. Юнг К. Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. - СПБ - Москва: "Олимп", ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.
25. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. СПб, 1998.
26. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание- № 7 -1980.
39
Информация о работе Народная сказка как средство воспитания детей дошкольного возраста