Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый в данной работе вопрос народная сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
Введение
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
§ 2. Народная сказка, как средство воспитания
§ 3 Формирование личностного развития детей дошкольного возраста народными сказками
Заключение
Список используемой литературы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Народная сказка, как средство воспитания
детей дошкольного возраста
Курсовая работа
| Исполнитель: Шкуренкова Ирина Иосифовна, студент __244-АЛ______ группы заочного отделения _______ ___________________ дата подпись
|
| Научный руководитель: Быкова Лариса Валентиновна, доцент кафедры социальной педагогики оценка: ________________________
___________ ___________________ дата подпись
|
Оглавление
Введение
§ 1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
§ 2. Народная сказка, как средство воспитания
§ 3 Формирование личностного развития детей дошкольного возраста народными сказками
Заключение
Список используемой литературы:
Актуальность исследования. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
Рассматриваемый в данной работе вопрос народная сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, интересным и актуальным.
В своей работе хочется показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения[1,с. 137].
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста по-прежнему остается на периферии внимания, и научно-эмперических и методических разработок на эту тему недостаточно.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста, в то же время она теряет свою значимость, так как теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение[2].
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных условий формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: "Народная сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста".
Цель исследования - выявить и обобщить психолого-педагогические условия, необходимые для более эффективного усвоения сказки.
Объект исследования -дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - восприятие сказки детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное восприятие сказки детьми возможно в процессе проведения специально организованных мероприятий, направленных на развитие личностных качеств восприятия дошкольников.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть народную сказку, как средство воспитания
3. Проверить эффективность использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды в области педагогики таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы исследования теоретических методов, анализ психолого-педагогической литературы.
Данная работа стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого родителя. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку в своей работе.
В результате исследований выявлены особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста, разработана методическая система формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст, как, впрочем, и любой другой, очень важная пора в жизни человека.
В этом милом возрасте мы только начинаем учиться всему. С момента рождения мы смотрим на мир широко открытыми глазами и жадно впитываем все, что происходит вокруг нас.
Мы учимся различать своих и чужих, понимать по ласковым прикосновениям, что это мама, прислушиваемся к звукам и привыкаем к маминому голосу.
Постепенно начинаем различать слова и понимать значение слов и понятий. Учимся производить осознанные действия и понимать под мудрым руководством мамы, какие из этих действий правильные, а какие нет.
Конечно, учимся мы и всю оставшуюся жизнь, но в дошкольном возрасте мы постигаем азы пребывания здесь, в этом мире [3].
Это и интересно, и очень трудно, потому что начинать всегда труднее. Особенно такое новое для себя, как жизнь на нашей планете.
И насколько важно, чтобы в этом нежном возрасте рядом с нами были родные, любящие взрослые, которые не только начнут учить всему, но и пожалеют, поддержат в моменты неудач. А их встречается достаточно много даже в детстве. Ведь мы учимся самостоятельности уже в дошкольном возрасте.
Ребенок учится понимать этот мир, причинно-следственные отношения, себя, применительно к миру. Без этого невозможно научиться самостоятельности.
Чтобы ребенку научится понимать себя, необходимо общение не только в семье, но и с детьми подобного возраста. Только общаясь, играя с другими малышами, ребенок может проявлять те или иные качества своей личности и учиться мирным взаимоотношениям со сверстниками.
Любому ребенку в дошкольном возрасте необходимо иметь рядом маму или, в крайнем случае, других взрослых людей, которые бы помогали малышу, направляя его в его познавательном процессе.
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Исследования учёных показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривает картинку, на которой изображён ребёнок, отнимающий мяч у сверстника, и замахивается на него кулачком. Увидев плачущего сверстника, он гладит его по голове (как это делает мама, утешая его самого) и отдаёт игрушку, с которой только что сам играл.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственность за порученное дело.
Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, к Родине, уважение к людям других национальностей [4].
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процесс накопления опыта в нравственные привычки.
С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали общества.
К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым.
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста [5].
Общая характеристика дошкольного детства это период с момента осознания себя членом общества (примерно с 2 – 3 лет) до момента систематического обучения (6 – 7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. Это возрастной период, в котором происходит процесс формирования основных индивидуально-психологических свойств личности, создаются предпосылки её будущих социально-нравственных качеств.
Для этой стадии детства характерны:
- максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;
- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);
- минимальная возможность защиты от неблагоприятных влияний среды.
Для педагога важно учесть именно те способности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести в процессе становления гражданские и общечеловеческие качества [6, с. 12].
Информация о работе Народная сказка как средство воспитания детей дошкольного возраста