Наноматериалы и нанотехнологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
В силу того, что нанотехнологии – сравнительная молодая область прикладной науки, учебной литературы по теме очень мало. Поэтому основной источник – материалы периодической печати и ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития нанотехнологий и наноматериалов.
2. Разработать тематический план по дисциплине "Материаловедение".
3. Разработать фрагмент календарно-тематического плана по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
4. Разработать планы- конспекты занятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ" СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме "Наноматериалы и нанотехнологии "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Календарно- тематический план занятий
2.4Планы конспекты занятий
2.5 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

обзорный реферат поллныйй.docx

— 74.45 Кб (Скачать)

 

2.5 Анализ проведенных  занятий

Я выбрал для методического  анализа занятие 2 по теме "Наноматериалы  и технологии их получения". Данное занятие играет важную роль в современных  технических устройствах, которые  применяются практически во всех сферах нашей жизни. Тема "Наноматериалы  и технологии их получения" изучается  уже ближе к концу изучения дисциплины и ее понимание, во многом возможно только при наличии прочных  знаний по предыдущим темам. Тип урока  был определен как комбинированное  занятие, что соответствует методике обучения в средне - профессиональных учебных. При подготовке к занятию  были учтены:

- особенности психических  процессов учащихся, внимания и  его устойчивости (преподаватель  использовал такие приемы, как  рассказ, беседу, объяснение, демонстрацию  наглядных пособий, в частности, презентации, конспектирование, и чередовал их с учетом наиболее эффективного восприятия их учащимися),

- особенности мышления  студентов средне - профессиональных  учебных заведений.

Структура занятия включала в себя основные этапы, соответствующие  структуре комбинированного занятия  в средне - профессиональных учебных  заведениях и отвечающего задачам  и требованиям занятия (организационный  этап - изучение нового материала - закрепление  материала - заключительный этап).

При изложении материала  преподаватель учитывал принципы наглядности, активности, посильности и научности, последовательности изложения.

Методы применялись разнообразные, соответствующие задачам урока, типу урока, возрастным особенностям учащихся.

Из-за недавнего развития нанотехнологий , преподаватель использовал  довольно ограниченный запас наглядных  пособий и видеофильмов.

В процессе занятия активно  применялись технические средства обучения (компьютер), которые использовались с целью просмотра презентации. Темп, дикция и эмоциональность преподавателя  были на достаточном уровне, педагог  точно употреблял научную терминологию, имел контакт с аудиторией.

Преподаватель постоянно  контролировал обстановку на занятии. При этом он использовал различные  методы и средства обучения с учетом особенностей восприятия информации учащимися. Во второй части занятия студенты участвовали в беседе, отвечали на вопросы преподавателя.

Оформление доски, санитарные требования, (освещение в аудитории, климат) соблюдались, как и правила  техники безопасности при работе с ТСО.

Большинство поставленных задач  на занятии были решены. Недостатком  занятия можно назвать отсутствие видеофильма, недостаточная продуманность  оформления доски. В остальном явных  недостатков в области организации и проведения занятия не наблюдалось

Общая оценка занятия – 4 (хорошо).

Таблица 3 Показатели успешности занятия

Показатели

Критерии успешности

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Оснащение занятия

Оформление доски

4

Наличие ТСО

4

Наличие дидактических  средств (плакатов, карточек и т.д.)

3

Средняя оценка:

4,1

2

Содержание

занятия

Соответствие содержания занятия программе

4

Работа с формированием  понятийного аппарата

4

Осуществление межпредметных  связей

4

Средняя оценка:

4

3

Организация занятия

Начало занятия (своевременность, расход времени на организационную часть и т.д.)

4

Готовность учителя  и учащихся к занятию

5

Оценка структуры  занятия и целесообразности разбивки времени на каждый этап

5

Выполнение плана  занятия

5

Достижение поставленных целей занятия

5

Своевременность окончания  занятия

5

Средняя оценка:

5

4

Проведение

занятия

Постановка целей  и мотивация учащихся, разъяснение  значимости изучаемого материала

4

Логика перехода от одного этапа к другому

5

Актуализация знаний учащихся, связь нового материала  с ранее изученным и имеющимся  опытом

5

Средняя оценка:

4,7

5

Реализация принципов

обучения

Принцип сознательности и активности

3

Принцип научности

5

Принцип доступности  обучения

5

Принцип наглядности

4

Принцип систематичности  и последовательности

5

Характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, творческий)

4

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

4

Средняя оценка:

4,3

6

Методы обучения

Методы активизации  познавательной деятельности

5

Выбор методов в  соответствии с целями и задачами урока

5

Учет возрастных особенностей учащихся

4

Методы развития самостоятельности и творческой активности

5

Методы воспитания учащихся

4

Методика инструктирования (вводный, текущий, заключительный)

4

Методы организации  эффективного показа трудовых приемов (расчленение на отдельные действия, замедление темпа, сочетание с наглядностью и объяснением и т. п.)

5

Средняя оценка:

4.6

7

Контроль

Непрерывность контроля

5

Организация само- и взаимоконтроля учащихся

5

Объективность оценки

5

Учет всех критериев  оценки

5

Комментирование оценки

5

Дополнительный  контроль за работой отстающих учащихся

5

Средняя оценка:

5

8

Поведение преподавателя  на занятии

Внешний вид

5

Умение владеть  коллективом

4

Речь преподавателя

4

Педагогический  такт

5

Средняя оценка:

4.5

9

Работа учащихся

Активность

5

Организованность

5

Дисциплинированность

5

Средняя оценка:

5

         

Полученный график позволяет  увидеть и оценить качество проектирования занятия, наглядно продемонстрировать успехи и недостатки выполненной  разработки.

Как мы видим, наиболее низкие баллы получили показатель "содержание занятия". Во многом учащиеся освоили  новый материал, но при этом можно  наблюдать не совсем эффективное  использование методов и средств обучения со стороны педагога.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Для достижения поставленной в моей курсовой работе цели, а именно, разработки лекционных занятий по дисциплине "Материаловедение" раздела " нано материалы и нанотехнологии ", я решал ряд задач:

- исследовал особенности  применения принципов наглядности  и доступности;

- изучил особенности и  методику преподавания раздела  "Материаловедение"

- на основе выявленных  закономерностей составил календарно  – тематический план дисциплины  и разработал планы – конспекты  занятий

- провел анализ одного  из занятий;

В результате изучения проблемы я пришел к следующим выводам:

Одним из главных правил проведения лекционного занятия по электротехнике является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости усвоения этой информации учащимися. Скорость информации, сообщаемой преподавателем, должна учитывать особенности  возраста, подготовленности и общего развития учащихся.

В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего  на понимание изучаемого материала, а не на запоминание.

Введение при изучении раздела "наноматериалы и нанотехнологии" наглядного материала должно учитывать  по крайней мере два следующих  психологических момента: 1) какую  конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится  предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

 

1. Бойко, В.В. Диалог  лектора со слушателями: психологические  аспекты [Текст] / В.В. Бойко - СПб.; 1987. – 66 c.

2. Вербицкий, А.А. Активное  обучение в высшей школе: контекстный  подход [Текст] / А.А. Вербицкий - М.; 1991.

3. Гузеев, В.В. Методы и  организационные формы обучения [Текст] / В.В. Гузеев – М.; 2006. –128 с.

4.Карамян, Г.Г. Теория  и мастерство лекционного преподавания  в высшей школе [Текст] / Г.Г.  Карамян - Ереван, 1983.

5. Карклина, Л.Д. Методика  подготовки к лекции [Текст] / Л.Д.  Карклина – М.; 1977. –18 с.

6. Качалова, Л.П. Педагогические  технологии [Текст] / Л.П.Качалова, В.И.Телеева. - Шадринск, 2001.

7. Кожевников, К.П. Методика  подготовки лекций [Текст] / К.П. Кожевников  – М.; 1976. –30 с.

8. Кругликов, Г.И. Методика  преподавания технологии с практикумом: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов.  – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.

9. Лавриненко-Омецинская, Е.Д.  Рецензия лекции… Нужна ли? И  какая? [Текст] / Е.Д. Лавриненко-Омецинская  – М.; 1990. – 65 с.

10. Настольная книга учителя  технологии [Текст]: справ. - метод. пособие  /Сост. А.В. Марченко.- М.:АСТ: Астрель, 2005.- 430 с.

11. Смольянинов, И.Ф. Советы  начинающему лектору [Текст] / И.Ф.  Смольянинов – Л.; 1980. – 23 с.

12. Столяренко, А.М. Курс  лекций [Текст] / А.М. Столяренко - М.; 2006.

13. Фокин, Ю.Г. Преподавание  и воспитание в высшей школе  [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М.; 2006


Информация о работе Наноматериалы и нанотехнологии