Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
В силу того, что нанотехнологии – сравнительная молодая область прикладной науки, учебной литературы по теме очень мало. Поэтому основной источник – материалы периодической печати и ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития нанотехнологий и наноматериалов.
2. Разработать тематический план по дисциплине "Материаловедение".
3. Разработать фрагмент календарно-тематического плана по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
4. Разработать планы- конспекты занятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ" СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме "Наноматериалы и нанотехнологии "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Календарно- тематический план занятий
2.4Планы конспекты занятий
2.5 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт"
Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра общетехнических дисциплин
Курсовая работа
по методике профессионального обучения
Тема: Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы и нанотехнологии" при изучении дисциплины "Материаловедение"
Шадринск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы
лекционного занятия. Методы
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ" СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме "Наноматериалы и нанотехнологии "
2.2 Тематическое планирование курса
2.3 Календарно- тематический план занятий
2.4Планы конспекты занятий
2.5 Анализ проведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка лекций по дисциплине "Материаловедение" непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса по данной дисциплине. Руководством здесь служит рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в среднепрофессиональном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения.
Учебный план, государственный образовательный стандарт специальности 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" и рабочая программа явились основой для разработки рабочего лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
Особая роль наноматериалов
в научно-техническом
Целью нашей курсовой работы является разработка лекций по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
В силу того, что нанотехнологии
– сравнительная молодая
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития нанотехнологий и наноматериалов.
2. Разработать тематический план по дисциплине "Материаловедение".
3. Разработать фрагмент календарно-тематического плана по теме "Наноматериалы и нанотехнологии".
4. Разработать планы- конспекты занятий.
5. Провести методический анализ разработанного занятия.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ "НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ"
1.1 Типы лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучении нанотехнологий в автомобилестроении.
После определения структуры
лекционного курса можно
- отбор материала для лекции;
- определение объема и содержания лекции;
- выбор последовательности и логики изложения;
- подбор иллюстративного материала;
- выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с нанотехнологиями в автомобилестроение. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Лекции присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.
Развивающая функция лекции
реализуется в непосредственном
контакте студента с преподавателем,
становлении у студентов
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Лекция - экономный по времени
способ сообщения студентам учреждений
среднего профессионального обучения
значительного объема информации. Индивидуальность
лектора и тот факт, что он может
постоянно совершенствовать содержание
лекции благодаря собственным
- дает непосредственное общение с лектором;
- представляет разные точки зрения;
- дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
- учитывает особенности ситуации;
- способствует установлению
живой связи студентов с
Объем и содержание лекции
зависят и от ряда классификационных
характеристик лекционного
- месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
- преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
- частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
- степени проблемности
изложения материала (
Установочная лекция включает
обзор основного материала
В педагогической практике понятие "установочная лекция" может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют "фондовые" лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в "фонд" кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторские курсы по данной или близкой дисциплине.
Обзорная лекция близка по
своей сути к установочной, но имеет
более информативный характер. На
ней преобладает монолог
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.
Проблемная лекция представляет
собой лекционное занятие, предполагающее
привлечение преподавателем аудитории
к решению научной проблемы, определяющей
тему занятия. Например, могут быть
прочитаны лекции на тему: "Понятие
нанотехнологии и история развития","
Проблемную лекцию условно можно разбить на следующие условные части:
- получение исходных данных для формулировки проблемного вопроса;
- формулировка и разъяснение проблемного вопроса;
- определение общего
- решение проблемного
вопроса на основании
- анализ результатов решения
и установление связи с
Возможны и другие схемы построения проблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса, предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когда решение излагается только самим преподавателем, студенты будут участниками решения.
Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Ну и, наконец, ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции возможно учесть и отразить то новое, что появилось в нанотехнологиях в последнее время.
1.2 Дидактические принципы
лекционного занятия. Методы
Дидактический принцип в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств.
Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.