Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:52, контрольная работа
1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
5. Приложение:
1) перечень наблюдений на сезон для своей возрастной группы; 3-4 конспекта занятий по наблюдению за одним или несколькими объектами природы;
2) анализ проведённых занятий по этим конспектам (как дети восприняли цель наблюдения, какие использовались приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности, что способствовало поддержанию интереса и сохранению внимания на протяжении всего занятия; формы фиксации наблюдений);
3)
4) образцы календарей природы.
Учреждение образования «Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Контрольная работа
по предмету «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
студентки 3 курса ОЗО
факультета ПиПД группы «М»
Зайцевой Марины Ивановны
Могилёв, 2010
Тема: Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой
План:
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский
писал: "Человек был и всегда останется
сыном природы, и то, что роднит его с природой,
должно использоваться для его приобщения
к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий
ребенка, - это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
верный источник детского разума" [http://www.kontrolnaja.ru/
Природа - один из источников
познания ребенком окружающей
среды. Процесс познания
1. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдение – основное средство познания природы. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. [5, стр.4]
Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь [13].В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей складываются правильные представления о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения. Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. Воспитание наблюдательности у старших дошкольников очень важно для будущего обучения их в школе. (Васильева, «Учите детей наблюдать природу»)
Наблюдение позволяет
Необходимость наблюдения и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умения понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.[3, стр.160]
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.
Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приёмами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нём); показ диафильма, иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта.
На первом этапе осуществляется:
1.выбор программного
2. выбор места, где будет проводиться занятие
3.выбор объекта для наблюдения (он должен быть интересным для детей, который помогает поддержать интерес в течении наблюдения)
Прежде всего воспитатель
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.
Воспитателю следует подготовить
все необходимые в ходе наблюдения
предметы: миски с кормом и водой,
тряпочки, щеточки, которыми пользуются
во время ухода за животными. Наблюдение
может проходить с
Второй этап. В начале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный ещё на первом этапе.
Приёмами возбуждения
На втором этапе важно
помочь детям правильно
Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длинный по времени. Этот этап (по своему содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно разделить на три части.
1) обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных частей и деталей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно найти предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта. Первые минуты отводятся молчаливому восприятию предмета. Рассматривая предмет, ребёнок имеет возможность высказывать о нём то, что он знает;
2) анализ обследуемого предмета.
Воспитатель направляет
Выделяя существенные признаки, ребёнок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам учится отличать его от других однородных предметов.
Воспитатель направляет внимание детей
на выделение тех свойств
3) обследование интерпретирующее,
раскрывающее не только
С этой целью воспитатель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством педагогов).
Четвёртый заключительный этап. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.
Как показывает опытная работа, при однократном восприятии даже обученный ребёнок не всегда умеет чётко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.
Правильное построение структуры процесса наблюдения, обучение детей приёмам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Осмысленное восприятие предметов
зарождается у детей рано, но ограниченные
опыт и знания дошкольников не позволяют
видеть существенные их стороны. Восприятие
находится в плену аффективно-
2. Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, П.М. Басс, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.).
В 50-70-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проведены исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (Э.И Залкинд, А.И Васильева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию»,- писал он.
Крупнейшие представители
Я.А. Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской школы стройную систему элементарных природоведческих знаний, группируя их по разделам «физика», «география», «астрономия», «оптика» и т.д. В том, что Я.А. Коменский подводит под научные названия элементарные знания об окружающей природе, заложен глубокий смысл серьёзного отношения к первоначальному обучению ребёнка. Ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если ты желаешь привить учащимся истинное и прочное знание вещей, … обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»,- гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А. Коменского.
Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой