Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:52, контрольная работа

Краткое описание

1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.

Оглавление

1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
5. Приложение:
1) перечень наблюдений на сезон для своей возрастной группы; 3-4 конспекта занятий по наблюдению за одним или несколькими объектами природы;
2) анализ проведённых занятий по этим конспектам (как дети восприняли цель наблюдения, какие использовались приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности, что способствовало поддержанию интереса и сохранению внимания на протяжении всего занятия; формы фиксации наблюдений);
3)
4) образцы календарей природы.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПРИРОДЕ.docx

— 61.44 Кб (Скачать)

Учреждение  образования «Могилёвский государственный  университет им. А.А. Кулешова»

 

 

 

 

                       Контрольная работа

по предмету «Теория и методика ознакомления детей        дошкольного возраста с природой»

студентки 3 курса ОЗО

факультета ПиПД группы «М»

Зайцевой Марины Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв, 2010

Тема: Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой

План:

  1. Наблюдение как сложная познавательная деятельность, её структурные части и особенности формирования деятельности наблюдения в дошкольном возрасте.
  2. Взгляды дедактов на пользование наблюдения как метода ознакомления детей с природой.
  3. Классификация видов наблюдений по различным критериям, их взаимосвязь.
  4. Анализ плана воспитательно-образовательной работы за сезон в разных возрастных группах. Содержание и место наблюдений в педагогическом процессе ознакомления детей с природой.
  5. Приложение:
    1. перечень наблюдений на сезон для своей возрастной группы; 3-4 конспекта занятий по наблюдению за одним или несколькими объектами природы;
    1. анализ проведённых занятий по этим  конспектам (как дети восприняли цель наблюдения, какие использовались приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности, что способствовало поддержанию интереса и сохранению внимания на протяжении всего занятия; формы фиксации наблюдений);
    2. образцы календарей природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума" [http://www.kontrolnaja.ru/dir/pedagogika/8102

 Природа - один из источников  познания ребенком окружающей  среды. Процесс познания основан  на чувственном восприятии, идущем от сердца, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного.

1. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдение – основное средство познания природы. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. [5, стр.4]

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные  явления и связь между ними, причинную зависимость. "Смотреть" и "видеть" не одно и то же. Умение "видеть" не дается от рождения, оно  постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок  одновременно развивает свое мышление и речь [13].В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют  опыт, знания и умения ребенка.

Организуя наблюдения  в природе, воспитатель решает в комплексе  ряд задач: формирует у детей  знания о природе, учит наблюдать, развивает  наблюдательность, воспитывает эстетически.

Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие  на всестороннее развитие личности ребёнка. В процессе наблюдений у детей  складываются правильные  представления  о многих предметах и явлениях окружающего мира. Осмысление ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует его речь, память, внимание, закладывает надёжную основу для формирования начатков материалистического миропонимания. Логическое познание неразрывно связано с чувственным, поэтому в процессе восприятия изучаемых объектов и явлений наблюдение приобретает исключительное значение, оно позволяет формировать ощущения. Ребёнок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. Воспитание наблюдательности у старших дошкольников очень важно для будущего обучения их в школе. (Васильева, «Учите детей наблюдать природу»)

 Наблюдение позволяет показать  детям природу в естественных  условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных  взаимосвязях. Многие связи и  отношения природных явлений  доступны непосредственному наблюдению, зримы. Систематическое использование  наблюдения в ознакомлении с  природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и  приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из  важнейших задач умственного  воспитания.

Необходимость наблюдения и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием качеств, обеспечивающих высокую результативность наблюдений: умения понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умения отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы  познания в новых условиях.[3, стр.160]

Процесс наблюдения по своей структуре  можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.

Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей  интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приёмами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение  к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где  видел, каким он был тогда, что  знает о нём); показ диафильма, иллюстраций, подготавливающих детей  к восприятию объекта.

На первом этапе осуществляется:

1.выбор программного материала,  т.е. те задачи, которые дети должны усвоить.

2. выбор места, где будет проводиться занятие

3.выбор объекта для наблюдения (он должен быть интересным для детей, который помогает поддержать интерес в течении наблюдения)

Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей  работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и  навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут  быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который  должен быть для детей интересным и в то же время доступным для  восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением  лучше не кормить. В этом случае они  более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес  к нему.

Воспитателю следует подготовить  все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и  организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден  всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать  с ним — покормить, поиграть.

Второй этап. В начале наблюдения необходимо произвольное внимание направить  и сосредоточить на наблюдаемом  объекте, поддержать интерес, вызванный  ещё на первом этапе.

Приёмами возбуждения произвольного  внимания в младших группах является использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Для детей старшего дошкольного возраста нужны такие  приёмы, которые вызвали бы волевые  усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определённого времени (использование художественного  образа, загадки, поговорки, стихотворения, показ и пояснение, показ иллюстраций, вопросы и указания).

 На втором этапе важно  помочь детям правильно установить  и поддержать наблюдательную  позу (удобное размещение по отношению  к объекту; соответствующий поворот  головы, тела). Начало наблюдения нецелесообразно затягивать, поскольку вернуть ускользающее внимание гораздо труднее, чем удержать его. Как только внимание ребёнка было нацелено и сосредоточено на воспринимаемом объекте, сразу следует переходить к следующему этапу.

Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый  длинный по времени. Этот этап (по своему содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно  разделить на три части.

1) обследование предмета или  явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных частей и деталей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно найти предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта. Первые минуты  отводятся молчаливому восприятию предмета. Рассматривая предмет, ребёнок имеет возможность высказывать о нём то, что он знает;

2) анализ обследуемого предмета. Воспитатель направляет внимание  ребёнка на особенности предмета. Части и свойства предмета  являются его признаками, которые  ребёнок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Выделяя существенные признаки, ребёнок  учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным  признакам учится отличать его от других однородных предметов.

Воспитатель направляет внимание детей  на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой  группой однородных предметов. Через  восприятие одного предмета дети познают  свойства, присущие всем предметам  такого рода, в результате чего у  них формируется обобщённое представление  типичного строения, окраски, формы  и других признаков предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает всё более  самостоятельный характер;

3) обследование интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно-воспринимаемые  свойства, но и на их основе  абстрактные свойства предметов  и явлений в их существенных  взаимосвязях. Цель этой части  наблюдения – отнесение данного предмета к определённой группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами, и явлениями, их частями и свойствами.

С этой целью воспитатель привлекает и использует в наблюдении детей  их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством педагогов).

Четвёртый заключительный этап. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Как показывает опытная работа, при  однократном восприятии даже обученный  ребёнок не всегда умеет чётко  выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов  теми же путями, по которым они протекали  в процессе первичного восприятия.

Правильное построение структуры  процесса наблюдения, обучение детей приёмам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

Осмысленное восприятие предметов  зарождается у детей рано, но ограниченные опыт и знания дошкольников не позволяют  видеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену аффективно-моторных и эмоциональных реакций. Яркие  впечатления, особенно получаемые от быстроменяющихся движущихся предметов и явлений, - результат непроизвольных наблюдений детей. « Эмоциональные моменты, которые бесспорно играют значительную роль в восприятии ребёнка, сочетаются с моментами интеллектуальными и проявляются конкретно в значении, которое имеют для восприятия ребёнка его интересы, обычно яркие, но ограниченные». [3, стр.161]

2. Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, П.М. Басс, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и др.).

В 50-70-е годы в Москве, Ленинграде, Минске проведены исследования, которые  позволили вскрыть особенности  познания дошкольниками природы  через наблюдения (Э.И Залкинд, А.И  Васильева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.). Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

Беспредельную любознательность и  пытливость маленького ребёнка, его  естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию»,- писал он.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое  внимание влиянию окружающей природы  на развитие личности ребёнка.

Я.А. Коменский, придавая большое значение воспитанию в дошкольном возрасте, вводит в программу материнской  школы стройную систему элементарных природоведческих знаний, группируя  их по разделам «физика», «география», «астрономия», «оптика» и т.д. В том, что Я.А. Коменский подводит под  научные названия элементарные знания об окружающей природе, заложен глубокий смысл серьёзного отношения к  первоначальному обучению ребёнка. Ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если ты желаешь привить учащимся истинное и прочное знание вещей, … обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»,- гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А. Коменского.

Информация о работе Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой