Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:23, реферат
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности и др.
Вопросы:
Представление о предмете мышлении как процесса и как деятельности.
Место мышления в структуре познавательных процессов.
Общая характеристика методов изучения мышления.
Использованная литература:
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
Ломов, Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.
Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
В рамках каждого из основных психологических методов осуществлялся свой концептуальный подход к понятию мышления и исследованию мыслительных процессов.
МЕТОД ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ— метод психологического исследования высших психических функций, разработанный на основе теории Л. С. Выготского об их знаково-опосредствованном характере.
Впервые метод был использован в совместном исследовании Выготского и Сахарова при изучении процесса образования понятий. Сущность метода заключается в том, что исследование высших психических функций осуществляется с помощью 2 рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд — функцию знаков (стимулов-средств), с помощью которых эта деятельность организуется.
В исследовании Выготского и Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов-средств — слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся знаками экспериментальных понятий (они обозначали определенную совокупность признаков стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно и то же слово, и проверяя каждый раз правильность своего выбора.
Применение метода дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. Описанный вариант метода известен под названием «Методика Выготского-Сахарова» (при ее разработке использована идея «поискового метода» Н. Аха). Поэтому метод можно рассматривать как целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредствования.
МЕТОД ИСКУССТВЕННЫХ (НЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ) ПОНЯТИЙ. Н. Ах (основатель в 1921) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Сам Н. Ах коротко охарактеризовал свои эксперименты так: «Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий».
>>>В методике Аха используются объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме (3 вида), цвету (4), размеру (2), весу (2), — всего 48 фигур. К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фал». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая, в конце концов, 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз. После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается «гацун» от «рас»?», просят придумать фразу с этими словами.<<<
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТРОСПЕКЦИЯ разработана в Вюрцбургской школе. О. Кюльпе (1862-1915), основатель и лидер вюрцбургской школы. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета. Систематическая интроспекция Кюльпе отделялась от переживания временным промежутком, была ретроспективной (обращение к прошлому, обзор прошедших событий.). Испытуемый решал предложенную ему задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении. Эта модификация интроспекции, как полагал Кюльпе, не приводила к раздвоению на наблюдающую и наблюдаемую части субъекта, что давало возможность применения интроспекции к изучению не только простых психических процессов, но и мышления.
МЕТОД «ФОРМУЛИРПОВАНИЯ И ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЯ»Здесь имеются в виду не навыки риторики, а умение сформулировать свою мысль по крайней мере двумя способами: в терминах проблем и в терминах задач.
МЕТОД «ПСИХОДИАГНОСТИКИ» (тесты). А.Бине (французский психолог) который первый разработал тесты на мышление. Ввел понятие системы заданий. Исследовал особенности мышления. Создал систему простых испытаний для диагностики умственного развития детей.
Тест Векслера.(носит универсальный характер)1939 год. Включались вербальные и невербальные шкалы. Положительная сторона данной методики в том что, выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими интеллектуальными тестами; Они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей; Результаты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.
Таким образом, подводя итог темы, которую мы попытались рассмотреть в рамках лекционного занятия, мы провели обзор мышления как предмета психологии, попытались определить границы мышления как процесса и как деятельности. Кратко рассмотрели пересечение мышления с другими науками (логикой, психологией). Подробно рассмотрели психологический аспект изучения мышления, и сделали вывод, что этот аспект самый сложный и требует более углубленного изучения. Во втором вопросе мы рассмотрели место мышления в структуре познавательных процессов, познакомились с классификацией Ломова и с структурой познавательного процесса. В третьем вопросе мы коснулись основных методов изучения мышления. Кратко познакомились с методами ретроспективной интроспекции и ее основателем О.Кюльпе, методом эксперимента и вырцбуркой школой, методом искусственных понятий и ее основателем Н.Ахом, методом двойной стимуляции, и методикой 20 столетия «Выготского-Сахорова», методом психодиагностики и тестом Векслера. При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.