Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:23, реферат
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности и др.
Вопросы:
Представление о предмете мышлении как процесса и как деятельности.
Место мышления в структуре познавательных процессов.
Общая характеристика методов изучения мышления.
Использованная литература:
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
Ломов, Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.
Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.
ТЕМА: Мышление как предмет психологии.
Вопросы:
Использованная литература:
Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности и др.
Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов. Психологи изучают мышление, его закономерности, специфику индивидуальных особенностей мыслительного процесса, независимо от того, протекает мыслительный процесс в голове ученого или это бред больного. Психология же изучает, как реально осуществляется мышление, которое не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те ситуации, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности объекта, который изучается, но и те случаи, когда объекта приписывают определенные качества, которых он реально не имеет. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология, патопсихология.
Кибернетика исследует процесс мышления, моделируя его с помощью компъютеров, где исследуются процессы обработки информации, т. е. то, чем занимается человеческий мозг.
Педагогика исследует мыслительный процесс, как он протекает в процессе познания и воспитания.
В качестве основного предмета психологического исследования мышления выступает в двух аспектах:
Современная психология рассматривает мыслительную деятельность как совокупность всех познавательных процессов человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Психологическая сущность и природа мыслительной деятельности изучена далеко не достаточно, хотя, как известно, многие крупнейшие зарубежные (А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Р. Кэттел и др.) и отечественные исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров и др.) занимались и продолжают работать над различными аспектами и составляющими мыслительной деятельности.
Рассмотрим, как трактуется
вопрос об определении предмета психологии
мышления в трудах А. Н. Леонтьева, С.
Л. Рубинштейна и П. Я. Гальперина,
непосредственно занимавшихся проблематикой
психологии мышления. В работах других
крупных отечественных
Статья А.Н. Леонтьева
о мышлении начинается с определения
мышления как высшей ступени познания.
Это определение, конечно, является
определением предмета комплексных
междисциплинарных
Приведенные положения по
существу приводят нас к выделению
определенной области, подлежащей собственно
психологическому изучению. По мнению
С.Л. Рубинштейна, в качестве основного
предмета психологического исследования
мышление выступает как процесс,
как деятельность. Представление
о мышлении как о процессе, деятельности
дифференцирует мышление от его продуктов,
от того, что уже, так сказать, является
результатом мыслительного
П.Я. Гальперин трактует как
форму ориентировочно-
Определение предмета психологии мышления П.Я. Гальпериным звучит, так: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление»
Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой и образуют сложную, многоуровневую структуру познавательной деятельности.
В отечественной психологии
принята следующая структура
психики. При этом указанные в
структуре психики компоненты представляют
собой: психические процессы - психические
явления, обеспечивающие первичное
отражение и осознание
Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осуществляется познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления как такового, эти структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философском, научном). В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.
Классификация Б.М.Ломова:
1.речемыслительный уровень (
А). интеллект.
Речемыслительный уровень связан с использованием человеком знаков или средств, благодаря которым он овладевает знаниями, сложившимися в ходе общественно-исторического развития. Процесс отражения может развертываться в направлении от настоящего к будущему и от настоящего к прошлому.
Как отмечает Б. М. Ломов, в
этом и состоит разрешающая
Таким образом, познавательные
процессы имеют уровневую организацию,
позволяющую человеку отражать окружающий
мир в образной и понятийной формах.
Они связаны друг с другом, имеют
общие и специфические
Целостно функционирующая совокупность познавательных процессов, включающая все уровни от сенсорно-перцептивного до понятийного, представляет собой систему мыслительной деятельности человека. Высший ее уровень не оторван от закономерностей всех других. Речемыслительные процессы выполняют функцию интеграции всей системы в целом. Развитие мышления предполагает движение в двух направлениях: «снизу вверх» и «сверху вниз». Движение «снизу» представляет собой восхождение от сенсорно-перцептивных процессов к понятийному мышлению. Другими словами, происходит постепенное усложнение познавательных процессов: развитие мышления базируется на развитии восприятия, памяти, воображения.
Движение «сверху вниз» предполагает влияние понятийного мышления на характеристики процессов нижележащих уровней. Восприятие становится категориальным, память — осмысленной, воображение — творческим. Все процессы приобретают произвольный характер, в том числе и мышление. Таким образом, регуляция «сверху» выступает как саморегуляция познавательной деятельности человека.
До XX века существовал только метод самонаблюдения (интроспекции). Позднее к более ранним методам так же относят метод наблюдения и эксперимент.
Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий, которые вызывают мышление, оказывают влияние на его протекание. Например, особенности задачи, поставленной перед человеком, оказывают существенное влияние на его деятельность. Это влияние, конечно, определяется и внутренними условиями деятельности. Объективность исследования мышления требует также тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д. В психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.
Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируется длительностью наблюдения.
Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в исследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку.
В психологии мышления нашел достаточно широкое применение «экспериментально-клинический» метод, сочетающий, особенности экспериментального (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев).
Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Представляют интерес как ответы на прямые вопросы, так и на косвенные.
При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.
В исследованиях мышления
применяется также и