Мышление как предмет психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности и др.

Оглавление

Вопросы:
Представление о предмете мышлении как процесса и как деятельности.
Место мышления в структуре познавательных процессов.
Общая характеристика методов изучения мышления.
Использованная литература:
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
Ломов, Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.
Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ общая психология.docx

— 36.34 Кб (Скачать)

ТЕМА: Мышление как предмет  психологии.

Вопросы:

  1. Представление о предмете мышлении как процесса и как деятельности.
  2. Место мышления в структуре познавательных процессов.
  3. Общая характеристика методов изучения мышления.

Использованная литература:

  1. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
  2. Ломов, Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

 


 

   Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой, физиологией высшей нервной деятельности и др.

Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов. Психологи изучают мышление, его закономерности, специфику индивидуальных особенностей мыслительного процесса, независимо от того, протекает мыслительный процесс в голове ученого или это бред больного. Психология же изучает, как реально осуществляется мышление, которое не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те ситуации, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности объекта, который изучается, но и те случаи, когда объекта приписывают определенные качества, которых он реально не имеет. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология, патопсихология.

Кибернетика исследует процесс мышления, моделируя его с помощью компъютеров, где исследуются процессы обработки информации, т. е. то, чем занимается человеческий мозг.

Педагогика исследует мыслительный процесс, как он протекает в процессе познания и воспитания.

    В  качестве основного предмета  психологического исследования  мышления выступает в двух  аспектах:

  1. Как процесс,
  2. Как мыслительная деятельность.

   Современная психология рассматривает мыслительную деятельность как совокупность всех познавательных процессов человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Психологическая сущность и природа мыслительной деятельности изучена далеко не достаточно, хотя, как известно, многие крупнейшие зарубежные (А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Р. Кэттел и др.) и отечественные исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. А. В. Брушлинский, О. К. Тихомиров и др.) занимались и продолжают работать над различными аспектами и составляющими мыслительной деятельности.

Рассмотрим, как трактуется вопрос об определении предмета психологии мышления в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и П. Я. Гальперина, непосредственно занимавшихся проблематикой  психологии мышления. В работах других крупных отечественных психологов, как правило, рассматриваются лишь некоторые аспекты исследования мышления в психологии, но не проблема в целом. Так, например, в ставших  классическими работах Л.С. Выготского обсуждается в основном проблема единиц анализа речевого мышления, а не мышления вообще. Предложенная им единица анализа — «значение слова» — еще не дифференцирует психологический и лингвистический аспекты.

Статья А.Н. Леонтьева  о мышлении начинается с определения  мышления как высшей ступени познания. Это определение, конечно, является определением предмета комплексных  междисциплинарных исследований. Здесь  не выделен собственно психологический  аспект. Кстати и задача, которая  стояла перед автором, требовала  описания мышления прежде всего как объекта комплексных, междисциплинарных исследований, потому что речь шла о мышлении вообще, а не о психологии мышления. 

Приведенные положения по существу приводят нас к выделению  определенной области, подлежащей собственно психологическому изучению. По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного  предмета психологического исследования мышление выступает как процесс, как деятельность. Представление  о мышлении как о процессе, деятельности дифференцирует мышление от его продуктов, от того, что уже, так сказать, является результатом мыслительного процесса. Здесь, конечно, С.Л. Рубинштейн имел в  виду задачу размежевания интересов; сфер влияния психологов и специалистов в области логики, социологии, теории познания. Он имел в виду индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. В этой формуле  об изучении мышления как процесса, как деятельности термины «процесс», «деятельность» даны через запятую, т. е. они не соотнесены, и можно  интерпретировать, что они выступают  как синонимы. Действительно, по контексту  ряда других работ С.Л. Рубинштейна, а он последние годы сам с учениками  занимался психологией мышления, эта синонимичность тоже постоянно  выступает: процесс—деятельность. Имеется  в виду, что мышление развертывается во времени, включает в себя некоторые  фазы, или этапы, есть начало, середина, завершение. Мышление есть некоторое  проявление активности субъекта, т. е. оно не только направлено на отражение  внешнего мира мышления, но и является выражением определенной активности субъекта. Мышление всегда субъектно в этом смысле, даже в том случае, когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир. Это представление о мышлении как о процессе прежде всего развивается в работах А.В. Брушлинского, особенно при анализе прогнозирования, предвосхищения. «Мышление, — правильно подчеркивает А.В. Брушлинский, — это всегда искание и открытие существенно нового». Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относятся к числу высших уровней познавательной деятельности человека.

П.Я. Гальперин трактует как  форму ориентировочно-исследовательской  деятельности и правильно настаивает на том, что психология не является единственной наукой, изучающей психику. То же самое применительно к мышлению. Психология не единственная наука, изучающая  мышление.

Определение предмета психологии мышления П.Я. Гальпериным звучит, так: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс  ориентировки субъекта при решении  интеллектуальных задач на мышление»


Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой и образуют сложную, многоуровневую структуру познавательной деятельности.

В отечественной психологии принята следующая структура  психики. При этом указанные в  структуре психики компоненты представляют собой: психические процессы - психические  явления, обеспечивающие первичное  отражение и осознание личностью  воздействий окружающей действительности; психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности  личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности; психические состояния - определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени; психические образования - психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Таким образом, мышление в структуре психики относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Структура познавательного  процесса определяет систему уровней  и элементов сознания, посредством  которых осуществляется познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя  работу мышления как такового, эти  структурные элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философском, научном). В структуре  познавательного процесса принято  выделять два основных уровня: чувственный  и рациональный. Чувственное познание характеризуется: а) непосредственным характером отражения, возникающего в  результате воздействия внешних  предметов на наши органы чувств; б) индивидуальной множественностью и  конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; в) фиксацией внешних, поверхностных (феноменальных) характеристик объекта в форме чувственных образов.

Классификация Б.М.Ломова:

1.речемыслительный уровень (самый  высший уровень)


А). интеллект.                               Б). речевое мышление.

Речемыслительный уровень  связан с использованием человеком  знаков или средств, благодаря которым  он овладевает знаниями, сложившимися в ходе общественно-исторического  развития. Процесс отражения может  развертываться в направлении от настоящего к будущему и от настоящего к прошлому.

Как отмечает Б. М. Ломов, в  этом и состоит разрешающая способность  антиципации речемыслительного  уровня. Отмеченные особенности обусловливают  и более сложную форму отражения  – понятийную. Понятие утрачивает чувственный характер, приобретая максимальную обобщенность и опосредованность.

Таким образом, познавательные процессы имеют уровневую организацию, позволяющую человеку отражать окружающий мир в образной и понятийной формах. Они связаны друг с другом, имеют  общие и специфические особенности. Сквозными характеристиками выступают  обобщенность и антиципация, которые  имеют различные возможности  в зависимости от уровня познавательных процессов.

Целостно функционирующая  совокупность познавательных процессов, включающая все уровни от сенсорно-перцептивного  до понятийного, представляет собой  систему мыслительной деятельности человека. Высший ее уровень не оторван от закономерностей всех других. Речемыслительные процессы выполняют функцию интеграции всей системы в целом. Развитие мышления предполагает движение в двух направлениях: «снизу вверх» и «сверху вниз». Движение «снизу» представляет собой восхождение от сенсорно-перцептивных процессов к понятийному мышлению. Другими словами, происходит постепенное усложнение познавательных процессов: развитие мышления базируется на развитии восприятия, памяти, воображения.

Движение «сверху вниз»  предполагает влияние понятийного  мышления на характеристики процессов  нижележащих уровней. Восприятие становится категориальным, память — осмысленной, воображение — творческим. Все процессы приобретают произвольный характер, в том числе и мышление. Таким образом, регуляция «сверху» выступает как саморегуляция познавательной деятельности человека.


До XX века существовал только метод самонаблюдения (интроспекции). Позднее к более ранним методам  так же относят метод наблюдения и эксперимент.

Объективность исследования мышления требует выявления тех  внешних условий, которые вызывают мышление, оказывают влияние на его  протекание. Например, особенности  задачи, поставленной перед человеком, оказывают существенное влияние  на его деятельность. Это влияние, конечно, определяется и внутренними  условиями деятельности. Объективность  исследования мышления требует также  тщательной фиксации тех особенностей деятельности, в которых так или иначе проявляется мышление человека, по которым мы судим о протекании мышления: сам факт решения задачи, тип решения, время решения, спонтанные высказывания по ходу решения, рассуждение вслух, особенности психофизиологических реакций и т.д. В психологии мышления широко применяются все основные методы сбора эмпирического материала.

Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Этот недостаток частично компенсируется длительностью наблюдения.

Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в исследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку.

В психологии мышления нашел достаточно широкое применение «экспериментально-клинический» метод, сочетающий, особенности экспериментального (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев).

Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Представляют интерес как ответы на прямые вопросы, так и на косвенные.

При исследовании мышления применяются не только качественные, но и количественные методы: факторный анализ в  изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Развиваются также методы математического и программного моделирования мышления.

В исследованиях мышления применяется также и анкетирование. Так называемые открытые анкеты, в  которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей  степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.

Информация о работе Мышление как предмет психологии